Тема домового в конюшне возникает в поздних изданиях сказки "Конёк-Горбунок", в издании 1834 года её нет. Как я думаю и уже говорила об этом (и буду повторять снова), Пушкиным было заготовлено несколько вариантов текста сказки "Конёк-Горбунок", - именно самим Пушкиным, Ершов ничего не правил!
Для первого издания Пушкин не стал брать этот сюжет, поскольку он мог выдать его авторство.
Дело в том, что у Пушкина уже был домовой в конюшне, в стихотворении
"Всем красны боярские конюшни…".
Всем красны боярские конюшни:
Чистотой, прислугой и конями;
Всем довольны добрые кони:
Кормом, стойлами и надзором.
Сбруя блещет на стойках дубовых,
В стойлах лоснятся борзые кони.
Лишь одним конюшни непригожи —
Домовой повадился в конюшни.
По ночам ходит он в конюшни,
Чистит, холит коней боярских,
Заплетает гриву им в косички,
Туго хвост завязывает в узел,
Как не взлюбит он вороного.
На вечерней заре с водопою
Обойду я боярские конюшни —
И зайду в стойло к вороному —
Конь стоит исправен и смирен.
А поутру отопрешь конюшню,
Конь не тих, весь в мыле, жаром пышет,
С морды каплет кровавая пена.
Во всю ночь домовой на нем ездил
По горам, по лесам, по болотам,
С полуночи до белого света —
До заката месяца. . . . . . . . . .
Ах ты, старый конюх, неразумный,
Разгадаешь ли, старый, загадку?
Полюбил красну девку младой конюх,
Младой конюх, разгульный парень —
Он конюшню ночью отпирает,
Потихонько вороного седлает,
Полегонько выводит за вороты,
На коня на борзого садится,
К красной девке в гости скачет. /1827 г.
И хотя это стихотворение напечатано при жизни Пушкина не было, но он мог читать его друзьям, его мог видеть брат поэта, Лев Сергеевич, у которого была феноменальная память на стихи. Но главное, что тогда же, в 1827 году, Пушкин дал задание написать стихотворение на эту тему крестьянину-самородку, Фёдору Слепушкину. Пушкина, видимо, забавляло сходство их фамилий и ему было любопытно, что может написать крестьянин, какими словами.
Слепушкин — Федор Никифорович (род. 1783 г., ум. 1848 г.), ярославец, крепостной человек Е. В. Новосильцовой, ...; в детстве он был сидельцем в лавке, в Москве, затем перебрался в Петербург, где с лотка продавал моченые груши, затем снял лавочку в Новосаратовской немецкой колонии, на Неве, под Петербургом, а в 1812 г. поселился в селе Рыбацком, на Неве же, в 15 верстах от Петербурга. В начале 1820-х годов он попробовал писать басни, подражая Крылову, и они были напечатаны (в 1823 г.) в «Отечественных Записках» Свиньина, который поддерживал Слепушкина в его литературных упражнениях, равно как Ф. Н. Глинка и Б. М. Федоров.
В 1826 году сборник стихотворений Фёдора Слепушкина был отпечатан и выпущен в свет под заглавием «Досуги сельского жителя» (45 стихотворений; 2-е издание, — в 2 частях, вышло в С.-Пб. 1828 г.), с приложением его литографированного портрета, исполненного О. Oesterreich’ом, предисловия издателя и биографии Слепушкина, составленной Б. М. Федоровым; в предисловии было сказано, что «Стихотворения Руского крестьянина-поэта представляют необыкновенную и приятную новость в области Русской Словесности», и что «крестьянин Слепушкин, который воспел свои полевые труды и начертал верную картину сельской жизни, по справедливости заслуживает имя Русского Гезиода» (стр. I); Российская Академия 23 января 1826 г. присудила автору за его сборник среднюю золотую медаль в 50 червонцев с надписью: «Приносящему пользу Русскому слову», Николай I пожаловал поэту богатый, шитый золотом бархатный кафтан, а императрицы Александра и Мария Федоровны каждая —
золотые часы. Сообщение об этих наградах, а также письмо Шишкова к Слепушкину и ответ последнего с благодарностью Российской Академии за награду были помещены в «Северной Пчеле» от 16 февраля 1826 г., № 20, стр. 1 — 2.
