Пролог:
Наша память слаба, и век наш, людской – деревянный.
Мир не помнит былое на тысячу лет.
Время – хваткий могильщик, надёжный, туманный –
Беспощадно к Героям, не пишет их славных побед.
Не ходи, не зови, не пугай всех пронзительным ликом,
Слушай стон тишины и пытливо назад посмотри,
Подбери слабый, тлеющий в Поле забытом,
Уголёчек последний, угасшей Зари.
В музее Куликовской битвы служат историки, и непоколебимо верят в общепринятую государственную версию, и уже много лет ищут необходимые подтверждения. Результата нет. В своё оправдание, шустрые лукавые люди придумали массу странных уловок, в которые вставили Дон да верхнюю Непрядву, а другие ключевые отметки выбросили на свалку истории вместе с летописями. Они же снизили число участников до пяти тысяч бойцов – до размеров заурядной стычки с кочевниками, чем принизили грандиозность и масштабность Куликовской битвы. Фальсификаторы довели ситуацию до абсурда, на глазах всего честнòго народа.
Могло ли быть иначе, если ни один из летописных параметров не ложится на поле, назначенное Степаном Нечаевым?
На алтаре Истории лежат взаимоисключающие источники: летописи и версия Степана Нечаева. Я голосую за летописную истину!
Ищем Поле Куликово
Список летописей о Куликовской битве хорошо известен:
1. Летописная повесть о побоище на Дону.
2. Задонщина.
3. Сказание о Мамаевом побоище.
4. Ростовская летопись.
5. Свод булгарских летописей.
Сколько ни хитрите, сколько не мудрите, но других источников нет. Да и чем же плохи эти? Неужели наши предки знали дело хуже нас? Идите за мной – строго по летописным отметкам. Без особых усилий я приведу вас в заветное место.
Первую отправную точку смотрим в «Сказании»:
«У Дона стоят татары поганые, Мамай царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу» (3).
Из «Летописной повести» известен срок стояния:
«В то время Мамай встал за Доном, со всем своим царством, бушуя, и кичась, и гневаясь, и стоял три недели» (1).
Информация полная и вполне достаточная. Место стояния одномоментно находится у Дона и у Мечи, стало быть, в устье Красивой Мечи. Что такое «Чуров» и где находится Михайлов, расскажу ниже, а мы сначала посмотрим, куда идёт царь-Мамай через реку и на какую дистанцию?
Дистанция звучит в «Летописной повести»:
«И тотчас сошлись на многие часы обе силы великие, и покрыли полки поле верст на десять – такое было множество воинов».
«А в шестом часу дня примчался Семён Мелик с дружиною своею, а за ними гналось множество татар. Так открыто гнались почти до нашего войска, что, лишь только русских увидев, возвратились быстро к царю и ему сообщили, что князья русские изготовились к бою у Дона» (1).
Летописец всё видел своими глазами. Речь идёт о зоне боевых действий в треугольнике, образованном Доном, Непрядвой-Перехвалкой и Красивой Мечой, о пространстве, покрытом татарскими и русскими полками на 16 км – на 10 вёрст, на котором противники рубились весь световой день 8 сентября 1380 года. Ордынцы форсировали Мечу к 9-ти часам, а к шестому часу – к 12-ти, подтянулись и заняли позиции против русского фронта, а потом «… бились они, от шестого часа до девятого…» (1) – бились до 15-ти, и «… дошли, наконец, и до Красного холма» (4).
В Чурове, на меридиане 39 градусов, астрономический полдень наступает в 12 часов. Астрономическая дата битвы падает на 16 сентября, с долготой дня 12 часов 38 минут. Указано время московское, по которому мы реально живём 16.09.2024 – в дату выхода статьи. Это важно знать, для понимания хронометража битвы.
С летописцами не поспоришь.
Ищу точку, в которой стоит автор «Летописной повести»:
«Князя, пришедшего за Дон в поле чисто, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, вел один Господь Бог, и не отвернулся Бог от него» (1).
Мелководный Турмышский брод (пехоте по колено) находится «между Чуровым и Михайловым» на древнейшей Турмышской дороге, привязанной к лебедянскому Каменному Коню в документах о Сторожевой службе от 1571 года. Эту самую короткую дистанцию от Мечи до русского фронта, равную 16-ти км, пехота проходит часа за три.
С летописцами не поспоришь.
В Чурове, на меридиане 39 градусов, астрономический полдень наступает в 12 часов. Астрономическая дата битвы падает на 16 сентября, с долготой дня 12 часов 38 минут. Рассвет начинается в 5-41. Округлим цифру до 6-00, для простоты. Указано время московское, по которому мы реально живём 16.09.2025 – в дату выхода статьи. Это важно знать, для понимания хронометража битвы.
Мелководный Турмышский брод (пехоте по колено, забытый в Мочилках) значится в документах о Сторожевой службе от 1571 года, и находится «между Чуровым и Михайловым» на древнейшей Турмышской дороге, привязанной к лебедянскому Каменному Коню, стоявшему в Чурове. Эту самую короткую дистанцию от Мечи до русского фронта, равную 12-ти км, пехота проходит часа за три.
Беру циркуль, согласно масштабу карты раздвигаю ножки на 16 км, ставлю левую иглу на берег Мечи в Мочилках, черчу дугу и смотрю: какие реки попали в поле зрения? Без задержки перехожу нисколько неподходящие Городянку в Лебедяни и Ракитянку выше неё. Вижу речку со странным названием «Перехвалка», которая впадает в Дон в границах села с ещё более подозрительным именем «Перехваль». В Перехвали имеется густая сетка оврагов и речек, на карте похожая на правую орлиную лапу – один в один, как на Гербе России! Такая картинка сразу же подкрепляет уверенность. Но кого и за что здесь перехвалили? Потерпите. Развязка будет скоро.
Особо вредная Ростовская летопись уничтожена нечаевцами в 19 веке. Краевед Артынов получил ярлык сумасшедшего пьяницы, но успел скопировать фрагмент, в котором сетка оврагов и рек Куликова Поля подробно расписана:
«Ростовцы стояли крылом своим у большого оврага, идущего к реке Непрядве и селу Рождественскому, потом перешли ручей Верходубье и Липовой, впадающий в Смолку, где и бились с татарами, имея позади себя реку Непрядву и лес. В самой сече бились с татарами у Рыбного оврага, дошли до устья Утиного, впадающего в реку Смолку, дошли, наконец, и до Красного холма» (5).
В отличие от графа Нечаева, у меня кроме деревянной сажени и циркуля, есть современный сканер QR-кодов. Географические QR-коды, похожие на этикеточные, рисуют на местности овраги и реки, а топографы переносят их на карты. Где, в каком тумане более шести веков от нас прячется QR-код Куликова Поля?
Сканером служит Ростовская летопись. Начиная от «большого оврага» – от Большого Лога, приложим пунктуальную роспись на перехвальскую площадку в строгой последовательности – раздаётся мощный стон. Попали!
Станет ли кто-то спорить, что ростовскому набору гидронимов поля битвы, соответствует единственный или неповторимый геологический рисунок. Само собой, у Монастырщино подходящего рисунка нет. Однако похожие названия в том регионе есть, но их расклад нарушает стройную последовательность, отражённую в Ростовской летописи. Гидронимы не соответствуют чётким летописным указаниям по принадлежности к бассейнам Непрядвы или Смолки. Названия перенесли не слишком пунктуальные беженцы, покинувшие разорённую нижнюю Непрядву, поэтому они хаотично раскиданы по огромной территории, которую не обскачешь даже за сутки, да и скакать надо зигзагом.
Очевидец битвы прошёл по горячим следам Ростовской дружины во время восьмидневных похорон погибших, зафиксировал подлинную топографию компактной площадки Куликова Поля и оставил нам «записки охотника». Со слов жителей села Рождественского, летописец составил полный последовательный список первородных названий, в который даже в наше время невозможно вставить ни одного лишнего перехвальского объекта. Но не всё так гладко. В этом районе на современной карте есть только Дон, Меча и Большой Лог. Однако весь набор оврагов и речек имеется, и расставлены они на местности в строгом пунктуальном соответствии с «ростовским протоколом». Хронометраж рейда Ростовской дружины идеально укладывается в общий график Куликовской битвы, проходившей в один световой день.
