Как прошла мировая премьера документального фильма «Якутия ― между мирами»
Режиссёр Владимир Кочарян возвращается после учёбы в Санкт-Петербурге домой, чтобы исследовать истоки якутского кино и свои корни в Республике Саха (Якутия). Сам он наполовину якут, наполовину армянин. И если последнее отражено внешне ― в глазах (отчего родные в детстве называли его космическим мальчиком) и в фамилии, то первое прочно живёт в его сердце, ведь в Якутии прошло его детство, юность, здесь всё родное, в т.ч. кино. Так получилось, что, исследуя феномен, Владимир подключил родственников, которых мы видим в фильме «Якутия ― между мирами». Признаться, услышав это название, я думала, фильм будет о республике и её народе, но что всё это мы увидим через призму бурно развивающегося бренда, ― только усилило док.
― В своём становлении и развитии как народ все мы прошли этап языческой культуры, тех обычаев, традиций того времени. Поэтому язычество живёт в генах, несмотря на то, что люди приняли другую религию, ― говорит в фильме Алексей Романов, первый профессиональный кинорежиссёр республики, сценарист, художественный руководитель государственной национальной кинокомпании «Сахафильм». ― Я хотел создать такой фильм и показать народу забытые наши традиции, обычаи, культуру, верования, чтобы это сыграло на генетическом уровне. И мы придумали такой фильм, где обряды и ритуалы показываются с рождения ребёнка до ухода в другой мир.
― Когда мы говорим о якутском кино и присутствии якутской природной составляющей ― леса и так далее ― это определённые архетипические образы. Когда мы говорим о малой родине средней полосы России, то вспоминаем полянку, берёзку, покосившийся деревянный домик с треугольной крышей. А для якутов архетипическими образами, которые можно застать до сих пор, выезжая за пределы городов, это так называемое якутское поле, называется «алас». Это классический образец якутского ландшафта, ― погружает нас в архетипичность исследуемого объекта другой якутский режиссёр Алексей Пудов.
В якутском мировоззрение связь между человеком и природой очень близкая. Люди, живущие на этой земле, одухотворяют окружающую природу. Рядом всегда были лес, речка или озеро, и у каждого у этого объекта (даже камня) есть душа. По-якутски она называется «Иччи» (нечто, имеющее душу). Есть такой полнометражный якутский хорор, как раз раскрывающий эту тему. Режиссёр Константин Данилов (Костас Марсаан). Кстати, фрагменты разного якутского кино использованы в фильме молодого режиссёра.
На кинофестивале «Докер» в Москве состоялась мировая премьера «Якутии ― между мирами». Сейчас Кочарян живёт во Франции и работает куратором кинофестиваля Golden Apricot. После просмотра режиссёр подключился по онлайн-связи, зато многие герои смогли приехать в столицу и были в зале кинотеатра «Октябрь». Одна тётя сказала добрые слова в адрес космического племянника, другая ― спела фрагмент якутской песни, а сам Кочарян признался, что тоже нюхает землю, как его предки, точнее так: он заметил, как для него стал важен аромат природы.
Это второй фильм Владимира Кочаряна. Первый «История российского кино. Рождение мифа» вышел в прошлом году, он тоже исследовательский, как и положено в доке. А ещё режиссёр много говорил о своей книге, посвящённой якутскому кино. Некоторые зрители держали её в руках. Книга вышла также в других странах и имеет аудиоформат. Так на мировой премьере фильма состоялась ещё презентация книги «Якутское кино. Путь самоопределения».
Анжелика ЛУКИНА, фото автора, кадры из фильма
Точка на карте: Кинотеатр «Октябрь», где проходят крупные кинофестивали, ул. Новый Арбат, 24, г. Москва.