- Мишка, не уж-то ты снова женился? – Клара Степановна с некой хитринкой посматривала на мужчину лет тридцати пяти, который уже подводил своих коров к общему стаду, - да говорят молодуху себе нашёл. Что же ты Лидку свою позабыл уже? И года не прошло, а в доме хозяйка новая.
- А чего я об ней думать стану? Не нравлюсь я ей, да и разговоров ноль, - ответил мужчина, тут же отправляясь за коровой, которая уже успела в кусты забрести, поедая там свежую траву.
- А коли первая жёнушка вернётся, куда же новую денешь? – не унималась женщина.
- С обеими стану жить, - улыбнулся Михаил, не собираясь расписывать свои планы перед местной сплетницей, - ты бы лучше Клара Степановна, за своим мужиком следила бы.
- А чего я? Мой мужик при месте, не бегает, каждый день дома, хоть и выпивает, но мне не изменяет, - тут же Клара сделалась серьёзной, ведь разговор стал не таким доброжелательным, образовав некий упрёк в сторону её семьи, - у меня всё хорошо, тут мне повезло, можно сказать.
- Ну иди ты со своим везением, - Миша уже не выдерживал, раздражаясь от пустой болтовни местной сплетницы, - чего привязалась ко мне?
- Уж и спросить нельзя? – женщина проворчала что-то ещё, но Михаил, выгнав корову из кустов и хлопнув её прутом по спине, быстрыми шагами выдался вперёд.
Миша Копылов был на слуху в деревне уже три месяца подряд. А случилось так, что его крепкий брак с супругой Лидой, где росло двое ребятишек, распался, а жена ушла к другому мужчине, переехав от него в соседнюю деревню.
Семья Копыловых слыла достойной. Отец семейства, Павел Александрович, уже лет десять как не работал ни на каком предприятии. Он занимался пчеловодством, продавая мёд. А ещё Павел был знатным плотником, да таким, что знали его в округе очень хорошо.
Дерево Павла слушалось, умел он с ним сладить. От этого и самый шикарный дом с красивыми, резными ставнями был именно у Копыловых, да и у сына Михаила богатый двор был уже к 25 годам.
К поставленному дому родители ещё отдали Михаилу корову, да две свиньи, поэтому начал молодой человек не с нуля. В Жёны Миша выбрал себе Лидию, по указу своей мамки Натальи.
Женщина была уверена, что Лида станет отличной женой для её сына, так как девица имела крепкое здоровье, а выросла в семье, где работали всегда с раннего утра и до позднего вечера. Не привыкла Лида прохлаждаться без дела, с детства была приучена к порядку и труду.
Лида и правда была неплохой женой. Со своими обязанностями хозяйки большого дома она справлялась очень даже достойно, а Наталья не могла нарадоваться, что выбрала сыну правильную жену, пока не услышала о ней сплетни.
Только через десять лет совместной жизни, когда в семье Копыловых подрастало двое внуков, вскрылась правда. Оказалось, что Лида никогда не любила Мишу, а в молодые годы была влюбленная в парня из соседской деревни.
Тогда, этот самый молодой человек, покинул родной край, не желая вести деревенский образ жизни, но спустя десять лет, он решил вернуться. Максим Островерхов поселился в доме родителей и начал новую жизнь.
Тут Лиду, как подменили. Стала она совсем другой, стараясь при каждом удобном случае сбежать туда, где жил Максим. В той деревне жила её тётушка, что была неким прикрытием измен Лиды, так как своё отсутствие женщина оправдывала тем, что якобы тётушка болеет и ей нужна поддержка племянницы.
Обман Лиды стал быстро обнародован, и Михаил узнал, что его жёнушка любит другого мужчину, а он всего лишь тот самый человек, который десять лет назад попросту встал между ними, предложив выйти за него замуж.
Лида ушла. Все изменения в жизни Михаил выдержал стойко. Он не пытался вернуть жену, не старался её уговаривать или пугать чем-либо, одно только попросил обманутый муж, чтобы дети пока оставались с ним.
