Найти в Дзене

18. Конюшня и домовой

Тема домового в конюшне возникает в поздних изданиях сказки "Конёк-Горбунок", в издании 1834 года её нет. Как я думаю и уже говорила об этом (и буду повторять снова), Пушкиным было заготовлено несколько вариантов текста сказки "Конёк-Горбунок", - именно самим Пушкиным, Ершов ничего не правил!

Для первого издания Пушкин не стал брать этот сюжет, поскольку он мог выдать его авторство.

Дело в том, что у Пушкина уже был домовой в конюшне, в стихотворении

"Всем красны боярские конюшни…".

Всем красны боярские конюшни:

Чистотой, прислугой и конями;

Всем довольны добрые кони:

Кормом, стойлами и надзором.

Сбруя блещет на стойках дубовых,

В стойлах лоснятся борзые кони.

Лишь одним конюшни непригожи —

Домовой повадился в конюшни.

По ночам ходит он в конюшни,

Чистит, холит коней боярских,

Заплетает гриву им в косички,

Туго хвост завязывает в узел,

Как не взлюбит он вороного.

На вечерней заре с водопою

Обойду я боярские конюшни —

И зайду в стойло к вороному —

Конь стоит исправен и смирен.

А поутру отопрешь конюшню,

Конь не тих, весь в мыле, жаром пышет,

С морды каплет кровавая пена.

Во всю ночь домовой на нем ездил

По горам, по лесам, по болотам,

С полуночи до белого света —

До заката месяца. . . . . . . . . .

Ах ты, старый конюх, неразумный,

Разгадаешь ли, старый, загадку?

Полюбил красну девку младой конюх,

Младой конюх, разгульный парень —

Он конюшню ночью отпирает,

Потихонько вороного седлает,

Полегонько выводит за вороты,

На коня на борзого садится,

К красной девке в гости скачет. /1827 г.

И хотя это стихотворение напечатано при жизни Пушкина не было, но он мог читать его друзьям, его мог видеть брат поэта, Лев Сергеевич, у которого была феноменальная память на стихи. Но главное, что тогда же, в 1827 году, Пушкин дал задание написать стихотворение на эту тему крестьянину-самородку, Фёдору Слепушкину. Пушкина, видимо, забавляло сходство их фамилий и ему было любопытно, что может написать крестьянин, какими словами.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Слепушкин — Федор Никифорович (род. 1783 г., ум. 1848 г.), ярославец, крепостной человек Е. В. Новосильцовой, ...; в детстве он был сидельцем в лавке, в Москве, затем перебрался в Петербург, где с лотка продавал моченые груши, затем снял лавочку в Новосаратовской немецкой колонии, на Неве, под Петербургом, а в 1812 г. поселился в селе Рыбацком, на Неве же, в 15 верстах от Петербурга. В начале 1820-х годов он попробовал писать басни, подражая Крылову, и они были напечатаны (в 1823 г.) в «Отечественных Записках» Свиньина, который поддерживал Слепушкина в его литературных упражнениях, равно как Ф. Н. Глинка и Б. М. Федоров.

В 1826 году сборник стихотворений Фёдора Слепушкина был отпечатан и выпущен в свет под заглавием «Досуги сельского жителя» (45 стихотворений; 2-е издание, — в 2 частях, вышло в С.-Пб. 1828 г.), с приложением его литографированного портрета, исполненного О. Oesterreich’ом, предисловия издателя и биографии Слепушкина, составленной Б. М. Федоровым; в предисловии было сказано, что «Стихотворения Руского крестьянина-поэта представляют необыкновенную и приятную новость в области Русской Словесности», и что «крестьянин Слепушкин, который воспел свои полевые труды и начертал верную картину сельской жизни, по справедливости заслуживает имя Русского Гезиода» (стр. I); Российская Академия 23 января 1826 г. присудила автору за его сборник среднюю золотую медаль в 50 червонцев с надписью: «Приносящему пользу Русскому слову», Николай I пожаловал поэту богатый, шитый золотом бархатный кафтан, а императрицы Александра и Мария Федоровны каждая —

золотые часы. Сообщение об этих наградах, а также письмо Шишкова к Слепушкину и ответ последнего с благодарностью Российской Академии за награду были помещены в «Северной Пчеле» от 16 февраля 1826 г., № 20, стр. 1 — 2.

По этому поводу Пушкин 3 марта писал Плетневу: «Не будет вам Бориса прежде, чем не выпишите меня в П. Б. Что это в самом деле? Стыдное дело. Сле — Пушкину дают и кафтан, и часы, и полу-медаль, а Пушкину полному — шиш. Так и быть: отказываюсь от фрака, штанов и даже от академического четвертака (что̀ мне следует); по крайней мере пускай позволят мне бросить проклятое Михайловское». /Комментарии Б. Модзалевского к Письмам А.С. Пушкина. 1826-1830.

Видимо, тогда , ещё в ссылке в Михайловском, Пушкин заочно заинтересовался своим "однофамильцем", к которому так благосклонен новый царь. А после возвращения из ссылки и познакомился с крестьянином-самородком.

В декабре 1827 года Слепушкин пишет такое стихотворение, - на тему, заданную Пушкиным.

КОНЬ И ДОМОВОЙ

С зарею конюх поседелый

Всегда ходил к своим коням,

Бросал на них свой взор веселый

И называл по именам.

Как друг, у всех он побывает,

Глядит, спокойно ль конь стоит,

Погладит, гриву расплетает,

Водою свежею поит.

Опять вечернею порою

К коням любимым он ходил

И, радуясь на них душою,

Судьбу свою благодарил.

Однажды скучен пробудился,—

Быть может, видел сон худой,—

К своим ретивым торопился...

Там смотрит, конь его гнедой

Стоит невесело при сене,

И пар клубился из ноздрей,

И гривой встряхивал своей,

Весь был в поту, в кровавой пене.

И примечает; каждым днем

Его конь день от дня худеет,

Ночной лежал не тронут корм.

Старик душой коня жалеет.

А молодец, сынок родной,

Сказал; "Нашло ночной порой.

Конь стал перебирать ногами,

Понуро в сторону глядел,

Взвивался на дыбы, храпел,

Тянул и рвал аркан зубами".

Вздыхая, конюх говорил —

С чего так навелось гнедому?

Знать, не взглянулось домовому,

Гнедую шерсть не залюбил.

Отягощала сердце дума,

Не знал, чем горю пособить;

Тут мысль пришла ему сходить

В селенье ближнее до кума,

А кум ворожеею слыл,

Лечил, гадал, судил, мирил.

К нему-то шел просить совета,

И все, как другу, рассказал.

И дед на речи отвечал:

"Напрасна, кум, твоя примета,

Коня не портит домовой;

Виною конюх молодой,

Который на гнедке летает

К красоткам сельским по ночам;

На посиделках распевает,

Вернется к утренним часам".

По сказам кума дорогого,

Одну он ночку не поспал,—

Тогда-то конюх все узнал,

Кто мучил добраго гнедого.

С тех пор и в ночь он приходил;

С тех пор как бы рукою сняло:

Гнедко игрив и гладок был;

И дух недобрый залюбил,

И горе в добрый час пропало.

Поныне то же говорят,

Случится ль где такое чудо:

Коню от домового худо,

А смотришь, конюх виноват.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Подробнее об этом:

Р. В. ИЕЗУИТОВА

СТИХОТВОРЕНИЕ ПУШКИНА «ВСЕМ КРАСНЫ БОЯРСКИЕ КОНЮШНИ» КАК ОПЫТ СОЗДАНИЯ «ПРОСТОНАРОДНОЙ БАЛЛАДЫ».https://feb-web.ru/feben/pushkin/serial/z79/z79-031-.htm?cmd=2

Выходит, в "Коньке-горбунке" повторяется тот же сюжет о домовом в конюшне, только добрый молодец Ванюша никакой не суседка (домовой) и не гулёна-парень, скачущий на коне по ночам к своей зазнобе, а честный конюший, который добросовестно ухаживает за своими (которые уже царские) конями.

Своё стихотворение Пушкин не стал печатать, - по понятным причинам: не хотел унижать крестьянского поэта совершенством своих стихов. Ведь понятно, что два стихотворения, написанные на один сюжет, неизбежно станут сравнивать! И, конечно, не в пользу Слепушкина. Поэтому прекрасные пушкинские стихи остались в его черновиках. Но, с другой стороны, Пушкин был рачительным хозяином своей "деревеньки на Парнасе" и не любил, когда что-то удачное пропадало даром. Именно поэтому и заготовил стихи на тот же сюжет, - домовой в конюшне, - но повернув его немного по-другому, - в альтернативный вариант "Конька-Горбунка". В первое издание он так же не мог вставить его из-за его узнаваемости, - слишком близко ещё было всё.

Продолжение: