Найти в Дзене

Высокая мода Мадам Гре, ее духи «Чудо», и русский художник на Таити.

Она родилась в Париже в 1903 году. Ее звали Жермен Эмили Кребс, но в историю моды она вошла под другим именем. Она мечтала стать скульптором,но родители не поддержали ее, и тогда она стала помощницей портнихи в парижском Доме моды «Према». Проработав там почти 10 лет, Жермен,которая взяла себе творческий псевдоним Аликс, и ее подруга Жюли Бартон создали совместный Дом моды Alix Barton. Ho просуществовал он недолго. Вскоре Аликс открыла свой собственный Дом моды Alix Couture. Он и стал настоящим началом ее карьеры в мире моды.

В своих работах Аликс в первую очередь вдохновляло античное искусство - недаром она хотела стать скульптором. Успех пришел к ней в 1935 году,когда она сделала костюмы к спектаклю «Троянской воины не будет». Об Аликс начали писать в газетах, ее клиентами становились все более именитые дамы, а в гостях все чаще собиралась парижская богема. Одним из таких гостей был художник из Киева Сергей Черевков. В 1931-ом году он переехал во Францию и стал рисовать для журналов портреты популярных политиков. В 1933 году он побывал на Таити и с тех пор несколько раз в году жил там по месяцу. Аликс познакомилась с ним на его персональной выставке ,он стал часто захаживать к ней в гости и в конце концов в 1937 году они поженились. Однако их совместная жизнь не продержалась и года. Черевков вновь уехал на Таити и не стал возвращаться обратно. У Аликс от него остались дочь Анна и имя. Черевков подписывал свои картини Gres - анаграммой своего имени Sergе, и Аликс взяла его себе в качестве псевдонима, став Аликс Гре.

Аликс Гре и ее модель.
Аликс Гре и ее модель.

Она любила Сергея и долгие годы посыла а ему на Таити деньги, хотя даже не знала,жив ли он,так как не получила от него ни одного письма.

О его судьбе Аликс узнала лишь в 1971 году, когда в парижско газете «Русская мысль» был опубликован очерк поэтессы Лариссы Андерсен, которая вместе с другими русскими эмигрантами на Таити дружила с художником. «Он жил в доме у дороги, на стене которого висела палитра с налписью Gres, - писала

Адерсен . - Все местные знали, что он художник и что давно живет на Таити. О том, что он приехал сюда в 1930-х годах из Парижа, знали единицы, а о том, что до Парижа он жил в Киеве, - только его близкие друзья. Он женился на таитянке Рипо, тоже художнице. Рипо уже много лет тихо и незыблемо царит в «Раю» Gres, заполняя все его уголки. В неизменном парео, с неизменным цветком в волосах, еще густых и черных... Отовсюду со стен, с портретов смотрят темные глаза прежней, молодой Рипо...

«Портрет Рипо» Сергея Черевкова.
«Портрет Рипо» Сергея Черевкова.

Как и почему он уехал из Киева, художник не рассказывал. Говорил лишь, что мечтает съездить туда, повидать родные места. О том, что оставил Париж, не жалел совсем, хотя альбом с репродукциями своих парижских работ хранит бережно. Это портреты известных писателей - Кокто, Колетт и других. Жалел лишь о рояле. «Я любил играть…. - говорил он. - Сочинить для себя. Я продал его, чтобы оплатить дорогу. Да и я решил - все, все оставить позади.»

Об Аликс в разговорах с Лариссой он не упоминал ни разу. Он скрылся от цивилизации. В его доме не было бытовой техники. Он боялся водить автомобиль. «Возвращаясь к себе,- закончила свой очерк Ларисса,- заворачивая в свои хорошенький домик , Сергей был сбит проносившимся мимо автомобилем... Рыцарь, который убежал от цивилизации, и которого она все-таки догнала и убила».

Жаклин Кеннеди в платье от Мадам Гре.
Жаклин Кеннеди в платье от Мадам Гре.

Аликс прожила долгую жизнь. Ее клиентами были знаменитые актрисы и влиятельные дамы. Она открыла свой Модный дом «Мадам Гре». А в 1959 году вдруг решила заняться парфюмерией. Так появился аромат Cabochard, который до сих пор ценят знатоки. В том же году появился еще один аромат от Мадам Гре - Chouda. То есть русское «чудо». Но если Chouda не стал популярным ароматом, то на Cabochard первые десять лет спрос превышал предложения. И именно этот аромат помог Дому Мадам Гре выжить в сложные времена.

-5

В 1973 году Мадам Гре была избрана главой Синдиката Высокой Моды и первой получила самую престижную награду французских кутюрье «Золотой Наперсток Высокой Моды». Но тут наступила эпоха pret-a-porter (которую Аликс называл проституцией), и Дом Мадам Гре по своими штучными вещами начал терпеть убытки. В 1980году Аликс сдалась и тоже открыла свой бутик с вещами pret-a-porter. Доход от него она вкладывала в свой Дом Моды, но это его не спасло и через два года его пришлось продать.

-6

Покупателем стал предприниматель Бернар Тапи. Он убедил Мадам Гре,что ей не надо будет никуда уходить после продажи дома , наоборот,она сможет творить как раньше. Это было наглой ложью. В 1987 году Мадам Гре вышвырнули из Дома Моды,который принадлежал ей 45 лет. Одновременно ее исключили из Синдиката Высокой моды, который она же и возглавляла , за неуплату налогов. А через год после этих событий журнал Vogue назвал ее «величайшим из современных кутюрье».

Выставка моделей Мадам Гре в парижском музее Бурдель. 2011 год.
Американский дизайнер Билл Бласс сказал о работах Аликс Гре: «Мода - не искусство и никогда им не была, За исключением того, что производилось в ателье двух мастеров - Крис тобаля Баленсиаги и Мадам Гре».
Выставка моделей Мадам Гре в парижском музее Бурдель. 2011 год. Американский дизайнер Билл Бласс сказал о работах Аликс Гре: «Мода - не искусство и никогда им не была, За исключением того, что производилось в ателье двух мастеров - Крис тобаля Баленсиаги и Мадам Гре».

В 1990 году Аликс Гре с дочерью уехали из Парижа в Прованс. Четыре года спустя, в 1994 году в музее «Метрополитен» было решено устроить выставку,посвященную творчеству Мадам Гре. Было выставлено более 350 экспонатов от пальто до знаменитых вечерних платьев. Организаторы несколько раз приглашали Мадам Гре на открытие выставки,но все время получали вежливый отказ. Мол, она благодарит за то,что не забывают,но приехать не может. Дело в том,что письма писала не Аликс ,а ее дочь Анна. Самой же Мадам Гре уже год как не было на этом свете. Она тихо скончалась в 1993 году на руках у дочери, не дожив шесть дней до своего девяностолетия.

-8

Журнал «Биография» январь 2012 года.