Найти тему
Bond Voyage

Записки механика атомохода. Гл.19 Начало лейтенантской службы на АПЛ "Скат". О традициях чистоты и порядка на пл для схода на берег

Начало цикла читайте здесь.

Предыдущую главу 18 читайте здесь

Отличительной чертой Военно-морского флота признано считать флотский порядок. Прежде всего это внешний вид кораблей. Глядя на них, в голове, начинают появляются романтичные фантазии о дальних походах, экзотических странах, загадках глубин, которые покорны только тем, кто находится на борту этих кораблей. Именно им и никому другому. И тогда появляется желание стать моряком. А с этого и начинается флот.

Корабль должен быть не только красивым, но и чистым. Это тоже флотская традиция.

АПЛ "Скат". Из открытых источников.
АПЛ "Скат". Из открытых источников.

На поддержание чистоты направлены все корабельные расписания, предусматривающие большие и малые приборки, приготовление боевых постов к передаче заступающей смене, приведение в исходное, чистейшее положение систем и механизмов после учений, тренировок, занятий по специальности и общей подготовке, сдаче отсеков дежурно-вахтенной службе в конце рабочего дня, после загрузок торпед и ракет, заряда аккумуляторной батареи, и конечно после перешвартовок и возвращения с моря, вывода из действия главной энергетической установки и т.д., и т.д. Порядок должен был быть всегда и во всем. На самом деле, чтобы это было, требовалась серьезная работа. Вот здесь и начинается житейская проза.

Говоря об этих традициях чистоты и порядка, в период становления офицером-подводником особое место занимает освоение обязанностей командира отсека. В эту должность приходилось вгрызаться и набивать шишки, не дожидаясь закрытия зачетных листов на самостоятельное управление. Дублеров командирам отсеков в повседневной жизни не давали. У меня, как командира второго (жилого) отсека был старшина, которого я не видел, т.к. им был старшина команды снабжения, находящийся большую часть времени на берегу. Из личного состава был один трюмный матрос на два отсека (первый и второй), коки и рабочие по камбузу (молодые матросы, не сдавшие зачетов - подснежники). Вот этим составом приходились добиваться порядка.

Опережая замысел написания записок, скажу, что мне через какое-то время повезло и была изменена организация 670 и 670М проектов. Начальники решили провести рокировку. Командир ЭТГ стал командиром концевого отсека, а командир группы автоматики общекорабельных систем стал командиром жилого отсека. Сначала я радовался этому событию. А потом понял, что поменяли шило на мыло.

Вообще на подводной лодке каждый отсек – вещь в себе, имеющая кучу специфических особенностей. Их надо учитывать. Объединяет эти отсеки прочный корпус, жизнь, а также чистота и порядок. Седьмой отсек стал для меня настоящей школой мужества, в котором мне довелось и гореть, и тонуть, и научиться побеждать в себе страх перед безысходностью, сохранять спокойствие и самообладание по крайней мере перед личным составом отсека, которого было значительно больше, чем во втором. Один из таких случаев описывал в рассказе про шаровую молнию. В 1974 же году о таком я даже не догадывался.

Ну по первому возвращению с моря мне сильно заморачиваться с чистотой не пришлось, так как дежурная смена с личным составом экипажа оставались на борту и отсек дежурно-вахтенной службе (ДВС) передавал условно. И это сильно облегчило мне сход на берег.

Бывали случаи, когда дежурный отказывался принимать отсек. Тогда после ужина приходилось топать обратно на ПЛ и устранять замечания. Но это будет впереди. В черновом вахтенном журнале центрального поста расписался о передаче ответственности дежурному по кораблю. За порядок отвечали вестовые кают-компании отсека.

После подсоединения концов проема питания с берега и перевода электроснабжения с турбогенераторов на береговой источник (синхронизацию двух независимых источников питания и переключения разрешили сделать мне самостоятельно под наблюдением старшины команды электриков и командира дивизиона), сброса защиты реактора и сдачи отсека дежурному по кораблю, с чистой совестью рванул в городок. Как ни старался, но сошел на берег последним. Окончательный переезд в казарму был намечет на следующий день, после подъема флага.

Фото автора.
Фото автора.

Мне разрешили прибыть на лодку к 10.00. утра.

Добираться до городка пришлось пешком, так как было около 22.00. Транспорт (военный автобус) уже не ходил, а традиции встречать подводников после возвращения с моря еще не было. Одиночный марш-бросок продолжительностью в 40 минут радовал предстоящей встречей с семьей в своей комнате.

Одиночный, потому что все остальные уже ушли значительно раньше.

Побеги с пл начинались с момента подачи швартовых на пирс и установки трапа. Были такие, которые плев@али на все общекорабельные мероприятия. Одновременного схода на берег после возвращения с моря удалось достичь уже в должности механика.

Хочу высказать по этому поводу слова благодарности помощникам командиров и старпомам 295 экипажа, которые активно помогли исправить подход: «Каждый несет свой чемодан». И для этого пришлось изрядно потрудиться. Поделюсь опытом попозже, так как есть что рассказать.

Анатолий Григорьев. Редактировал Bond Voyage.

Продолжение читайте здесь.

Все рассказы автора читайте в подборке.

Записки механика атомохода | Bond Voyage | Дзен

=====================================================

Дамы и Господа! Если публикация понравилась, поставьте автору лайк, напишите комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, отправьте ему ссылку. Спасибо за внимание.

Подписывайтесь на канал. С нами интересно!

======================================================