Эта картина в галерее Брера в Милане всегда казалась мне необычной и трогательной. Чем дольше смотришь, тем больше деталей проявляются.
Картина называется "Приемный ребенок" ("L'Enfant trouvé" на французском языке). Её автор - французский художник Эмиль Жан-Орас Верне, написавший её в 1850 году.
На картине изображена драматическая сцена в пустынной местности. На переднем плане мы видим солдата-зуава (легкая пехота французской армии в Северной Африке), который необычным способом кормит младенца рядом с телом больной или раненой матери. Солдат, поднял ребенка и пытается его успокоить, дав ему молоко овцы.
Вокруг разворачивается более широкая сцена: видны другие фигуры, верблюды, скалистый пейзаж. Это указывает на то, что действие происходит где-то в Северной Африке, возможно в Алжире, который в то время был французской колонией.
У меня возникает сразу много вопросов.
Почему приемный ребенок ? Для кого он приемный ? Женщина , видимо нездорова, она бледная, лежит вытянувшись на земле, сложив руки, обессиленная и мужчина поит ее из кружки молоком или водой. Вероятно у женщины нет молока, поэтому пришлось прибегнуть к помощи животного --мужчина держит на руках овцу, которая своим молоком кормит малыша, человеческого ребенка!
Овце, кажется, касание сосков ртом и ручками младенца приятно. Передние копыта связаны, чтобы она, будучи в таком необычном положении, не ударила дитя. Когда стригут овец, тоже с ними похожим образом поступают.
Люди находятся в пустынном месте, вдали от дома, они остановились передохнуть, выставив дозор, чтобы избежать нападения неприятеля, который может в любой момент напасть на них. Возникает вопрос, куда идет этот караван, и все ли доберутся живыми?
А может, в этом караване целая эпидемия инфекции, несколько таких же больных на заднем плане? Одного уже хоронят, человек с лопатой копает могилу. Малыш теперь навсегда станет приемным. Еще немного, и его маму так же закопают в землю. А матерью для него отныне будут кормящие животные...
Картина отражает сложный исторический контекст французской колониальной экспансии в Африке. Она представляет гуманистический взгляд на солдата, проявляющего сострадание к ребенку посреди суровых условий конфликта.
"Приемный ребенок" - это яркий пример ориенталистской живописи XIX века, отражающий западный взгляд на Восток, часто идеализированный или драматизированный.
Картина, мне кажется, поднимает вопросы о последствиях колониализма и войны для мирного населения.
А что видите Вы, глядя на это полотно?
Светлана Синица, гид в Риме.