Мы нашли единственный на планете QR-код, на все сто соответствующий летописным параметрам. Здесь оно – Поле Куликово, потерянное в прошлые века. Теперь уже не говорите, что летописец прожил 500 лет и намеренно составил подлог в пику Нечаеву с Афремовым! Тут же приходит понимание: кого и за что здесь затоптали в хлам и признали перехвалёнными.
Дополнительной подсказкой служит карта Рязанской губернии 1790 года, на которой овраги Градский и Градской, ограждавшие русские фланги, специально показаны. Русский фронт шириной 600 метров располагался в створе ручья Верходубье-Градской и оврага Утиный-Градский.
В Перехвали не заблудишься потому, что «было поле то тесным между Доном и Непрядвой» (1).
Историческое Куликово Поле находится в трёх километрах к югу от речки Непрядвы-Перехвалки, за околицей села Перехваль, на возвышенности с отметкой 199,3 и с координатами центра: 53 градуса 07 минут 25 секунд северной широты, 39 градусов 06 минут 00 секунд восточной долготы.
Как видите, задачка оказалась нисколько не сложной, даже без привлечения Булгарских летописей, фальшивых, по мнению официальных лукавых историков. Булгарские летописи, отлично дополняющие русские, историки презирают за честные и чистые татарские откровения о Куликовской битве, нисколько не совпадающие с официальной версией. В них показана первая забытая Непрядва-Нимряд-Перехвалка, Красный холм в устье Мечи, Гусин брод в Лебедяни, Кузьмина гать на Цне, и масса другой важной информации. Все летописи достоверны, поскольку все летописные параметры идеально ложатся на перехвальскую площадку у нижней Непрядвы или привязаны к ней. В эту точку сходится весь хронометраж событий. Было две Непрядвы – и это факт!
Мы нашли Куликово Поле, а теперь разберём другие знаковые летописные точки.
Красный холм в летописном Чурове
Вернёмся на берега Красивой Мечи и рассмотрим участок от Чурова до Михайлова, где уже три недели царь-Мамай пасёт коней и требует объяснений.
Чуров – место обитания славянского бога Чура. Чуров расположен в береговой части Красного холма, на высоком правом берегу Мечи, рядом с её устьем. Чур – хранитель душ умерших предков, традиций и правил, чаще всего деревянный или каменный межевой чурбан.
Чуров составлен двумя реальными объектами. Хорошо известный курган Волотова Могила с половецкими чурбанами – с каменными бабами – это первый. Второй – Красный Буерак, населённый нерукотворными скульптурами языческих богов, среди которых Световид, Велес, Конёк-Горбунок, Колобок, Змей-Горыныч, Лунница. Кроме того, главная богиня пантеона – Макошь, прячется в отдельном логове на вершине Красного холма. Оба святилища и курган образуют древнейший языческий комплекс (7). Места языческих святилищ называют красными. Это и есть тот самый потерянный Красный холм, из Ростовской летописи, до которого «дошли, наконец» ростовцы, после потопления мамаевцев в Мече.
Назовите, параметры, по которым холм значится «Красным» на официальном поле битвы?
«Летописная повесть» рассказывает:
«И в погоне этой одни татары пали под оружием христиан, а другие в реке утонули. И гнали их до Мечи до реки, и там бесчисленное множество бегущих побили. Князья же гнали полки садомлян, избивая, до стана их, и захватили большое богатство, и всё имущество их, и все стада содомские» (1).
Понятно чётко: громили на Мече, «дошли, наконец, и до Красного холма», а потом брали обоз, а не наоборот, как по Нечаеву: сначала брали и делили трофеи, а потом добивали на Мече, в 40 км от ложного поля. И уж никак не мог Мамай пройти за одни сутки 100 км из устья Мечи до нечаевского Красного холма, повоевать там три часа, а потом прибежать в свой лагерь. Хронометраж ни одного летописного события не вяжется с верхней Непрядвой!