У Максима жилья своего не было, он пребывал в доме родителей, куда не хотел Миша отпускать своих ребятишек. Он был уверен, что к его детям станут не так хорошо относиться, к тому же старший Семён уже отучился в первом классе и должен был пойти во второй. В школе ему нравилось, а Полина посещала детский сад, где были у неё подруги и любимый воспитатель.
Переезд бы потребовал изменений в жизни Семёна и Полины, которые не совсем хорошо бы отразились на их жизни. Лида не сразу, но всё же уступила бывшему мужу, оставив сына и дочь с ним, но заверяла, что обязательно заберёт их к себе, как только её новый муж построит свой дом.
Жена ушла, а по Михаилу никто и не замечал, чтобы он горевал. Всё также мужчина гонял своих коров в стадо по утрам, всё также в его дворе шумели дети, играя между собой. Никто не видел мужчину ни пьяным, ни злым, словно с ним ничего и не происходило, будто бы исчезновение Лиды из дома никак на него не повлияло.
А через три месяца мужчина и вовсе удивил всю деревню. В его доме появилась молодая жена. Катерина объявилась в деревне Озерки неожиданно. Никто тут не знал ни её саму, ни откуда она родом. Девушка просто на удивление местных кумушек в понедельник с утра явилась в магазин за свежей буханкой хлеба.
Вот и взбудоражило тогда Озерки, не успела одна жёнушка со двора уйти, так её место тут же заняла другая девица намного моложе прежней. Да и Миша никаких страданий не проявлял, чем сильно задевал местных сплетниц. Говорили, что он бесчувственный человек, поэтому и ушла от него Лида.
***
Дамочка в джинсах и тёплом свитере сошла с автобуса, оставаясь в ожидании некоторое время, пока транспортное средство, доставившее её в деревню Озерки, не отправилось дальше. В одной её руке была сумка, которую она достойно держала, словно что-то ценное.
- К детям в гости пожаловала? – уточнила у неё женщина, поравнявшаяся с Лидой как раз в тот момент, когда дорога уже была пересечена, - Лида, и как же ты оставила ребятню? Не жалко тебе их?
- А что жалеть? Не с чужим же человеком они живут, а с родным отцом. Да и не оставляла я, это временно, Максим вот отстроится и заберу Сёмку с Полинкой к себе. У нас тоже школа неплохая, я даже с учительницей уже познакомилась из началки, мне она очень показалась доброжелательной.
- Оно то и верно, только вот твой Мишка уже новую жену в дом привел, того и гляди у детей новая мамка будет, а ты ненужной останешься.
- Какая ещё новая мамка? – Лида остановилась на мгновенье, соображая всё, что ей было сказано, - Как так? Когда?
- Да три дня как она там уже живёт. Вроде бы Катериной зовут, - дамочка улыбнулась, прикрыв один глаз и наблюдая за эмоциями Лиды, - молодая девка.
Лида не стала ничего обсуждать, почему-то разозлившись от услышанной новости. Она тут же отправилась быстрым шагом, заворачивая направо, чтобы дальше повернуть на Луговую, где был дом её бывшего мужа.
Входя во двор, Лида озиралась, напрягаясь от той тишины, что присутствовала вокруг. Её ребятишки любили кричать, носиться по двору и проводить больше время на свежем воздухе, чем в доме. Она ехала и представляла, как заходит во двор, а там сын с дочкой бегут к ней на встречу, но за калиткой сегодня кроме собаки никого не было.
Лида прошла за дом к сараю, обнаруживая там своего бывшего мужа. Тот орудовал вилами, вытаскивая навоз из стайки и укладывая его на тележку, чтобы позже перевести на кучу у забора.
- А ребятня где же? – вместо приветствия спросила Лида.
- О, маманя пожаловала, соскучилась? – Миша окинул женщину мельком свои взглядом, продолжая работу, - они с Катей пошли в магазин. Там вроде одежду прикупить собралась она для Сёмки. Катя говорит, что негоже парню в одной рубашке в школу ходить. А и права она, не в нищей семье растёт. Вот пусть и занимается этим делом.
- Какая Катя? – Лида сделала удивлённый вид.
- Жена моя, - ответил Михаил, поставив на мгновенье вилы, - слушай, ты иди, дома побудь, детей подожди, не могу я с тобой разговоры вести. Катя сейчас придёт, да на стол станет накрывать, ужинать позовёт, так что мне поторопиться важно к этому времени.
Лида так и чувствовала, как внутри у неё всё закипало от злости. Ей так и хотелось закричать на Михаила, дескать, как мог он другую женщину в дом привести, но сама то она прекрасно понимала, что первой нарушила семейную идиллию, поэтому и предъявлять нечего.
Бывшая хозяйка вошла в дом, где её окутало прохладой. Странно, запах был словно знакомый, но с нотками чего-то чужого. На печи стояла её кастрюля, в которой Лида готовила раньше. Она подняла крышку, вверх пошёл горячий и ароматный воздух.
- Рассольник? – Лида скривила свои губы, - мои его не едят.
И вроде бы ничего не изменилось, но нечто инородное в доме присутствовало, а в душе у Лиды поднимался вихрь негодования. Она ревновала больше не Мишу, а этот дом, в котором именно она, Лида, была хозяйкой последние десять лет. Именно её руками всё тут было обустроено, именно она тут создавала уют, а теперь какая-то другая дамочка пришла на всё готовое.
Не прошло и десяти минут, как ребятня весело вбежала в дом, а увидев мать, дети тут же кинулись её обнимать. Она отдала им подарки, что принесла с собой и те ринулись в свою комнату, чтобы раскрыть все подаренные коробки.
- Значит вы Лида? – осторожно спросила Катерина, глядя на взрослую женщину на диване, робея при этом.
- Так и есть, - Лида говорила уверенно, отчеканивая каждое слово, - это ты значит на моё место пожаловала? На всё готовое, так сказать. Легче простого вот так явиться после предыдущей жены, когда тут уж быт улажен.
- Так вы вроде бы сами ушли, - попыталась что-то ответить Катя.
- Не твоего ума дело, - тут же чуть громче ответила Лида, позже окинула девицу своим оценочным взглядом, добавляя, - и чего он в тебе нашёл? Ни фигуры, ни красоты.
Катя промолчала, подходя к шкафу на стене, где нужно было достать тарелки к ужину. Она и правда сознавала всё о себе, прекрасно понимая, что не взять ей красотой. Грудь совсем маленькая, сама же Катя была очень худой, такой, что и женской фигуры за этой худобой никак не разглядеть.
Волосы жиденькие, поэтому Катя их не распускала, убирая позади в каральку, закреплённую заколкой. Жила Катерина большую часть жизни у тётки, родители её уехали на заработки, когда девочке было лет десять. Оставив ребёнка на время, они так её и не забрали.
Был момент, когда мать являлась к сестре. Тогда тётка ругалась с ней, утверждая, что у неё своих детей предостаточно, что не хочет она насовсем забирать Катю, но мать не забрала ребёнка, заверяя свою сестру в том, что ей некуда её забирать, жилья там нет.
Так Катя и осталась у тётки. После школы девушка отучилась в ПТУ, получив профессию повара, а муж тётки устроил девушку на завод, в столовую.
Михаил побывал в столовой всего один раз, когда прибыл выточить какую-то деталь для своей техники. Там и была раздатчица Катя, а её дядя, устроивший её на работу туда, был другом Михаила, благодаря чему мужчина и узнал о Катерине и её судьбе.
Миша долго не думал, вечером явился в дом тётки, у которой всё ещё жила Катя, и предложил девушке выйти за него замуж, та и согласилась. На следующий день Миша и Катя подали заявление в ЗАГС, а через месяц мужчина приехал, чтобы расписаться и забрать девушку к себе в Озерки.
- И что же у вас свадьба была? – не унималась Лида.
- Нет, не было, - ответила Катя, продолжая выставлять на стол тарелки, - мы просто расписались.
- Значит и родителям не нужна, - заключила Лида, - мои без свадьбы не отпустила бы. Сиротинка поди никому не нужная, вот и прибилась в мой дом. Да ещё и к моим детям лезешь, я тебе не позволю моё место занимать. Это я тут всё обустраивала и дети мои.
Лида сколько пробыла в доме у бывшего мужа, столько и старалась уколоть новую жену Миши. Не понравилась она ей. Такая злость охватила Лиду, что хотелось тут же вцепиться в волосы этой молодой особе и прогнать её прочь отсюда, но так было делать нельзя.
Весь октябрь Лида приезжала в дом к бывшему мужу, дабы повидаться с детьми, сама же старательно пыталась испортить отношения между мужем и женой. То соли добавит в суп, пока никто не видит, то заметит, что помидоры не собранные, а ведь заморозки уже были, что означает – весь урожай был испорчен.
Лида старалась изо всех сил оклеветать новую жену своего бывшего мужа. Она приезжала теперь не раз в неделю, а чаще, настраивала детей против мачехи, да сплетни распускала, что новая хозяйка у Миши неумёха.
- Ох и нашёл же он себе, - рассказывала очередной раз Лида местной жительнице Зинаиде Антоновне, пока ехала с ней в автобусе, - готовит всякую чушь, дети мои не едят такое, а в огороде половину урожая загубила. Это хорошо ещё, что Мишка ей коров не доверяет, а то и там бы всё попортила.
- А ты чего же так часто наведываешься в Озерки? – уточила женщина.
- Дети там мои, вот к ним и езжу.
- Так всё чаще гляжу приезжаешь, а рассказы у тебя не про Сёму и Полюшку, а про Катерину. Чего она тебе далась?
- А что же, не мог он лучше найти? – Лида повернулась к Зинаиде Антоновне, удивлённо поглядывая на ту, не понимая, отчего она защищает Катерину, - я-то вот этими ручками уют там создавала, а она явилась на всё готовое.
Однажды Лида пришла в дом к Мише и по своему обыкновению по дому стала ходить, да свои замечания вслух озвучивать. Шторки не поглажены, а скатерть на столе давно уж замены просит, да Семёном Катя вовсе не занимается. Вывел её Миша во двор и отчитал.
- Ты, Лида, мне личную жизнь не порти, иначе в дом к себе пускать перестану.
- Что? Тут дети мои, не сможешь ты мне запретить! – тут же ответила Лида, повысив голос на бывшего мужа, - привёл какую-то девицу и радуешься. Я в доме всё это своими ручками создавала, а она на готовое пожаловала.
- Не я тебя выгонял, Лида, - ответил Михаил, - сама ушла.
- А никто меня и не уговаривал, назад никто не звал. Может я обратно захотела вернуться уже через месяц, так нет же, на твоё каменное лицо смотрела, так и слово сказать не могла тебе. Не думала я, что ты детям новую мамку приведёшь. Лучше бы семью попытался сохранить.
- Что, не пожилось тебе с твоим Максимом? Да вот только назад я тебя принять не могу, жена у меня, обижать Катю не стану.
А с Максимом Лиде и правда было не так сладко, как она представляла первое время. Свёкрам была не по нраву невестка, мечтали они о бездетной девице для своего Максимушки. Да и сам полюбовничек был ласков и приветлив только пока не переехала к нему Лида. Как только стала жить она с ним, то увидела мужчину совсем иными глазами. Не спешил он дом новый строить, чтобы детей Лида могла забрать, не торопился он и жениться на ней, и так можно было жить, говорил Максим.
Через месяц Лида и правда захотела вернуться туда, откуда сбежала, но Михаил не только не звал, а был суров и с бывшей женой разговоры не заводил. А самой женщине было стыдно перед ним, поэтому старалась женщина чаще появляться, показывая какая же она хорошая и заботливая мать.
Что бы Лида не делала, никак не получалось ей рассорить Мишу с Катей. Суп пересолёный, да и ладно, говорил Миша, урожай испорчен, тоже не беда, у родителей как раз избыток.
Но однажды случилось такое событие, которое вывело всё же Михаила из себя, заставив кричать на свою молодую жёнушку. Семён, которого должна была забирать Катя, пропал.
Его искали всей деревней. Катя опоздала на полчаса, поэтому мальчуган решил поиграть, удаляясь от школы. Вместе с другом они пошли к реке, где на дереве повесили верёвку, на которой дети и качались. Переполненный переживаниями Миша вспылил, накричав на Катерину.
- Неумеха ты, все бабы, как бабы, а у тебя вечно всё не получается. Готовишь отвратительно, хоть бы поучилась у матери моей, корову доить не можешь, уборку редко дома затеваешь, да всё перекладываешь не туда, да отстирать ничего толком не в состоянии. Устал я от тебя, - Миша кричал уже после того, как сын был найден. За маленьким ребёнком уследить не можешь.
Был у него определённый уклад жизни с Лидой, привык он и к тому, что готовит супруга, да к тому, как быт налажен, а тут всё иначе. И вроде бы старался привыкать он, но всё будто мешало что-то.
Катя заплакала и убежала из дома в тот вечер. Куда идти она не знала, к реке отправилась, чтобы никто её не нашёл. Уселась на берег, уложила голову на колени и разрыдалась.
- Ого, и чего такую мокроту ты тут развела? – Катя подняла голову, видя перед собой Илью Николаевича, рыбака местного, - али случилось чего?
Мужчина уселся совсем рядом, ставя своё ведро неподалёку. Он прикоснулся к плечу Катерины, да немного качнул её, дожидаясь какого-либо ответа от девушки.
- Непутёвая я, вот чего, ничего у меня не получается, - Катя вытерла слёзы со щеки и вздохнула, - плохая я жена, вот что.
- И кто же так решил?
- Я и решила. Дурочка я совсем, приехала в деревню, обрадовалась, что дом теперь у меня есть, что хозяйка я тут, а всё иначе оказалось. Готовлю я ерунду всякую, дети меня не слушают, а муж и вовсе неумёхой назвал.
- Эх, горе твой не горе вовсе, - мужчина прокряхтел, доставая сигаретку из кармана, - знает вся деревня про твои страдания. Тут просто всё решить совсем.
- Как же? – Катя удивлённо смотрела на рыбака.
- Хозяйка должна быть одна в доме, а у тебя Лидка там околачивается вечно.
- Что же я сделаю, - Катя вновь отвернулась, так как такое решение ей казалось вовсе невозможным.
- Прогони и дело с концом, просто не пускай.
- А дети как же? – она округлила глаза и повернулась к мужчине, - да и её это дом.
- Вот пока так думаешь и будут у тебя проблемы. Дом уже твой, раз Мишка на тебе женился и привёл туда. Посмелее будь, делай всё, как тебе нужно, тогда и уважение появится, да дети начнут слушать, - мужчина прикурил сигарету, поднимаясь с земли, - пошёл я, а ты не сиди долго, домой ступай. Если просто так своё отдаёшь, то грош цена тебе.
Проводив глазами уходящего рыбака, Катя призадумалась. А ведь и прав он. Она встала и отправилась домой. Михаил встретился по дороге, переживал он сильно, поэтому жену свою молодую по всей деревне искал.
- Я уж думаю мало ли что? – он обнял Катерину, - ты прости меня, не так всё просто, конечно, но мы со всем справимся, правда же?
Катя не ответила, лишь кивнула головой в знак согласия. С того дня она стала явно выражать своё желание. Занавески, которые ей так не нравились, были сняты уже на следующий день, а в магазине куплены совсем другие, светлее намного, да и гладить их было не нужно.
В дом Лиду она больше не пускала, условие поставила и мужу, и его жене бывшей, что могут встречаться дети во дворе, ну или в доме у свёкров. Возмутиться Лида пыталась, даже кричать вздумала, но Катя захлопнула дверь перед её носом и в дом не пустила бывшую хозяйку.
Постепенно семейная жизнь наладилась, а Катя была уверена, теперь она тут хозяйка и никто ей ни указ. Полина и Семён так и остались жить с отцом и его новой женой. В семье появилось ещё двое детей.
Лида стала реже приезжать в Озерки. Её Максим так и не нашёл себе дело по душе в деревне, поэтому отправился на вахту, чтобы денег заработать. Лида осталась у его родителей, хотя те к ней не так уж и хорошо относились. Позже Максим решил переехать в город, прихватив и Лиду с собой. Мужчина всё же женился на своей возлюбленной, родили они в браке мальчика.