Мы с врачом-педиатром Владиславой Котельниковой периодически выкладываем медицинскую статью по заболеваниям, разным состояниям, в которых может быть полезна нейрорелаксация.
Цель этих статей для релаксологов: ознакомление с сутью заболевания, понимание что можно предложить клиенту.
Специалист может объяснить клиенту какие эффекты и результаты мы ожидаем после сессий, чем конкретно специалист может помочь.
Для человека с данной проблемой эта информация нужна, чтобы он понимал, что можно откорректировать своё состояние через нейрорелаксацию и какие вопросы и проблемы он может решить на сессиях.
С началом нового учебного года в жизни школьников и дошколят наступает период перемен, который нередко сопровождается стрессом. Интересный факт: для 67% детей с тиками именно стресс становится катализатором их проявления.
Тики — это внезапные, повторяющиеся и неритмичные сокращения мышц, которые могут касаться одной мышечной группы (простые тики) или нескольких (сложные тики). Сегодня тики входят в число самых распространённых нарушений у детей, охватывая около 20% детского населения от 2 до 16 лет. Эти явления могут исчезнуть к подростковому возрасту или сопровождать человека на протяжении всей жизни.
Нервные тики часто проявляются в виде случайных и бессмысленных движений: моргание, подёргивание носом, закатывание глаз, простые гримасы, шмыганье носом, облизывание губ и многие другие. Иногда тики могут также проявляться в виде вокальных звуков, таких как кашель, фырканье или повторение отдельных слов и звуков.
Эти непроизвольные сокращения могут затрагивать лицо, шею и другие части тела. Хотя ребёнок может частично контролировать эти движения, это требует значительных усилий и концентрации. Интересно, что во время увлекательных занятий, которые требуют внимания, тики часто исчезают.
Что вызывает тики?
Причины возникновения тиков можно разделить на несколько групп:
- Психологические факторы. Хронический стресс — главная причина тиков у детей. Постоянное ощущение тревоги и напряжения вызывает непроизвольные сокращения. Наиболее распространённые стрессовые ситуации включают:
- Неблагоприятная обстановка в семье (развод родителей, агрессивное отношение, частые ссоры).
- Проблемы в общении со сверстниками, буллинг.
- Переживание серьёзных событий, таких как смерть близкого человека.
- Адаптация к школе или детскому саду, новые обязательства и социальные взаимодействия. - Физиологические факторы. К ним относятся наследственная предрасположенность, несбалансированное питание и дефицит минералов (кальций, магний, калий), а также нарушение обмена дофамина.
- Перегрузка и усталость.
Перегрузка организма чаще всего возникает у детей, профессионально занимающихся спортом, либо при систематическом нарушении режима сна. На детскую психику влияют недосыпы, переутомления, перегрузки, бесконтрольные просмотры телепередач, длительное участие в компьютерных играх или продолжительная работа на компьютере.
Что делать?
Начинать лечение следует с коррекции режима дня (достаточная физическая активность, полноценный сон) и поведенческой терапии: крайне важно ограничить просмотр телевизора, количество компьютерных игр и воздействие гаджетов.
Возможно подключение занятий у психолога для улучшения социальной адаптации ребенка. Проводят не только корректирующие занятия с ребенком, но и родительские консультации, работу с семьей.
По возможности, следует исключать любые стрессовые воздействия и эмоциональные перегрузки, поскольку стресс может вызывать усиление тиков у ребенка и его невротизацию.
Нельзя наказывать и одергивать ребенка за то, что у него имеются тики или странные привычки, например, облизывание губ или частое моргание, акцентировать на этом внимание.
Не следует обсуждать проблему тиков с членами семьи в присутствии ребенка.
Необходимо создать доверительные отношения в семье, избегать семейных ссор в присутствии ребенка.
Очень важно повысить самооценку ребенка.
Как нейрорелаксация может помочь?
Вариантов немедикаментозной помощи немного. Огромную пользу для физического и психологического здоровья ребенка могут принести проведение сеансов нейрорелаксации. Наша цель: снизить тяжесть и частоту симптомов тика.
