Найти в Дзене
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Сочинение ЕГЭ по тексту В.П. Катаева «Я уже давно писал стихи и находился, как все молодые поэты...»

Оглавление

Вдохновившись отличным заданием из Статграда, решила составить ещё одно сочинение по тексту о творчестве. Только теперь не о писательском, а поэтическом.

За основу взяла текст Катаева, который был на ЕГЭ 2024.

Сочинение получилось громоздким и многословным, но и тема достаточно трудная. А разобраться с литературной темой при подготовке к ЕГЭ по русскому нужно обязательно, так как в экзаменационных текстах она встречается достаточно часто (судя по последним годам).

Приступим! Исходный текст разместила без отметок и цветовых выделений:

-2

Задание

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Какими качествами должен обладать настоящий поэт?».

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.

Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция.

Сочинение

Какими качествами должен обладать настоящий поэт? Над этим вопросом предлагает задуматься В.П. Катаев.

Автор убеждён в том, что подлинному поэту недостаточно уметь «составлять стихи»: придумывать рифмы и знать стихотворные размеры. Настоящий творец обладает особым взглядом, позволяющим увидеть красоту в обыденных вещах, а затем заключить её в убедительные образы.

Чтобы доказать свою позицию, В.П. Катаев передаёт историю юного стихотворца. В начале творческого пути молодому человеку казалось, что для создания поэзии достаточно «записать попарно все существующие рифмы, затем вызубрить все существующие стихотворные размеры», и с этими знаниями стихи будут получаться сами собой. Однако рассказчик находился в «состоянии вечного душевного смятения»: давно известные правила стихосложения не смогли открыть ему «какую-то самую сокровенную тайну поэзии», и словесные упражнения в глубине души казались ему лишёнными смысла. Читателю становится ясно, что умение рифмовать слова и объединять их в ритмичные строки ещё не делает человека настоящим поэтом.

Далее рассказчик говорит об открытии, которое случилось с ним после разговора с настоящим писателем, Александром Митрофановичем Фёдоровым. После совместного прочтения стихов Ивана Бунина юноша был поражён достоверностью описаний, точностью и «стереоскопичностью» образов. Бухточка из произведения Бунина показалась ему знакомой, как будто он видел её много раз «где-нибудь в Аркадии или на Малом Фонтане». Вместе с начинающим поэтом мы понимаем, что главный секрет поэзии — в создании живых картин, вызывающих яркие представления, в умении передать реальный опыт, а не использовать вместо этого «книжные» и «абстрактные» образы.

Второй пример противопоставлен первому: знание основ стихосложения не даёт понимания глубинной сути поэзии, а умение разглядеть прекрасное в обыденных окружающих вещах и заключить наблюдения в ёмких образах и есть основа поэтического творчества.

Я разделяю мнение В.П. Катаева: подлинный поэт мыслит нестандартно, он замечает то, что скрыто от глаз большинства людей, и заставляет читателя по-новому взглянуть на мир. Подтверждение этой мысли можно найти в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Молодой поэт Владимир Ленский, несмотря на пылкий темперамент, идеализм и любовь к миру, хорошее образование и умение слагать стихи, не отличался оригинальностью и имел шаблонные представления о прекрасном. Онегин после знакомства с возлюбленной друга, Ольгой Лариной, признаётся Владимиру в том, что не видит в ней поэтичности и утончённости: красота девушки слишком поверхностна и типична, много раз воспета в стихах и прозе. Гораздо более интересной Онегину кажется старшая сестра Ольги, задумчивая и молчаливая Татьяна. Впоследствии герой-рассказчик, сожалея о ранней гибели Ленского, сомневается, что тот смог бы стать выдающимся поэтом. Скорее, юношеское увлечение стихосложением закончилось бы с возрастом: Владимира мог ждать «обыкновенный удел», скучная домашняя жизнь, в которой нет места творческим открытиям. Итак, отсутствие новых, неожиданных идей, следование шаблонам и поверхностные представления о красоте являются серьёзной преградой на пути развития поэтического таланта.

Таким образом, бесспорно, настоящий поэт должен неустанно работать и над формой собственных произведений, и над их содержанием: раскрывать в творчестве глубокие темы, показывать привычные явления в новом свете, учиться видеть красоту в обыденных вещах... И всё же невозможно написать поистине гениальные стихи, зная только правила стихосложения и умея составлять благозвучные рифмы. Внешняя стройность никогда не заменит оригинального и глубокого смысла, добиться которого может лишь тот, кто способен «открыть новый мир» как для себя, так и для читателей.

-3
Разбор сочинения по этапам
Разбор сочинения по этапам
-5

📝 Буду рада услышать ваше мнение о сочинении, его композиции; о Ленском, ведь в аргументе сочинения взгляд на него достаточно спорный. Кажется ли он вам настоящим поэтом? И какой литературный материал использовали бы вы в разговоре о поэзии, её сути?