- Скучно как, бабуль, - вздохнул Славик и в отчаянии пнул ногой камушек.
Бабушка Инна тоже вздохнула. Как назло, Витюша, Надькин внук, соседки, заболел и не смог приехать. А потому Славику не с кем поиграть было.
- Бабуль, а когда мама с папой меня домой заберут? - Славик с надеждой посмотрел на бабушку.
- Скоро, сынок, - скрепя сердце, бабушка погладила внука по голове.
Конечно, досадно, что внуку с ней скучно, но это вполне естественно. Девятилетний мальчишка уже не на столько мал, чтобы просиживать целыми днями с бабушкой, довольствоваться сказками и общением с курами и козами. Ему нужны друзья. Витюша, внук Нади, соседки, как раз был другом Славика. Он также приезжал к бабушке на лето и мальчишки весело проводили свои каникулы вдвоём.
А без приезжих детей играть было не с кем. Деревня вымирала катастрофическими темпами, уже почти вся улица - между прочим, центральная - опустела. Домики, где когда-то кипела жизнь, где резвились многочисленные дети, зарастали бурьяном, их крыши проваливались, стёкла на окнах лопались и осыпались, обнажая тёмную пустоту домов. Печальное зрелище.
Новых ребятишек в деревне не водилось. Молодёжь, которой почти не осталось здесь, не спешила создавать семьи и рожать детей. Работали вахтами и копили деньги для переезда в города. Школа давно закрылась и, как и обычные домики, превратилась в гигантскую заброшку.
Но шестидесятилетняя Инна, которая прожила здесь всю жизнь, не спешила уезжать, хотя дети и звали к себе. Здесь могилы предков, здесь память о муже, память о молодых годах. И единственным утешением и развлечением было для неё время, когда внук Слава бывал в гостях на летних каникулах. Гостил мальчик недолго, всего месяц, а потом родители забирали его, ведь предстояла поездка на море. Инна ещё головой качала, мол, всё по расписанию у них.
Но в этот раз Витюша заболел и не приехал. Славик тосковал в одиночестве, просиживал целыми днями на пороге в надежде, что родители поскорее заберут его домой.
***
Поутру, на самом рассвете, гонимая жалостью к внуку, Инна достала из гаража старые мужнины снасти. Сходила к Петьке, одинокому, нелюдимому вдовцу, тот подлатал их и вручил Инне:
- Держи. Пусть малец развлечется. Только накажи, чтобы осторожнее на реке был.
Петька вздохнул. Инна промолчала. Давным-давно, ещё когда она была молода, у Петьки и его жены Ольги утонула на реке дочка. Громкая трагедия была, которая разнеслась на всю деревню.
Как только Славик проснулся, Инна отдала ему снасти:
- Смотри, чего нашла. Дедовы. Он знатный рыбак был!
Славик обрадовался:
- Бабуль, крутяк! Можно пойти рыбу половить, да?
- Да, иди, а то ты совсем от скуки измаялся. Только осторожно, не лезь в воду, в реке дно крутое, ухнешься - и поминай, как звали.
- Бабуль, я знаю! - вскинул подбородок Славик, - Я не маленький уже, знаю.
***
На берегу было тихо и безлюдно. Славик в теории знал, как удить рыбу. Ему интересно было попробовать это не в теории, а на практике, поэтому мальчик довольно быстро нашёл, как ему казалось, подходящее место, разложил нехитрые пожитки, раскинул удочки и уселся на берегу.
Через некоторое время он услышал позади себя какую-то возню, а вскоре прямо перед ним, будто из ниоткуда, появилась девочка примерно его возраста.
- Привет! - растерянно проговорил Славик.
- Привет, я Валя! - отозвалась девочка, - Ты рыбу ловишь? Ну и как, ловится?
Славик пожал плечами:
- Не знаю, я только пришёл.
- А не хочешь поплавать? - напористо спросила девочка, - А то я одна, мне скучно. Очень скучно и тоскливо быть одной.
Глаза её были пронзительными, но в то же время какими-то до невозможности грустными.
Скучно. Славику тоже скучно, но наказ бабушки он помнил. Река бурная, берег крутой...
- Нет, я боюсь здесь купаться, мы с бабушкой на пруд ходим. А ты из деревни? Что-то я тебя раньше не видел.
- Я из деревни, - эхом проговорила Валя, - Пойдём, поплаваем, не бойся, я хорошо плаваю, я тебя научу.
Перспектива обзавестись хоть какой-то компанией заставила Славика задвинуть подальше свою совесть и страх. Он вздохнул, отложил удочку и поднялся:
- Только немного.
***
А тем временем Инна, задремавшая, пока внук был занят, услышала настойчивый стук в окно. Она нехотя встала и пробормотала:
- Кого же там принесло?
Подойдя к окну, она заметила взволнованное лицо Петьки, соседа. Открыла дверь.
- Инна, миленькая, прости меня, старого! - взмолился он, - Совсем головой я поехал от горя. Срочно надо на реку бежать, не то погубит она Славку!
Инна округлила глаза:
- Кто?
- Валька моя, дочка утопшая. Давно она там, видать русалкой стала. Жалилась мне, что ей скучно и ищет себе друга. Утянет она его на дно! А я, глупец, дочку пожалел, да только сейчас дошло, что это больше не моя дочка, а нечисть речная, которая Валюшин облик приняла!
Инна всплеснула руками:
- Что ж ты, окаянный, неужели внука моего решил в жертву ей принести?!
- Некогда, Инна, потом меня ругать будешь, а сейчас пошли быстрее!
***
На реке они обнаружили удочки, одежду мальчика, а вот самого Славика видно не было. Где-то в камышах послышался сдавленный крик и всплески воды. Петька, недолго думая, скинул с себя рубашку и бросился в воду. Уже через несколько минут он вернулся, таща за собой измученного, полуживого Славика.
Инна на берегу отчаянно молилась, перебирая трясущимися руками носовой платок...
- Бабушка, прости меня... - пробормотал Славик, как только оказался на берегу, - Я хотел с ней подружиться. А она, как только мы заплыли подальше, нырнула, стала меня за ноги хватать и на дно тянуть...
Петька молчал. Инна зыркнула на соседа, подхватила Славика и они ушли.
***
К вечеру Петька не вернулся. Не вернулся он и на утро. Инна вызвала полицию, сбежались оставшиеся немногочисленные соседи. Поиски закончились на третий день - старик утонул в реке. Но что поразило больше всего, так это его выражение лица. Умиротворенное и счастливое. А в распухшей руке Петька сжимал маленький розовый бантик от детского платьица...
- Так это дочка его была, мёртвая? - спросил Славик, когда всё успокоилось.
Инна пожала плечами:
- Может, и дочка. А может и не она, а кто-то в облике её дочки. А может, просто река его унесла. Тоска Петьку съела, не для кого ему больше на этом свете маяться, вот и прыгнул в воду. Кто знает... А я, наверное, соглашусь к вам в город перебраться. А то и меня тоска съест здесь...
Желающим выразить автору материальное спасибо:
Карта Сбербанк:
5469 6100 1290 1160
Карта Тинькофф:
5536 9141 3110 9575
Почитать ещё: