Два сломанных ногтя и ушиб левого мизинца, довольно болезненный – итог этих двух учебных недель помимо повторения правил орфографии и таблицы умножения.
За лето мои ученики подросли. Это следует учитывать, когда в очередной раз приходится разнимать драку.
А драки за две недели этого года у нас превысили допустимый уровень на все 100%.
И все сто процентов благодаря Лёше. Очень подвижный, эмоциональный и непосредственный ребёнок, который с трудом справляется с собственным темпераментом, постоянно оказывается в эпицентре конфликта. И все свои ссоры решает путём драки.
Большая часть перемен прошла словно на арене боев без правил. Когда в классе 37 очень живеньких детей, уследить одновременно за всеми невозможно технически. Стараюсь быть там, где Лёша.
Практически все драки мне удалось пресечь на старте, но это было и технически сложно, и очень энергозатратно, когда каждый урок после таких бойцовских перемен начинался с разбора конфликтов и декларации правил поведения в школе.
А конфликты были прям на загляденье.
1. - Лёша и Федя, почему вы пытались затеять драку?
- Это Федька сказал, что они не будут играть со мной в салки, а я тоже хочу.
- Он, может, и хочет, только с ним играть невозможно. Он толкается, всех с ног сбивает, за одежду хватает и швыряет на пол. Вот он мне только что пуговицу оторвал и рубашку чуть не порвал - так дернул! - Федя показывает оторванную пуговицу.
Леша в этот момент понимает, что сейчас будут ругать, и включает режим активной обороны: его лицо изображает гримасу страдания, становится пунцовым, из глаз буквально брызжут горючие слёзы. Он издаёт звук, похожий на рыдание и начинает подвывать:
-я случайно! Я не хотел. Они же убегают, вот я и ловлю.
Слёзы высыхают, как только он понимает, беседа сходит нет, извинения принесены и никаких серьёзных санкций не будет.
2. Буквально на следующий день:
- За что ты ударил Милану? Она гораздо меньше и слабее тебя. Она - девочка, в конце концов.
- А чего она жадная такая? Она делиться не хочет.
Смотрю на всхлипывающую Милу. Она, потирая ушибленное плечо, поднимает на меня заплаканные глаза и объясняет:
- Мне мама соломку сладкую с джемом на перекус в продлёнку дала. Он у меня в рюкзаке ее увидел и стал требовать. Я дала по паре штучек ему и ещё ребятам, которые просили. А Лёша еще клянчит.
- У неё же много ещё, чего она не делится? Всего 2 штучки дала!
Смотрю на Лёшу и вижу: он и в самом деле не понимает, что нельзя требовать, отнимать, бить девочек и вообще всех, кто слабее. И в целом драться нельзя, но это за кадром – как бы в графе дано, но его не касается.
Он свято верит в то, что его желания - самое главное обстоятельство и само по себе достаточное объяснение его поведения.
3. - Леша, зачем ты толкнул Витю? Он стоял к тебе спиной, не мог ни увернуться, ни отойти.
- А чего он тут стоит. Он мне мешал бежать.
- Лёша, ты помнишь, что бегать по коридорам не следует? Здесь слишком много детей, чтобы бегать. Посмотри – большинство ходят шагом, на лавочках сидят.
- Ну да. Это скучно. Я хотел в салки. Думал – побегу и за мной кто-нибудь. А тут этот стоит. Мог и в другом месте встать. Чего посреди коридора?
- Извинись. Ты его очень сильно толкнул.
- А он меня дураком обозвал. Пусть тоже извиняется.
Каждый день подобные происшествия, и не одно-два. Пишу маме этого мальчика сообщения с описанием ситуации, в ответ - нейтральное "я побеседую с сыном".
На следующий день - новая драка, разборы и... Новая драка.
Вызываю родителей в школу, в ответ - "к сожалению, мы очень заняты на работе, прийти не сможем, с сыном побеседуем".
Снова пишу маме, пытаюсь поймать родителей на выходе из школы после уроков, но мальчик уходит домой самостоятельно.
Обращаюсь к школьному психологу, но она только головой качает: родители Лёши написали отказ от психологического сопровождения в школе.
Это значит, что психолог может общаться с этим ребёнком только в присутствии родителей, которые в школу не приходят
Замкнутый круг. И у школы нет реальных действенных рычагов для решения проблемы.
И вот однажды удача - Лёша сказал, что за ним придет в школу папа. Такую возможность упускать нельзя.
Вышла к турникетам вместе с учеником. Он явно нервничал – знал, что я хочу поговорить не о прекрасных учебных успехах, и вряд ли буду хвалить.
Папа появился, сухо кивнул и, не здороваясь, резко бросил сыну:
- Выходи! Почему до сих пор не переобулся?
- Я здороваюсь и прошу уделить мне 10 минут. Папа морщится, смотрит на меня, как на очень неприятное насекомое, и поджав губы, цедит:
- Если это необходимо, то 10 минут – не более.
Я киваю и сразу без предварительных ритуальных приседаний перехожу к сути:
- Ваш сын – очень живой ребенок, и порой он не способен регулировать свои скорости, свое поведение и свои реакции на других детей.
- Что вы хотите сказать? Что мой сын не умеет себя вести?
- Он переводит любую спорную ситуацию в конфликт на уровень драки, даже не пытаясь договориться, Он затевает драки там, где их можно легко избежать, не принимает во внимание мнения и желания других детей...
- А что сделали эти другие дети, чтобы мой сын не лез к ними в драку? Они все идеальны? Вы с их родителями поговорите.
- С их родителями в случае агрессии я всегда разговариваю. Мне это удается гораздо чаще, чем с вами. Повторюсь: я говорю о случаях драк и нарушений, в которых инициатором был именно ваш сын. Он вел себя агрессивно и по отношению к маленьким и слабым.
- Вы сейчас еще начните, что девочек бить нельзя.
- ВЫ с этим не согласны?
- Я считаю, что если моего ребенка задевают, он дает сдачи. Половой фактор здесь не имеет значения. Бывают такие девочки, что страшнее мальчиков.
- Это не наш случай. Я могу привести обратные примеры.
- Не стоит. 10 минут прошли. Вам мешает мой сын, потому что резкий, и не дает себя в обиду? Ну уж извините. Он – мужчина, и будет себя защищать. Примите это как факт.
Они ушли, не прощаясь.
Я понимаю, что выбора, в общем, у меня нет. Позиция обозначена. Мальчик завтра придет в школу и придется быть готовой к новому раунду боев.
Не уверена, что при таком отношении родителя дождусь благостной картины, вроде этой:
Все имена в данном тексте изменены. Все совпадения с реальностью не случайны.
А вашей школе есть подобные ученики и родители? Как поступают у вас в подобных случаях? Беспомощность нашей школы поражает. Возможно, у вас всё более жестко.
Буду признательна за лайк и ваши мнения в комментариях. Это поможет развитию канала.