Релаксационная терапия помогает:
-устранить основную причину расстройства через снятие состояние дистресса
-расслабить спазмированную мускулатуру (Мнуши, кисточковые техники, бамбуковые или металлические веники, палочки, йога-массаж, палсинг) и устранить мышечное напряжение
-активизировать кровообращение в головном мозге (воздействие на воротниковую зону) и тканях тела
-стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка
-снизить повышенную возбудимость нервной системы за счет снижения активности симпатической и активизации парасимпатической нервной системы
-повысить стрессоустойчивость, мы можем помочь задействовать скрытые резервы организма, восполнить ресурс для преодоления новых стрессовых ситуаций
-сессия нейрорелаксации-это время полноценного отдыха
-нормализация структуры сна за счет нормализации выработки нейромедиаторов
-снижение уровня кортизола и адреналина
-снижение беспокойства ребенка, и как следствие- повышение уверенности в себе.
Основной целью терапии следует считать не полное прекращение тиков, а улучшение социальной адаптации ребенка, его эмоционального состояния и развития как личности. Поэтому важно помогать ребенку в формировании дружеских отношений, доверия к другим людям, ощущения компетентности, умелости в различных видах активности.
Необходимо стремиться к тому, чтобы научить ребенка успешно справляться с решением проблем и выполнением заданий, соответствующих его возрасту и способностям.
Случаи из практики
В моей практике есть положительные результаты у детей с тиками после сессий нейрорелаксации. Для достижения стойкого эффекта проведено 6-10 часовых сеансов с частотой 1 раз в 1-2-4 недели.
«Обратились в связи с проблемой появления кашля у дочки, 10 лет. Кашель появился с началом хождения в школу. Кашель появлялся в конце четверти или года, в начале учебного 2 и 3 класса. Кашель имел всегда затяжной характер, был сухим и частым, мог длиться до полутора месяца. При этом ребенок был очень раздражительным, плаксивым и нервным.
В январе 2024 года перед началом третьей четверти стали ходить на Мнуши. Сразу увидели положительную динамику. Хоть кашель и появился к концу третьей четверти, интенсивность и длительность кашля уменьшилась уже сразу после очередного сеанса массажа релаксации, достаточно быстро (в течение недели) и постепенно прекратился. Конец года заканчиваем хоть и с сильной усталостью и переутомлением, но без привычного нам в это время кашля.
Ребенку очень комфортно и спокойно на массаже, каждый раз ждет и идет с большим удовольствием, так как снимается ее напряжение и поднимается настроение. Обязательно планируем продолжить курс массажа с начала следующего учебного года.» 13.05.2024г.
И ещё один случай.
«Ребенок учится в 4 классе, учебный процесс разделен на триместры. Последние две недели триместра – итоговые, в течение них проводятся контрольные работы по предметам.
В конце первой итоговой недели (в пятницу) первого триместра появились «тики» - ребенок стал вытягивать лицо, поворачивая голову немного в сторону; при этом глаза широко открываются и нижняя челюсть тоже в сторону отходит.
Получается такое «удивленное» лицо, которое сохраняется на несколько секунд. И когда лицо «возвращалось» в нормальное состояние, оно тут же могло снова стать «удивленным».
Стали ходить на Мнуши 1 раз в неделю. Видимый эффект произошел после второго сеанса массажа - частота тиков намного снизилась (стали реже) и они стали эпизодическими, т.е. лицо «возвращалось» в нормальное состояние и таким и оставалось (нормальным, обычным). И сами изменения в лице стали менее амплитудными, т.е. оно не так сильно вытягивалось, поворот головы не такой резкий.
Ребенок сам чувствовал улучшение, не только уменьшения тиков, но и эмоционального состояния своего.
После третьего сеанса массажа тики исчезли на несколько дней совсем, затем буквально раз в день могло появиться «удивленное» лицо, и не каждый день. После 4 сеанса тики прошли (сеансы были 1 раз в неделю). Ребенку нравится, всегда идет с желанием».