По «Михайлову» точных данных нет. Без сомнения, искать объект надо вверх по Мече. Дорога, уходившая от Михайлова Рязанского в сторону Красивой Мечи, отмечена в «Книге Большому Чертежу», где говорится, что речка «Табола течёт от Михайловской дороги». Михайловская дорога пересекала Мечу через брод в деревне Большой Верх, в 30-ти км от устья Мечи. Возможно, эту дорогу называли Михайловским шляхом, согласно древнейшей практике. Дорогу на Михайлов ещё помнят старожилы, кроме того, они рассказывают предания о шатре татарского хана на Буравцевом холме перед Куликовской битвой. Булгарские летописцы уточняют: здесь стоял пятитысячный отряд Сабана Кашани, посланный казанским эмиром Азаном на помощь Мамаю.
Я покоя не знал, и копил эту грусть,
Но, оставив сомненья, в конце своих дней,
Вышел в Поле, услышал: гудит моя Русь
Под копытами буйных татарских коней.
Храмы Поля в руинах, погашен их свет,
А глазницы пусты и черны от печали,
Шёл я к ним все 645 долгих лет,
И дороги стелились, и реки встречали.
Помогали друзья, но скулили враги,
В подворотне готовя точёные вилы…
– Мудрый Сергий! Меня вразуми, помоги!
Укажи светлый путь до забытой могилы!
И не просто, не сразу, волна за волной,
Приходило прозренье, и множились силы,
Будто посох вручил русский Старец Святой,
И лампаду зажёг над Великой Россией!
Свет забытой Непрядвы – негаснущий свет,
Вспыхнул снова, но всуе – замечен едва ли.
Озаряет он Поле твоё, Пересвет,
И могилы, и храмы, что мы потеряли.
Над Красивой Мечой не растаял туман,
И над Гатью Кузьминской забвенья печаль,
Гусин брод потеряла моя Лебедянь,
Над забытой могилой стоит Перехваль.
Тускло светит луна над Победной рекой,
В Березуе святом благодатный покой.
Красный холм не остыл от татарской крови,
Камни в Чурове спят, что расскажут они?
Цели и задачи Куликовской военной кампании
Сотни лет висит вопрос: почему и зачем армия Дмитрия Московского ушла так далеко от столицы? Но упрямо, вопреки исторической методологии, профессиональные историки не принимают к сведению весьма логичный ответ из булгарских летописей: русские князья выполняли приказ султана Тохтамыша о посылке войска, для участия в совместной военной операции против раскольника Мамая, переданный Бахта-Мохаммедом в виде жёсткой угрозы расправой, в случае неповиновения. Приказ поступил в начале лета, в кульминационный момент междоусобицы.
Смотрим летопись «Нариман тарихы»:
«Когда царю (Тохтамышу) стало известно о зловещем намерении Мамая напасть на столицу (Сарай-Берке) совместно со своими друзьями в Алане (из Алании), то он велел Газану Абдалу и Бахта-Мохаммеду оторвать от Мамая артанцев (литовцев), кортджакцев (москвитян), кисанцев (рязанцев) и Коч-Кумык – кубанских алан-карачайцев.
Прибыв к москаулыйцам (москалям), Бахта-Мухаммед увидел их приготовления к войне и сказал улубию ак-балынцев (великому князю Московскому): «Мы загородим Мамаю путь в Артан (Литовское великое княжество) и Кортджак (Московию). Если ты не поможешь, или станешь мешать, то мои булгары и туркмены перевернут в Ак-Балыне (в Северо-Восточной Руси) все вверх ногами» (5).
У князей появилась возможность объединить Русь, легально собрать большую силу и сбросить ненавистное иго. А иначе, чем можно объяснить такое яростное рвение русских князей? Через 142 года после нашествия хана Батыя, через два года после яркой победы в Вожской битве, блеснул первый лучик свободы. Войско Мамая, которым командовал Бегич, топили в Воже эти же русские полководцы: Дмитрий Московский, Боброк Волынский, Андрей Полоцкий.
Светилась реальная возможность разбить каждую группировку по-отдельности, а ещё лучше – добить последнего правителя Орды, оставшегося после междоусобной схватки.
