Весь предыдущий год в рассуждениях учеников гимназии, где я работаю, и их родителей красной нитью проходил вопрос о связи обучения в школе и будущего заработка.
- Зачем мне выбирать профессию? - сказал мне однажды девятиклассник. - Я без проблем смогу зарабатывать в телеграм-канале, продавая там одежду.- Сын говорил мне: "Мам, у тебя три высших образования, и что? Ты воспитателем за копейки работаешь. Я на ПВЗ буду получать куда больше", - рассказывала одна из родительниц восьмиклассника, который даже и не пытался нагнать программу по математике.
В рамках подобной прагматичной логики, хотим мы это признавать или нет, они совершенно правы. Подростки вообще чутко считывают, насколько взрослый реально удовлетворен своей работой, заработком и насколько он сам реально применяет и практикует образование и самообразование. Если ребенок в своем окружении не видит преимуществ иметь глубокие систематические познания в основных дисциплинах, он не поверит простому "учиться надо" и тем более сильнее воспротивится этому давлеющему "учиться - твоя обязанность/работа".
Полагаю, нам не стоит удивляться. Да, поначалу у меня был легкий приступ культурного шока, когда я слышала со стороны учащихся оценки, полностью обесценивающие академическое образование. Отчасти такое отношение даже пугает (хотя казалось бы, разрыв между нам относительно небольшой, из школы я выпустилась в 2018). Для значительной части нынешних школьников, положим, понятие образованности не несет никакого возвышенного флёра, аргумент "это для общего развития и эрудированности" - просто белый шум, держащий целью заставить их учить "ненужные" им вещи; высокая успеваемость не является универсальным способом повысить свой социальный статус, а познание ради познания не несет той же самоценности, что для предыдущих поколений. Это большой простор для столкновения ценностей, что и наблюдается на практике в лице отчаявшихся родителей и возмущенных учителей.
В связи с этим хочется отметить две вещи.
Во-первых, современный школьник окружен массой коммерческих предложений. Осознает он это или нет, но, живя в интернете, он ежедневно принимает на себя удар прямой и нативной рекламы (преимущественно на YouTube, в TikTok и Telegram) - причем как рекламы товаров, так и краткосрочных образовательных курсов и марафонов, онлайн-школ наподобие Сотки и Фоксфорда, узкоспециализированных IT-школ, многочисленных обучений по заработку через блогинг. (Именно с этим я связываю то, что практически у каждого уважающего себя подростка есть свой телеграм-канал. И блог свой есть, и авось наберется энное количество подписчиков - придет рекламодатель).
Мы вступили в ту фазу, когда образовательному заряду школы существуют более интересные и быстрые альтернативы. Школа при этом не выделяется на их фоне, не имеет особого статуса, поскольку институт образования сам по себе превращен в рынок услуг и приравнен ко всем остальным вариантам. Теперь поступить на коммерцию не то чтобы очень сложно, а аккредитованный диплом гособразца сможет выдать организация, в которую можно поступить без ОГЭ и ЕГЭ. Возможно, это основа для установки "если мне будет надо, я и так знаю, где мне этому научиться".
Закономерно школа встроилась в этот пестрый ряд предложений, из которых современный школьник теперь волен выбирать. И он выбирает, и этот выбор порой действительно принимает форму "зачем учить все предметы, если проведение регулярных стримов и так позволит мне жить как захочется". И - внимание родителям и учителям - это не делает его представителем "ужасного поколения с узкими потребностями, которому ничего не интересно". Так уж сложилось, что они видят больше альтернатив, дольше нас живут в повальной мгновенной доступности любой информации и взращены на культуре потребления. Это придаст ходу их взросления и становления иной вид, но вряд ли превратит в безмозглых роботов.
Во-вторых, не будем упускать из виду, что падение учебной мотивации может быть все той же классической формой протеста против ценностей родителя. Сепарационные кризисы никто не отменял. Желая, чтобы ребенок имел образование, родитель может ненароком своим назиданием и критикой представлять учебу (в глазах ребенка) не столько как инструмент к проживанию жизни, сколько условие, основание для уважения, признания и любви.
"Делай что хочешь, учись только нормально"; "Слушай, я же не требую от тебя выигрывать олимпиады, мне и троек твоих хватит!"; "Четыре? А почему не пять?"; "Мы же договаривались - успеваемость подтянешь, тогда пойду навстречу"; "Ты меня позоришь своими оценками"; "Мы так много тратимся на репетиторов!"; "Ты как без образования жить-то собираешься? Без него человеком не станешь", - и далее по списку.
Образование, если говорить о нем слишком часто, требовательно и абстрактно, неизбежно становится аморфным, негативно заряженным образом, которому требуют соответствовать без видимых на то оснований. Это может вызывать сопротивление - не у всех, конечно, но может. В самой сепарации ничего ужасного нет, но тревожит то, что в таком случае именно учебное усердие и дисциплина в школе становятся предметом отрицания, точкой "отталкивания" от позиции родителя. В таком случае учеба становится способом продемонстрировать позицию "я другой, я решу сам, что мне важно и нужно". Соответственно, субъективная значимость обучения все увядает и увядает.