По этому поводу Пушкин 3 марта писал Плетневу: «Не будет вам Бориса прежде, чем не выпишите меня в П. Б. Что это в самом деле? Стыдное дело. Сле — Пушкину дают и кафтан, и часы, и полу-медаль, а Пушкину полному — шиш. Так и быть: отказываюсь от фрака, штанов и даже от академического четвертака (что̀ мне следует); по крайней мере пускай позволят мне бросить проклятое Михайловское». /Комментарии Б. Модзалевского к Письмам А.С. Пушкина. 1826-1830.
Видимо, тогда , ещё в ссылке в Михайловском, Пушкин заочно заинтересовался своим "однофамильцем", к которому так благосклонен новый царь. А после возвращения из ссылки и познакомился с крестьянином-самородком.
В декабре 1827 года Слепушкин пишет такое стихотворение, - на тему, заданную Пушкиным.
КОНЬ И ДОМОВОЙ
С зарею конюх поседелый
Всегда ходил к своим коням,
Бросал на них свой взор веселый
И называл по именам.
Как друг, у всех он побывает,
Глядит, спокойно ль конь стоит,
Погладит, гриву расплетает,
Водою свежею поит.
Опять вечернею порою
К коням любимым он ходил
И, радуясь на них душою,
Судьбу свою благодарил.
Однажды скучен пробудился,—
Быть может, видел сон худой,—
К своим ретивым торопился...
Там смотрит, конь его гнедой
Стоит невесело при сене,
И пар клубился из ноздрей,
И гривой встряхивал своей,
Весь был в поту, в кровавой пене.
И примечает; каждым днем
Его конь день от дня худеет,
Ночной лежал не тронут корм.
Старик душой коня жалеет.
А молодец, сынок родной,
Сказал; "Нашло ночной порой.
Конь стал перебирать ногами,
Понуро в сторону глядел,
Взвивался на дыбы, храпел,
Тянул и рвал аркан зубами".
Вздыхая, конюх говорил —
С чего так навелось гнедому?
Знать, не взглянулось домовому,
Гнедую шерсть не залюбил.
Отягощала сердце дума,
Не знал, чем горю пособить;
Тут мысль пришла ему сходить
В селенье ближнее до кума,
А кум ворожеею слыл,
Лечил, гадал, судил, мирил.
К нему-то шел просить совета,
И все, как другу, рассказал.
И дед на речи отвечал:
"Напрасна, кум, твоя примета,
Коня не портит домовой;
Виною конюх молодой,
Который на гнедке летает
К красоткам сельским по ночам;
На посиделках распевает,
Вернется к утренним часам".
По сказам кума дорогого,
Одну он ночку не поспал,—
Тогда-то конюх все узнал,
Кто мучил добраго гнедого.
С тех пор и в ночь он приходил;
С тех пор как бы рукою сняло:
Гнедко игрив и гладок был;
И дух недобрый залюбил,
И горе в добрый час пропало.
Поныне то же говорят,
Случится ль где такое чудо:
Коню от домового худо,
А смотришь, конюх виноват.
Подробнее об этом:
Р. В. ИЕЗУИТОВА
СТИХОТВОРЕНИЕ ПУШКИНА «ВСЕМ КРАСНЫ БОЯРСКИЕ КОНЮШНИ» КАК ОПЫТ СОЗДАНИЯ «ПРОСТОНАРОДНОЙ БАЛЛАДЫ».https://feb-web.ru/feben/pushkin/serial/z79/z79-031-.htm?cmd=2
Выходит, в "Коньке-горбунке" повторяется тот же сюжет о домовом в конюшне, только добрый молодец Ванюша никакой не суседка (домовой) и не гулёна-парень, скачущий на коне по ночам к своей зазнобе, а честный конюший, который добросовестно ухаживает за своими (которые уже царские) конями.
Своё стихотворение Пушкин не стал печатать, - по понятным причинам: не хотел унижать крестьянского поэта совершенством своих стихов. Ведь понятно, что два стихотворения, написанные на один сюжет, неизбежно станут сравнивать! И, конечно, не в пользу Слепушкина. Поэтому прекрасные пушкинские стихи остались в его черновиках. Но, с другой стороны, Пушкин был рачительным хозяином своей "деревеньки на Парнасе" и не любил, когда что-то удачное пропадало даром. Именно поэтому и заготовил стихи на тот же сюжет, - домовой в конюшне, - но повернув его немного по-другому, - в альтернативный вариант "Конька-Горбунка". В первое издание он так же не мог вставить его из-за его узнаваемости, - слишком близко ещё было всё.
Продолжение: