Редко современная молодёжь читает бессмертное произведение Льва Николаевича. Впрочем, его "Войну и мир" и в советское время осиливала едва треть школьников. Ограничиваясь отрывками , весьма объёмными, из учебника литературы и эпичным кинопроизведением С. Бондарчука, мы разбирали роман "по косточкам". Писали сочинения по отдельности и по князю Андрею, и по дубу, и по партизанам, и по небу Аустерлица.
Куда чаще мы открывали меньшие по объему "дамские романы" Джейн Остин и Шарлотты Бронте.
Начало серии
Продолжение
ИХ мир казался нам более изысканным, загадочным, непонятным. Может, оттого, что это была та самая сказка, в которой обязателен хэппи энд, в которой Золушку обязательно найдёт и позовёт замуж Принц. И не будет в её жизни испачканных детских пелёнок.
Будут! Обязательно будут, вот только писать об этом авторы не станут, кроме великого нашего Люва Николаевича - сказке положено закончиться свадьбой именно с Принцем, а не с конюшим или там с дворцовым стражником.
Выросли советские девочки в российских женщин и всё равно не читаем (в большинстве своём) собственную классику, а жаль. Именно там раскрывается наша подлинная глубинная сила. И пеленки из 4 тома важны, и беседы Наташи с Пьером, и поступки княжны Марьи, и горькое самопожертвование Сонечки.
Но девочек занимал бал!
И тётенек он тоже занимает так, что дух захватывает!
На первом бале Наташа Ростова и её двоюродная сестрица Сонечка были в "белых дымковых платьях на розовых шёлковых чехлах с розанами в корсаже". Хотя в фильме у Сони чехол белый, наряд Наташи действительно розов. (Это надо помнить тем, кто пишет ЕГЭ). Но вот что нас удивляло, так это название ткани, что за ДЫМКА такая? Не муслин, не батист, не сетка, а именно дымка.
Это полупрозрачный очень тонкий, структурированный (с лёгкой морщинистостью) шёлк.
Дымки существует аж 7 видов: иллюзион из невесомой пряжи, марабу из скрученных нитей шёлка-сырца, тарлатан - из натурального хлопка, накрахмален, (привет, "Унесённые ветром"), шанбери: из-за добавки атласной пряжи получается суровая ткань, газ-шифон (шероховатое, создающее эффект волны кружево), газ-рис некрученые нитки в основе, мягкий, нежный материал и кристалл (цвета нитей основы и утка отличаются. Ткань блестит, переливается на солнце).
Но подготовка к балу была не менее занимательна. Ведь и бал был не просто балом, давайте заглянем в первоисточник "31‑го декабря, накануне нового 1810 года, le réveillon [сочельник],был бал у екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.".
О как! Само присутствие Александра I ожидалось и всего дипкорпуса. Так что с послами иных государств абы кого танцевать не позовут. И возможность "с послом испанским говорить" появится не у каждой петербурженки. Да и сама наша Наташа не просто абы какая дворянка, а графинюшка. Не просто так все волнуются в доме Ростовых и носятся туда-сюда с лентами, токами и иглами наперевес.
До начала бала всего полчаса, маменька то и дело напоминает, что уж десять, разумеется, не утра - бал дело долгое, домой гости доберутся с первыми лучами зари нового, 1810 года. На бале нужно быть к половине одиннадцатого, негоже приезжать после государя. А Наташа ещё не одета и платье её длинно, его срочно укорачивают, и успевают к сроку, ибо на бал семья Ростовых приезжает вовремя, и Наташа диво как хороша... (несмотря на то, что дернувшейся не вовремя девушки оторвали кусок подола)
Но что на голове у юной графини в фильме Бондарчука, это самая настоящая "бабетта", а никак не моднейшая прическа "a la grecque", которую соорудили на её голове горничные с таким трудом из кос и локонов.
Вот они, прически Наташиных и Лиззиных современниц, с которыми не стали заморачиваться гримёры в 1965-м. Листайте, это красиво... Все портреты того самого 1810 года, кроме одного.
Мне больше всех приглянулся портрет шведской кронпринцессы, и юна, и свежа и наряд дымковый. Но и Наталья Ивановна дивно красива, хотя и написан портрет на 10 лет позже, но греческая прическа её подчёркивает нежность и изящество девичьего лица.