Дорожная карта Куликова поля
Мамай не собирался идти на Москву: «… стало известно о зловещем намерении Мамая напасть на столицу (Сарай-Берке) …» (5). После соединения с союзниками, готовился поход по Ногайской дороге через Кузьмину гать, для захвата власти в ордынской столице.
Хорошо известно из летописей: Мамай позвал на помощь Ягайло и Олега, а на реке Цне у Кузьминой гати его поджидал Багун.
У Тохтамыша, кроме русской, были две свои группировки, которыми командовали Бахта-Мохаммед и Эдигей. Первая, нацеленная с юга на Красный холм, стояла в районе Задонска, а вторая – следила за Багуном.
Кузьмина гать, Гусин брод и Непрядва-Перехвалка
В книге В.Д. Егорова «Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV веках» говорится о двух группировках ордынцев, которые перемещались по двум маршрутам. Первая пришла на Мечу вдоль Дона, от устья реки Воронеж, а другая – проторённым путём через Рясное поле, что совпадает с информацией из булгарских источников. Историк цитирует документ, который хранился в архиве Министерства юстиции в 17 веке:
«И в те времена ординские цари и ногайские мурзы с татары приходили в Росийские места войною сакмами: по 1-й, из-за Волги, на Царицынской и на Самарской перевозы, и через реку Дон на Казанский (читать: Казарский) брод и на урочище Казар, где ныне город Воронеж, на Рязанския и на Коломенския и на иныя места; по 2-й перешод реку Волгу, а Дону реки не дошод, промеж рек Хопра и Суры, чрез реки Лесной и Польный Воронежи, на Ряские и на Рязанския и на Шацкия места, которою сакмою и Батый в войну на Русь шол» (6).
Про вторую группировку говорится в «Сказании»:
«Уже царь на Кузьмине гати стоит, но не спешит, поджидает Ольгерда Литовского и Олега Рязанского, а о твоих же сборах царь не ведает и встречи с тобою не ожидает, по письмам от Олега, и через три дня должен быть на Дону».
«Мамай идет со всем своим царством в мою землю Рязанскую на меня и на тебя, а знай и то, что идет на тебя и литовский Ягайло со всеми силами своими» (3).
Однако! И в русском «Сказании» раскрыт стратегический план Мамая: Ольгерда и Олега ждали на Кузьминой гати, а не в Москве!
Про вторую группировку говорится в «Сказании»:
«Уже царь на Кузьмине гати стоит, но не спешит, поджидает Ольгерда Литовского и Олега Рязанского, а о твоих же сборах царь не ведает и встречи с тобою не ожидает, по письмам от Олега, и через три дня должен быть на Дону».
«Мамай идет со всем своим царством в мою землю Рязанскую на меня и на тебя, а знай и то, что идет на тебя и литовский Ягайло со всеми силами своими» (3).
Однако! И в русском «Сказании» раскрыт стратегический план Мамая: Ольгерда и Олега ждали на Кузьминой гати, а не в Москве!
Олег Рязанский шпионил за Мамаем и формально придерживался договора о капитуляции, вступившим в силу после разгрома Мамаем Рязанского княжества осенью 1378 года. Князь Олег состоял в сговоре с князем Дмитрием, писал ему докладные письма и в поход не собирался.
Согласно булгарским летописям, на Татарской сакме за Кузьминой гатью пас коней 14-тысячный корпус Багуна. Мамай – здесь фигура речи, поскольку войско было мамаевское. Багун служил индикатором планов Мамая. За ним разведка следила особенно пристально, поэтому с его стороны постоянно шли донесения. Кузьмина гать на Руси единственная. Она и Татарская сакма известны из документов о Сторожевой службе 1577 года.
Привязка к Непрядве-Перехвалке достаточно точная и содержится в цитате:
«Уже Мамай-царь на Гусин брод пришёл, и одна только ночь между нами, ибо к утру, он дойдёт до Непрядвы» (2).
Гусин брод (татарский Акказ-кичу) – в Лебедяни, а Непрядва-Перехвалка – в 15 км выше по Дону. Только в этих местах они чётко и однозначно взаимосвязаны. В ту эпоху расстояния отмеряли днями пути или суточными интервалами. По факту Багун прискакал на Гусин брод вечером 7 сентября, преодолев 160 км за три дня.
