Найти тему
Школа перемен

А что другие дети сделали, чтобы мой сын не лез к ним драться. С их родителями поговорите

Оглавление

Два сломанных ногтя и ушиб левого мизинца, довольно болезненный – итог этих двух учебных недель помимо повторения правил орфографии и таблицы умножения.

За лето мои ученики подросли. Это следует учитывать, когда в очередной раз приходится разнимать драку.

А драки за две недели этого года у нас превысили допустимый уровень на все 100%.

И все сто процентов благодаря Лёше. Очень подвижный, эмоциональный и непосредственный ребёнок, который с трудом справляется с собственным темпераментом, постоянно оказывается в эпицентре конфликта. И все свои ссоры решает путём драки.

Большая часть перемен прошла словно на арене боев без правил. Когда в классе 37 очень живеньких детей, уследить одновременно за всеми невозможно технически. Стараюсь быть там, где Лёша.

Такие схватки каждый день
Такие схватки каждый день

Практически все драки мне удалось пресечь на старте, но это было и технически сложно, и очень энергозатратно, когда каждый урок после таких бойцовских перемен начинался с разбора конфликтов и декларации правил поведения в школе.

А конфликты были прям на загляденье.

1. - Лёша и Федя, почему вы пытались затеять драку?
- Это Федька сказал, что они не будут играть со мной в салки, а я тоже хочу.
- Он, может, и хочет, только с ним играть невозможно. Он толкается, всех с ног сбивает, за одежду хватает и швыряет на пол. Вот он мне только что пуговицу оторвал и рубашку чуть не порвал - так дернул! - Федя показывает оторванную пуговицу.

Леша в этот момент понимает, что сейчас будут ругать, и включает режим активной обороны: его лицо изображает гримасу страдания, становится пунцовым, из глаз буквально брызжут горючие слёзы. Он издаёт звук, похожий на рыдание и начинает подвывать:

-я случайно! Я не хотел. Они же убегают, вот я и ловлю.

Слёзы высыхают, как только он понимает, беседа сходит нет, извинения принесены и никаких серьёзных санкций не будет.

2. Буквально на следующий день:

- За что ты ударил Милану? Она гораздо меньше и слабее тебя. Она - девочка, в конце концов.
- А чего она жадная такая? Она делиться не хочет.
Смотрю на всхлипывающую Милу. Она, потирая ушибленное плечо, поднимает на меня заплаканные глаза и объясняет:
- Мне мама соломку сладкую с джемом на перекус в продлёнку дала. Он у меня в рюкзаке ее увидел и стал требовать. Я дала по паре штучек ему и ещё ребятам, которые просили. А Лёша еще клянчит.
- У неё же много ещё, чего она не делится? Всего 2 штучки дала!

Смотрю на Лёшу и вижу: он и в самом деле не понимает, что нельзя требовать, отнимать, бить девочек и вообще всех, кто слабее. И в целом драться нельзя, но это за кадром – как бы в графе дано, но его не касается.

Он свято верит в то, что его желания - самое главное обстоятельство и само по себе достаточное объяснение его поведения.

3. - Леша, зачем ты толкнул Витю? Он стоял к тебе спиной, не мог ни увернуться, ни отойти.
- А чего он тут стоит. Он мне мешал бежать.
- Лёша, ты помнишь, что бегать по коридорам не следует? Здесь слишком много детей, чтобы бегать. Посмотри – большинство ходят шагом, на лавочках сидят.
- Ну да. Это скучно. Я хотел в салки. Думал – побегу и за мной кто-нибудь. А тут этот стоит. Мог и в другом месте встать. Чего посреди коридора?
- Извинись. Ты его очень сильно толкнул.
- А он меня дураком обозвал. Пусть тоже извиняется.

Каждый день подобные происшествия, и не одно-два. Пишу маме этого мальчика сообщения с описанием ситуации, в ответ - нейтральное "я побеседую с сыном".

На следующий день - новая драка, разборы и... Новая драка.

Вызываю родителей в школу, в ответ - "к сожалению, мы очень заняты на работе, прийти не сможем, с сыном побеседуем".

Снова пишу маме, пытаюсь поймать родителей на выходе из школы после уроков, но мальчик уходит домой самостоятельно.

Обращаюсь к школьному психологу, но она только головой качает: родители Лёши написали отказ от психологического сопровождения в школе.

Это значит, что психолог может общаться с этим ребёнком только в присутствии родителей, которые в школу не приходят

Замкнутый круг. И у школы нет реальных действенных рычагов для решения проблемы.

И вот однажды удача - Лёша сказал, что за ним придет в школу папа. Такую возможность упускать нельзя.

Вышла к турникетам вместе с учеником. Он явно нервничал – знал, что я хочу поговорить не о прекрасных учебных успехах, и вряд ли буду хвалить.

Папа появился, сухо кивнул и, не здороваясь, резко бросил сыну:

- Выходи! Почему до сих пор не переобулся?

- Я здороваюсь и прошу уделить мне 10 минут. Папа морщится, смотрит на меня, как на очень неприятное насекомое, и поджав губы, цедит:

- Если это необходимо, то 10 минут – не более.

Все высказывания отца - в присутствии сына. Результат беседы - прямо обратный ожиданиям учителя
Все высказывания отца - в присутствии сына. Результат беседы - прямо обратный ожиданиям учителя

Я киваю и сразу без предварительных ритуальных приседаний перехожу к сути:

- Ваш сын – очень живой ребенок, и порой он не способен регулировать свои скорости, свое поведение и свои реакции на других детей.

- Что вы хотите сказать? Что мой сын не умеет себя вести?

- Он переводит любую спорную ситуацию в конфликт на уровень драки, даже не пытаясь договориться, Он затевает драки там, где их можно легко избежать, не принимает во внимание мнения и желания других детей...

- А что сделали эти другие дети, чтобы мой сын не лез к ними в драку? Они все идеальны? Вы с их родителями поговорите.

- С их родителями в случае агрессии я всегда разговариваю. Мне это удается гораздо чаще, чем с вами. Повторюсь: я говорю о случаях драк и нарушений, в которых инициатором был именно ваш сын. Он вел себя агрессивно и по отношению к маленьким и слабым.

- Вы сейчас еще начните, что девочек бить нельзя.

- ВЫ с этим не согласны?

- Я считаю, что если моего ребенка задевают, он дает сдачи. Половой фактор здесь не имеет значения. Бывают такие девочки, что страшнее мальчиков.

- Это не наш случай. Я могу привести обратные примеры.

- Не стоит. 10 минут прошли. Вам мешает мой сын, потому что резкий, и не дает себя в обиду? Ну уж извините. Он – мужчина, и будет себя защищать. Примите это как факт.

Они ушли, не прощаясь.

Я понимаю, что выбора, в общем, у меня нет. Позиция обозначена. Мальчик завтра придет в школу и придется быть готовой к новому раунду боев.

Не уверена, что при таком отношении родителя дождусь благостной картины, вроде этой:

порой бывает один человек способен изменить и даже сломать отношения в коллективе. Или стать поводом объединения всех против одного. Оба варианта нежелательны
порой бывает один человек способен изменить и даже сломать отношения в коллективе. Или стать поводом объединения всех против одного. Оба варианта нежелательны

Все имена в данном тексте изменены. Все совпадения с реальностью не случайны.

А вашей школе есть подобные ученики и родители? Как поступают у вас в подобных случаях? Беспомощность нашей школы поражает. Возможно, у вас всё более жестко.

Буду признательна за лайк и ваши мнения в комментариях. Это поможет развитию канала.