Жалко, что Людмиле Савельевой не накрутили на голове этаких вавилонов с кудряшками, к её прозрачной хрупкой красоте это бы невероятно пошло.
Но вернёмся в бальный зал. Обратите внимание на мужчин - никаких голых пальцев, все в перчатках, как на бале и положено! Фи, "Гордость и предубеждение" 1995-го года, как не комильфо. Потные мужские руки обязательно оставят на нежной ткани неаккуратные следы, тонкие кожаные белые и кремовые перчатки дам после таких прикосновений годились только на выброс.
А руки в такой духоте наверняка потели неимоверно и у дам и у джентльменов.
А ещё очень милая деталь - все мужчины-военные в "Войне и мире", несмотря на парадные мундиры, не в сапогах, а в бальных туфлях, некоторые - с серебряными пряжками. И нет шпор - не положено ими звенеть по паркету (ниже спойлер - были).
Еще порвут нежнейшие дамские наряды ненароком. Говорят, что во время съёмок вся мужская обувь была в этой сцене на войлочных подошвах - дабы не портить много раз реставрированный паркет в Таврическом дворце-музее.
Правда ли это - не знаю, но паркет идеален. Хотя у душки Толстого отчего-то "звенели шпоры по паркету у адьютанта", открывавшего вальс с Элен Безуховой.
И даже прибывший на новогодний бал Александр I щеголяет в сияющих туфлях, а не мужественных ботфортах, и весь дипломатический корпус с ним заодно.
Ддевушки, которым не нашлось кавалера, им обязательно представленного, подпирают стены и в России, и в Британии.
"...она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в польский. Она стояла опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская, – у ней была одна мысль: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: „А! это не она, так и нечего смотреть!“ Нет, это не может быть! – думала она. – Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною».
Сколько боли, разбитых надежд, отчаяния во взгляде на танцующих у юной девушки, и - на контрасте - едкий сарказм у 23-летнего "перестарка" мисс Элизабет Беннет. Мол, не очень-то и хотелось танцевать, я сюда ехала с подружкой посплетничать, а с людьми, не считающими меня красавицей, я танцевать не намерена.
А потом ничего, танцует! "Не стану есть! Не буду слушать! Подумала, и стала кушать", - так описывал женскую непоследовательность Пушкин, а уж он-то знал толк в женщинах, и эпоха почти подходящая, не так сильно светские нравы изменились. Именно непохожесть этих девушек на всех остальных и привлекала к ним именно этих мужчин: гордых, богатых, пресыщенных. Чистота и непосредственность одной и едкая отчаянная храбрость другой.
А не в этом ли главный урок, который каждая из нас должна вынести из вечной классики? Не стоит быть, как все и говорить, как все. Быть собой, не притворяясь, не играя роль - естественность куда притягательнее маски.
Как тонко подсвечивает автор движения души своей героини. Насколько нежна, наивна и невинна Наташа и насколько закалена в светских словесных баталиях Элизабет. И каждая проходит сквозь испытания с честью и находит своё семейное счастье. Иного не дано! "Старая дева", "синий чулок" по определению в 19 веке счастлива быть не может... Наивные...
Но в чём наш фильм ни на йоту не нарушил вырубленных в мраморе бальных устоев, так это в драгоценностях на незамужних девицах на бале. Их абсолютном и безоговорочном отсутствии! Только розанчик украшает причёску и корсаж девушки, посетившей свой первый большой бал. даже цепочки с нательным крестиком нету! Чтобы ничто не затмевало эту нежность, тонкость, хрупкость девичьих плеч, рук и шеи.
Никаких бриллиантов и жемчугов!!! Они для дам.
А что мы видим в заграничных экранизациях? Ослепительные бриллианты, нежный жемчуг(?) и снова бриллианты, пусть и не столь ослепительно огромные, зато прямо россыпь. И ни одной истинно "греческой" причёски, тех самых игривых локонов у висков, а жаль...
А кто ближе и понятнее вам? Наша Наташа или британская Элизабет?
Подписывайтесь, с нами интересно!
Продолжение серии