Обратите внимание! Нижняя Непрядва названа своим законным старым именем! В этот момент верхняя Непрядва не светилась. Покажите другой Гусин брод, который находится на дистанции утренней пробежки до усадьбы графа Нечаева? Не подберёте. Поэтому знаковый брод отбросили на свалку истории, и совсем не вспоминают.
Манёвры противников
Дмитрий Иванович отправлялся в поход по прямой дороге, пролегавшей от Коломны к столице Золотой Орды через Рязанские земли, в полном соответствии с полученным приказом. На 20-е августа ситуация изменилась: от Алмыша-Донецка Мамай вдоль Дона поднялся к устью Мечи, но место сбора в Коломне невозможно было изменить.
Ещё до выступления войск из Москвы в Коломну, отправили посла с большими дарами:
«Князь же великий Дмитрий Иванович послал к нечестивому царю Мамаю избранного юношу своего, по имени Захарий Тютчев, испытанного по уму и нраву, дав ему много злата и двух переводчиков, знающих татарский язык» (3).
Воевать с русскими не входило в планы Мамая. Он не принял подарки и подобру отпустил посла:
«Царь Мамай желает вам здоровья и очень за великое восхваление ваше к вам благорасположен» (3).
Разведанные Захарием Тютчевым планы противника – это хорошо, но верить словам коварного врага – последнее дело. Дальнейшие планы Мамая вызывали опасение: а что, соединится он с Ягайло и двинется на Москву, чтобы в первую очередь разделаться с русскими?
«Набежали серые волки с устьев Дона и Днепра, воют, притаившись на реке Мече, хотят ринуться на Русскую землю» (3).
Дмитрий Иванович выступил из Коломны 20 августа, очевидно, наперерез Мамаю и дошёл до Лопасни:
«И вышел из Коломны в великом множестве против безбожных татар месяца августа двадцатого дня» (1).
Лопасня находится между Муравским шляхом и Татарской сакмой. Первый манёвр весьма мудрый, прикрывающий столицу, в случае продвижения противника по любой из этих дорог.
Что здесь непонятного? В точке Лопасни, после анализа оперативной обстановки, выяснилось: Мамай намертво встал на Красном холме, а Багун – у Кузьминой гати.
«И начали переправляться через Оку за неделю до Семенова дня, в день воскресный» (1).
25…28 августа русская армия переправилась через Оку и пошла по Татарской сакме.
Второй манёвр перекрывал наиболее перспективное направление со стороны Кузьминой гати, пугал всех противников, позволял соединиться с Ольгердовичами. Сакма была прямым путём от Лопасни до Сарая-Берке. Современная автотрасса Волгоградка проходит по этому древнему маршруту рядом с городом Скопиным.
Березуй
В точке Березуя на реке Вёрде живут гидронимы и топонимы, легенды и предания, и устроены посвящения Куликовской битве: Свято-Дмитриевский Ряжский монастырь, храм Воскресения Христова в селе Победном, святая Купель на реке Победной.
В результате восьмидневного маршрута, русские встали «на этой стороне Дона» в местечке Березуй «в 23 поприщах от Дона, и тут соединились с литовскими князьями Ольгердовичами в 5 день месяца сентября».
«И приспеша борзо на Дон, и наехаша великого князя Дмитреа Ивановича Московьскаго ещё об сю страну Дону, на месте рекомое Березуй, и ту съвокупишася» (3).
Как считать «23 поприща от Дона», если здесь от Березуя до Дона 50 км? Совпадение идеальное: умножим 23 на 2,16 – получим 49,68 км. В Древней Руси поприще состояло из 1000 саженей.
Главное, в поисках отметок, для измерения, ошибиться невозможно. В месте впадения речки Паника, Дон делает петлю огромного размера, поворачивает направо под прямым углом, а вершина угла в виде стрелы показывает на точку Березуя. Вспомните выражение «ставить во главу угла» – ну прямо, про это место!
Конкретно и точно расстояние отмерялось по дороге, пролегавшей вдоль левого берега Паники. Дорога и в наше время ведёт от донского угла на Чернаву, Скопин, Рязань. Весьма вероятно, по ней с запада пришли Ольгердовичи и значительно усилили боевой потенциал армии.
В Березуй пришло благословение мудрого старца Сергия Радонежского, имевшего необыкновенно высокий авторитет на Руси, которое укрепило уверенность в правоте дела и подняло боевой дух:
«В то же время прииде к нему посол с книгами от преподобного игумена Сергия, в книгах писано: Великому князю и всем русскым князем, и всему православному въйску мир и благословение! Ещё же дасть посланный старец от игумена Сергия хлебец пречистыа богородица» (3).
Разведка доложила: две части армии Мамая смогут соединиться на Дону через трое суток. Багун уже скакал по Ногайской дороге от Кузьминой гати в сторону Гусина брода, что поторопило русских князей. Стало ясно: основные события военной кампании состоятся на Верхнем Подонье, поэтому приняли решение идти «за Дон в поле чисто, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы» (1). Повернули на Дрысинскую дорогу и пошли на устье Мечи, в сторону лагеря Мамая. С берега реки Вёрды армия вступила в фазу активных боевых действий.
Переход князя Дмитрия через Дон
На третьем этапе, преодолев 80 км от Вёрды, армия спустилась к устью нижней Непрядвы. По факту получилось: сквозь Мамаеву землю прошли 6-го сентября и в утро 7-го, всего лишь, срезав чужой кочуровский угол.
Удобно было перейти через Дон по Ногайскому броду у северной окраины нового Данкова и продолжить движение по прямой Дрысинской дороге в сторону Красного холма.
Из «Летописной повести»:
«Князь же великий подошел к реке Дону за два дня до Рождества святой Богородицы.
… пришли к Дону, и стали тут, и долго совещались. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон». А другие возражали: «Не ходи, так как слишком умножились враги наши» (1).
Ситуация ещё не созрела, поэтому в летописи попала дискуссия: Дон переходить или не переходить, где переходить? Где главный индикатор? Где находится Багун? Утром 7 числа покинули Дрысинскую дорогу и прошли по левому берегу Дона ещё 18 км. До Гусина брода оставалось всего 15 км.
На участке от устья Непрядвы-Перехвалки до деревни Селище правый берег Дона непреодолимо высокий, лесистый, даже в настоящее время. На месте Романцовского брода донские берега полого опускаются к воде на протяжённом участке. В наше время на броде стоит мостик между Романово и Селище, в четырёх км от устья Перехвалки.
Настал момент истины: Мамай стоял за двумя реками на Красном холме, а Багун пришёл на Гусин брод.
Свидетельствует «Летописная повесть»:
«Князь Дмитрий … обратился к брату своему и ко всем князьям и воеводам великим… и приказал мосты мостить на Дону и броды разыскивать в ту ночь, в канун праздника пречистой Божьей матери» (1).
Начался четвёртый, последний этап. Переходили через Дон 7 числа. Пришлось ставить временный мост. Перехвальская дорога от Романцовского брода до брода на Непрядве-Перехвалке под Павловкой служит до настоящего времени. По этой дороге перешли Смолку-Глинку, по затяжному отлогому подъёму взошли на высокий холм с Зелёной Дубравой. Прошли сквозь дубраву, ещё раз пересекли Смолку и встали на Поле Куликовом. Зелёная Дубрава уцелела до наших дней.
На высоком левом берегу Смолки-Глинки имеется единственный отрог, который послужил нормальным жёлобом для спуска при переходе, а правый берег имеет несколько пологих откосов. В нижней части этого отрога хорошо виден специально срытый участок, для расширения прохода. По ходу, Засадный полк оставили в этой Зелёной Дубраве. На следующий день он атаковал поле сражения через этот же проход по отрогу.
Продолжение следует. Перейдите по ссылке "Куликово Поле – точный адрес. Часть 2" https://dzen.ru/a/Z0BuROjv22TUeUQT
Николай Прокофьевич СКУРАТОВ, инженер. Сентябрь 2024.