Храм Рождества Богородицы в селе Завалье Каширского района построен в стиле ампир в 1827 году. Благотворителями этой церкви были местные помещицы Шонуровы. Вера Ираклиевна Шонурова – дочь известного полководца, участника турецких походов и войны 1812 года графа Ираклия Ивановича Моркова. Граф Морков был известен и тем, что его крепостной Василий Тропинин стал впоследствии знаменитым русским портретистом.
Село Завалье упоминается в повести "Антон-Горемыка" Д. В. Григоровича, опубликованной в 1847 году. Будучи помещиком в Каширском уезде, Д. В. Григорович нередко упоминал окрестные селения в своих художественных произведениях. В "Антоне-Горемыке" повествуется о горькой судьбе доброго крестьянина. Там встречаются названия каширских сел Завалье и Кокино Каширского и села Журавны Зарайского района. В сцене беседы на постоялом дворе мужики советуют главному герою искать пропавшую лошадь в селе "Спас-на-Журавли", прослывшем в округе гнездом мошенников и конокрадов:
«Как выйдешь на заставу, бери прямо по проселку влево; там тебе будет село Завалье… Да, как пройдешь Завалье, спроси Кокинску слободу… а из Селезнева колодца пойдешь прямо в Спас на Журавли…»
Село Завалье расположено в глубокой лощине, где оно будто «завалилось» между двумя холмами, отсюда и название. В лощине и сейчас протекает река Питеренка – приток реки Большой Смедовой. Самое раннее упоминание "деревни Завалья на речке Петринке" встречается в писцовых книгах XVI в. По преданию, на том месте, где сейчас стоит каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, находилась исстари деревянная церковь.
Каменный храм был возведен в первой половине XIX столетия на средства Прасковьи Ивановны Шонуровой, а спустя несколько лет к нему была пристроена колокольня. Церковь в Завалье была торжественно освящена 14 ноября 1827 года.
В книге «Приходы и церкви Тульской епархии» 1895 года есть упоминание двух помещиц, оказывавших особое попечение о храме Рождества Богородицы в Завалье – Натальи Михайловны и Веры Ираклиевны Шонуровых. Наталья Михайловна Шонурова оставила о себе добрую память добродетельной жизнью. Ее родственница Вера Ираклиевна Шонурова – урожденная графиня Моркова – восстановила настенные росписи и иконостас завальевской церкви. После смерти супруга она приняла монашеский постриг и окончила дни в отцовском имении селе Кукавка Подольской губернии – ныне Винницкой области Украины. В иночестве графиня приняла редкое женское имя Ираклия, вероятно, в память о своем покойном отце графе Ираклии Ивановиче Моркове.
Ираклий Иванович Морков был сподвижником Суворова. В 1771 году Морков участвовал в Крымском походе под начальством князя В. М. Долгорукого и сопровождал князя Репнина во время посольства в Константинополь. На турецком фронте участвовал в штурме крепостей Очаков и Измаил. В 1792 году Морков под начальством Станислава Понятовского воевал в Польше, и за свои ратные заслуги был награжден имениями в Подольской губернии. В 1796 году он получил графское достоинство Священной Римской империи. В конце своей военной карьеры возглавлял московское ополчение и участвовал в Бородинском сражении 1812 года.
Сам Суворов отзывался о графе Моркове как о "храбром и непобедимом офицере... истом витязе без страха и упрека". Писатель Иван Долгоруков с благодарностью вспоминал братьев Николая и «Гераклия» Морковых:
«Все те люди, кои попадаясь мне навстречу в молодости моей, любили меня и хорошо со мной обращались, все живут доныне в памяти моей: я люблю с ними вместе приводить себе на мысль тогдашнее блаженное время, и два брата Морковых всегда в ней присутствуют».
Граф Ираклий Морков известен не только за свои военные подвиги, но и как помещик, чьим крепостным крестьянином был русский мастер портретной живописи Василий Андреевич Тропинин. Кисти Тропинина принадлежат знаменитый прижизненный портрет А. С. Пушкина, работа «Кружевница» из собрания Третьяковской галереи и многие другие.
Талант Василия Тропинина обнаружились еще в детстве, но его хозяин Ираклий Морков решил отправить мальчика в Петербург обучаться кондитерскому ремеслу. Постигая искусство приготовления пирожных и тортов, юноша, однако, , все свободное время проводил в мастерской художника, с сыном которого подружился. Тропинин много рисовал, и его успехи дошли до помещика Моркова. Граф все же разрешил юноше поступить в Академию художеств, но, не желая окончательно расставаться с талантливым крепостным, Морков вскоре вызвал его из Петербурга в свои малороссийские имения.
Тропинин писал иконы, портреты семьи Морковых, соседних помещиков. Часто проводя время в Москве по хозяйственным поручениям своего помещика, Тропинин брал и там портретные заказы. Весть о талантливом крепостном портретисте дошла до Петербурга. По легенде, один ученый француз избавил Тропинина от унизительной обязанности стоять во время графского обеда. Иностранный гость, приехавший в имение Моркова, пришел в восторг от работ крепостного художника. Во время обеда француз заметил Тропинина среди слуг и, вопреки обычаю, посадил рядом с собой за графским столом. Через восемь лет на праздник Пасхи граф Морков наконец дал художнику свободу, хотя его жена и дети при жизни помещика так и остались в статусе крепостных.
Кисти В. А. Тропинина относится огромный групповой портрет 1813 года, на котором художник изобразил все семейство Морковых. В центре полотна мы видим девушку в белом платье. Это и есть благотворительница Богородице-Рождественского храма села Завалье – дочь графа Моркова Вера Ираклиевна в замужестве Шонурова, принявшая впоследствии монашеский постриг.
Ф. В. Разумовский относит церковь в селе Завалье к числу четырех наиболее значительных церковных памятников в окрестностях Каширы. Всем этим храмам в той или иной степени присущ вертикальный композиционный строй – устремленность вверх:
«Даже в статичном ампирном храме в Завалье она присутствует в трактовке классических форм… В основе этой устойчивой архитектурной традиции – топика, восходящая к глубинным пластам тысячелетней культуры».