Как будто в этом есть что-то катастрофически неправильное, ведь в той же мере и с той же вероятностью при иных условиях учеба может стать ресурсом для ребенка, его способом напротив продемонстрировать своими успехами свою самость и самостоятельность.
(Стоит только ребенку оказаться в среде, где учеба необходима в первую очередь ему самому куда больше, чем взрослым вокруг него).
Вернемся к девятикласснику и переживающей родительнице. И в том и другом случае прослеживается акцент школьников на необходимости зарабатывать. Сначала так и хочется спросить: отчего в направленности ребенка столь большой вес занимает ценность "заработать как можно более легким способом и как можно раньше стать независимым"? Кто ему эту идею транслировал? Оставлю за скобками предположение, что родители, чуть ли не живущие на работе и обустраивающие семейный быт трудом на износ, могут иметь к этому отношение.
Следом я замечаю следующее. Воспитание, похоже, в целом строится на связке обучение - сдача экзаменов - трудоустройство - жизненный успех. "Без аттестата не поступишь". "Без корочки никуда не возьмут". "Хочешь до конца жизни быть *название любой низкоквалифицированной профессии, не имеющей престижа*?"
Привязывание обучения исключительно аспекту работы/заработка и позволяет детям так просто отбиваться аргументами про более прибыльные места, не требующие квалификации. (А между тем квалифицированный труд невозможен без мало-мальского интереса к специальности и составляющим ее дисциплинам. Интерес же, в свою очередь, не обязан утыкаться исключительно в тему профессий и работы).
Словом, отождествление важности обучения в школе с финансовым вопросом и будущей карьерой становится все более бессмысленным: дети, поверьте, видят бесчисленное количество примеров обратного (причем в данном случае неважно, видят они пример реального денежного успеха талантливого инфлюенсера/предпринимателя, которому не пригодилась корочка, или просто красивую картинку с имитацией успеха - вывод школьник делает один и тот же).
Это трудно в наших реалиях, но нельзя упускать, что смысл образования не только в карьерной перспективе. Это трудно в наших реалиях, где капитализм диктует ориентацию на финансовое благополучие, где мерилом успеха выступает уровень потребления, но это не все, из чего состоит жизнь. Именно этот аспект может помочь родителю преобразовать учебную мотивацию ребенка.
Рисуем ситуацию:
Сказав, что учиться нужно для дальнейшего профессионального становления, родитель столкнется с контраргументом, что профессиональное становление не требует стольких затрат (и вообще есть абсолютно бесполезные предметы, которые никогда не пригодятся, и т. д. и т. п.). В этот момент родитель сам, столкнувшись с обесцениванием своих личных ценностей, вероятно, начнет сопротивляться и начнет доказывать свою правоту всеми легальными и нелегальными способами: начнет приводить неприятные примеры из личного опыта, начнет (не дай бог) сравнивать ребенка с другими или с собой, начнет рисовать страшные картины того, как ее ребенок, без образования и никому не нужный, спит под мостом... Подобные ответы в общем и целом считаются мятежным подростком как давление, грозы и назидание, и будут отброшены за ненадобностью.
А теперь представим, что наш родитель в ответ на отвержение и мятеж против общепринятого не защищается, а осмеливается принять тезис ребенка, но следом продолжить развивать логику разговора:
Да, если получится, ты действительно сможешь хорошо зарабатывать и без образования, даже без общего, не то что высшего. Да, это так. Может даже случится так, что ты заработаешь все деньги этого мира, и Толстой с котангенсами тебе для этого не пригодятся. Однако что ты будешь делать с этим? В чем был смысл? Куда ты решишь направить свои богатства? Кого будет правильно поддерживать денежно, а кто этого не достоин? Как ты поймешь, что готов разделить эти богатства именно с этим человеком, а не с другим? Как счет на карте сделают тебя более интересным собеседником? Будет ли тебе интересно с самим собой? Готов ли ты все средства пустить только на развлечения - или ты хотел бы сделать вклад в жизнь общества?
Одно дело заработать деньги, другое - знать зачем; знать, что важнее конкретно для тебя - быть богатым или быть личностью, которая ценится другими независимо от обеспеченности. Как часто родители и учителя говорят об этом? Как часто они сами иллюстрируют идею?
Вот здесь-то мы и возвращаемся к вопросу образованности - если не деньги, то что еще может дать школа и вдумчивое обучение? Какие ментальные навыки развивает школа помимо натаскивания на фиксацию конкретных фактов и тривиальных логических цепочек? Как так выходит, что обучение может приносить удовольствие? (если сам родитель/учебное учреждение не делают из него пытку).
И наконец - видит ли ребенок, что взрослые вокруг него обязаны своим удовлетворением от жизни именно тем, что трудились, конспектировали, анализировали, сочиняли, проектировали, созидали? Есть ли тот, кто откроет ребенку страшную тайну: школа - не тюрьма, где заставляют делать то, что ты не хочешь, а испытательный пункт, где ты сам конструируешь свою личность, свой внутренний мир, свое Я?
...И, быть может, тогда мы вместо боевой сепарации уткнемся в другую подростковую особенность - направленность на глубокое, рефлексивное самопознание и самоопределение?
Автор: Екатерина Усова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru