Всему есть мера. Наверное, всему — кроме "вместительности" школьного расписания в наших школах, где 7—8 уроков уже даже для семиклассников стало нормой. И никого из надзорных ведомств не смущает, что физика, иностранный, математика и другие серьёзные предметы стоят седьмыми или восьмыми уроками.
Занятия заканчиваются у внука-семиклассника ежедневно в половине четвёртого или в половине пятого. Это нормально? На родительском собрании родители недоумевают: "А если мой не ест школьную еду, то как ему выдержать этот режим?"
Классный руководитель разводит руками. Не она спустила сверху все внеурочки, что стоят в расписании, не она сделала перемены по 20 минут, чтобы все школьники успели пообедать. Хотя понятно, что родители во всём винят школу, а точнее — учителей.
Школьное образование напичкали разными "важными" дополнениями. Такое впечатление, что с больной головы всё валят и валят на некогда здоровую, а теперь уже хворую школу, которая прогнулась и в прямом, и переносном смыслах под тяжестью всё новых чиновничьих инициатив.
Расписание раздули до предела. Оно стало безразмерным — "Разговоры о важном", "Россия - мои горизонты", "Семьеведение", "Функциональная грамотность" всё надо вместить.
Учительские и родительские чаты напряжённо обсуждают ситуацию, беспомощно разводя руками:
"Нововведения в школе, программы образования и т. д. составляют те люди, которые к детям и к школе не имеют или не имели отношения, вот, скажите мне на милость, какой 8 й урок, какие детские мозги воспринимают это всё? Я молчу, что из учителя, завучей и т. д. пытаются сделать статистов или биомашины для переработки различного инновационного материала, чтобы те, кто это всё спускает вниз, получали зарплаты не за просто так. Итог - дети умней не станут, учитель - тягловая лошадь. Имхо".
Ну ладно бы, дети наши становились год от году здоровее, выносливее, но ведь статистика говорит обратное. Так почему же никто не берёт во внимание реалии сегодняшнего дня? Куда смотрят надзорные ведомства? Почему не видят чрезмерной загруженности школьников? Тут вот и вспомнишь добрым словом советские времена:
"Кто-то относится с сарказмом к тем, кто идеализирует советскую систему. А мне опять хочется вспомнить наше, советское, продуманное. Не случайно у учителя ставка 18 часов)) Не 36, не 52(( в неделю! Не случайно проверялось расписание в начале года сэс (рос всяких надзоров - не помню таких названий и структур): у нач.школы в день не должно было быть больше 4 уроков в день. У средних и старших-не более 6. При всём при этом рядом не должны стоять сложные предметы (у каждого были баллы по сложности). Ни в коем случае в один день не ставились физика ,химия, математика. Я много лет отработала в школе, в которой нельзя было объединять в пару в средних классах русский язык (кроме уроков развития речи). Читаю все стоны и думаю: как выдерживают такую нагрузку дети и учителя?"
А учителя ведь мало того, что сами страдают от немыслимой нагрузки, так ещё и получают от родителей за своё бессилие и бесправие перед школьной системой. Они крайние! Они виноваты! Не протестуют, соглашаются:
"Разрешила ребёнку не посещать всю эту муть. Ходит только на РОВ, так как первым уроком в понедельник. Мне его психо-эмоциональное здоровье дороже. В следующем году подумываю забрать на СО или уйдём в частную школу, так как количество ненужностей зашкаливает в школах.
Вы сами позволяете себя "топтать", уж извините. С большим уважением отношусь к педагогам, но вы ж молчите-значит вас всë устраивает. Смысл ныть в сети?!"
А мы, работающие учителя, и учителя-пенсионеры не ноем здесь, в сети, а пишем и выносим проблемы на всеобщее обсуждение и обозрение, потому что судьба российского образования нам не безразлична. Да и родителей таких мало, которым всё равно, что происходит сейчас в школах. Но и они не могут ничего сделать, как только возмутиться на родительском собрании или не отпустить своего ребёнка на внеурочку.
А учителя, если не выполняют настоятельную "рекомендацию" директора всех зарегистрировать на той или иной платформе, лишают школу баллов, а школа попадает в красную зону. А потом жди вызова на ковёр, проверок, лишения стимулирующих и прочих неприятностей. Тот, кто работает в школе, понимает, что
система образования выстроена так, что за все отвечает учитель. Перед родителями и начальниками. Но все забывают, что он лицо должностное. Выполняет государственный заказ. За этим строго следит администрация всех уровней. Уже и работают бедняги под камерами. И все равно виноваты.
Середина сентября! А родители уже придумывают, как хоть немного облегчить школьную жизнь своему ребёнку. 8 уроков в день - это то ещё испытание. А ведь у многих ещё и дополнительные занятия: бассейн, спортивные секции, музыка, танцы, шахматы. Как успеть? Как не сломать психику и не подорвать здоровье при вот таком режиме:
"7,8 уроков+доп.образование + внеурочка + подготовка к конкурсам, олимпиадам....субботники, подготовка дом.задания и т. д. Ещё не забываем участие учащихся в проектах, олимпиадах, акциях, движениях и т.д. Нагрузка колоссальная...
Родители обвиняют школы..., но школы работают в соответствии с нормативно- правовыми документами министерства образования...",
которые, однако, противоречат всем санпинам и здравому смыслу. Есть ли мера всему этому набору "нужностей", спущенных сверху? На сегодняшний день меры нет!
НО! Обратите внимание на документ!
Учебную нагрузку на школьников регулирует СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Этот документ носит не рекомендательный, а обязательный характер, то есть все очные учебные заведения должны придерживаться его правил.
Впрочем, на практике задача бывает невыполнимой.
Цитаты брала здесь: https://vk.com/profsouz_uchitel
Огромное спасибо, уважаемые читатели, за ВАШЕ внимание и неравнодушие! Берегите себя и своих близких!