Интересная тема была затронута вот под этой статьёй:
Говорю же, тема бытовых дел богатая, разрабатывать можно бесконечно.
---
А тему затронули вот такую: стоит ли оставлять развитие каких-то навыков, если не выходит?
Причём, интересно вышло.
Тему затронули три разных категории читателей.
1. Теоретики (те, кто много знает, но сам таких детей не имеет).
Естественно, мысль проста как пять копеек - надонадонадонадо всё развивать. И желательно последовательно, как в книжке записано, я читала, по онтогенезу. АГАГГАГАГАГА. Мол, зачем... что там, вам английский, если человек каши не сварит?
Ну... Согласна. Плевать на английский, все на борьбу за кашу.
Но вот только чаще всего теоретики не знают, как научить сложных детей тому или иному действию. СЮРПРИЗ. И не хотят даже слушать, что родители пытаются...
ПЛОХО стараетесь. Надо лучше.
Точка.
2. Мама сложного развивающегося маленького ребёнка.
Тут точка зрения уже реалистичнее, чем в первой группе. Ибо практика сложнее теории.
И посыл такой:
Надо искать варианты, как научить. Не всегда это очевидный путь. Но не надо останавливаться на примитивном исполнении какого-то действия.
Мой пример со стаканом воды. Я там написала, что, если не получается научить пить из стакана, то спортивная бутылка - отличный вариант. Человек пьёт? Пьёт. Проблема решена.
Но я ж не подумала, что да, меня же читают и мамы малышей, которые совершенно верно стремятся развивать и развивать навыки любыми подручным средствами.
И с этим я тоже согласна. Пока есть силы, вера, надежда, надо бежать, ползти, искать, пытаться.
--------------------------
Но...
Мы же и до другой категории дожили.
А какая она?
Да.
3. Родители подростков и взрослых аутистов (и не только, в целом, ментальных инвалидов).
И вот тут на сцену выходит совершенно другой подход.
Какой?
Нужно развивать то, что развивается и не зацикливаться на тех навыках, которых просто нет.
Мой пример с бутылкой не случаен. Да, я считаю, что, если человек не может пить из стакана к... годам 10, то и бог с ним, со стаканом. Пьёт из бутылки, соломинки? Ну и всё. Главное, чтобы он сам мог решить проблему воды.
Если человек не может завязывать шнурки, то и зачем они ему? Чтобы мариванна восхищалась, что вы научили такого удивительного ребёнка их завязывать? А стоит ли мариванна ваших многолетних усилий?)) Есть липучки, есть специальные шнурки, которые не надо завязывать.
И вот опять ребёнок самостоятельный. Да, без классических шнурков, но он сам затянет свои недошнурки и будет САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ.
Не умеет застилать кровать? Упростите этот процесс. Да. Чтобы он таки участвовал, чтобы сам мог убрать постель, не застилая.
Не умеет готовить? Сделайте так, чтобы хотя бы разогревал сам. Чтобы он сам мог быть максимально самостоятелен в своей жизни.
Но не классическим образом, а так, как может.
---
Вот три подхода.
Я поддерживаю все три, как очевидно.
Вот только каждому из них своё время и место.
И важно понять, когда пришло время прекратить стучать головой в стену.
Ну и цель, если помнить, в чём цель работы с ребёнком, то и головой стучаться будет как-то... осмысленнее что ли))
Конец.