Предыдущую главу 17 читайте здесь
К моменту приема питания от береговых источников ядерный реактор готовился к сбросу аварийной защиты. Это почти торжественное мероприятие частенько заканчивалось небольшим сабантуем, чтобы сбросы аварийной защиты реактора были только плановые. Меня этот сабантуй мало интересовал, потому что перед морем оставил жену в пустой комнате, и сейчас мне предстояла вечерняя дорога уже домой. Тем более, что свое шильное крещение я прошел в первый день службы на экипаже.
А события на пульте управления ГЭУ развивались по установленной традиции. Командир первого дивизиона капитан 3 ранга Борис Николаевич Тесленко разрешил нажать красную кнопку молодому лейтенанту. Поднял тост за удачный выход в море, проверил подключение механизмов для расхолаживания и пошел домой.
Старшим оставался одноклассник по училищу Бориса Николаевича Тесленко - капитан-лейтенант Невмержицкий Степан Иванович. Оба мастера военного дела, великолепно знали материальную часть дивизиона и могли управлять с закрытыми глазами. Отличие в том, что Степан Иванович в должности командира группы дистанционного управления находился уже 15 лет. Командир экипажа капитан 1 ранга Копейкин Аркадий Александрович говорил так: «Степан на флоте только ты один единственный пятнадцатилетний капитан».
Судьба офицера-механика, которую не пожелаешь никому.
Флот проводил эксперименты по поверке выживаемости человека при длительных, более года, походах. Перед началом этих испытаний Степан Ивановичу обещали золотые горы. Карьерный рост, внеочередное воинское звание, правительственные награды.
Эксперимент прошел, вернулся он в родную дивизию. Из обещаний, по его словам, получил он грамоту от Главкома. В дивизии сменились все старые начальники на новых. И когда он появился, его мало кто знал, да и свободных должностей командира дивизиона для назначения не было.
С этим человеком я стоял на вахте в одной смене 6 лет, и мы имели достаточно время обсуждать многие вопросы и проблемы, в том числе и этот случай из его жизни. Говорил он об этом не охотно. Но его глубочайшие знания меня постоянно удивляли. То, что по любой непонятке в работе любой системы ГЭУ с ним советовался весь персонал первого дивизиона. Да и механик экипажа частенько захаживал к нему для обсуждения появляющихся проблем по системам и механизмам, не только на нашей подводной лодке, но и у соседей. Механик обращался к нему, Степик и после этого поступал вопрос.
Простых вопросов не было, но совершенно секретная шпаргалка в секретной части всегда содержала ответ на существующий вопрос.
Конечно, я несколько раз спрашивал его, почему он не соглашается на повышение по службе. Ответ был таким: «Мое время прошло. Лучше я буду старым и уважаемым управленцем, чем самым старым и лысым молодым командиром дивизиона. Да и младшим офицером я раньше уйду на пенсию». Вот вам и история из жизни механиков.
Но сейчас речь пойдет об обкатке танками молодого офицера. Офицер был хорошо развит физически, имел атлетическое телосложение, входил в сборную команду севастопольского училища по гребле. И внешне казалось, что его легче убить, чем напоить. Участники питья спирта в компании знают, что этот напиток наливает каждый себе. Так было и в этот вечер. Разговор завязался сразу, поэтому, не часто, но с повторениями. Более взрослые участники отметили, что лейтенант наливает себе больше остальных. Было не жалко, т.к. шила было много, а вот последствия могут быть не предсказуемыми. На что Степан Иванович, вместо лейтенанта заверил: «Не переживайте – он спортсмен». Обманул.
Как обычно перехитрить спирт лейтенанту не удалось. Сознание теряешь, как от наркоза. На следующий день ничего не помнишь. Утром, он изрядно помятый босиком бродил по отсекам в поисках тапочек с дырочками. Человек каялся, причем все узнали, что спирт он пил первый раз в жизни. Раздувать этот случай никто не стал. Для порядка дивизионное начальство пожурило лейтенанта. Со стороны пострадавшего было принято решение об отказе от употребления спирта. Главным спиртным напитком за столом для него стало сухое вино.
Этими событиями не окончился процесс становления офицерами флота молодых лейтенантов. Было еще много интересных и поучительных событий, о которых дай бог я смогу написать.
А на сегодня, кажется, и все довольно интересные для меня события, связанные с первым выходом в море, запомнившиеся механику атомохода из лейтенантского 1974 года.
Продолжение следует.
Анатолий Григорьев. Редактировал Bond Voyage.
Все рассказы автора читайте в подборке.
=====================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, поставьте автору лайк, напишите комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, отправьте ему ссылку. Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на канал. С нами интересно!
======================================================