Найти в Дзене
Прожито

Три Марии

Государь Петр Алексеевич у дам пользовался популярностью огромной. Во-первых, царь, первая фигура в государстве. Во-вторых, собой недурен, страстен. В-третьих, наступал куртуазный век.

На смену Домострою и девицам, спрятанным в боярских светелках, приходили на смену ассамблеи, балы, платья по французской моде с глубокими декольте и нравы, где адюльтер, тем более с царем, считался не грехом, а удачей. А в-четвертых, кто же царю откажет-то? Это же можно и голову потерять. Теряли, кстати. В буквальном смысле от царской любви.

"Метресок", как именовали тогда фавориток государя, было много. Три из них носили одно и то же имя - Мария. Имя одно, а судьба у них такая разная.

Удачливая Машенька

Первая Мария о которой я хочу вам рассказать, собственно, самая удачливая из тезок. А, может быть, самая благоразумная. Машенька Матвеева родилась в знатной семье, ее дедом был Артамон Матвеев, приближенный царя Алексея Михайловича Тишайшего. Дед, как считается, был первым тогдашним "западником". За то он и пострадал, лишившись живота во время Стрелецкого бунта 1682 года.

Машенька деда не видела никогда, она на свет появилась на исходе того "бунташного века", в 1699-м. В России тогда уже начинались перемены, всю страну царь Петр наизнанку выворачивал. Машенька Матвеева выросла и выучилась при иностранных дворах - отец служил дипломатом, а вернувшись, заблистала при новом царском дворе, да как заблистала!

На французском болтала свободно, танцевала так, что кавалеры головы сворачивали, улыбалась, шутила - ни единого шанса не было, чтобы не быть замеченной стареющим царем. Он и заметил. И любил свою Машеньку очень. Только царь был глубоко женат, а Машенька очень ветрена. В 19 лет государь свою Машу замуж отдал за Александра Румянцева, своего денщика. Как говорил сам Петр Алексеевич по поводу этого брака: надобно, чтобы хоть кто-то сию девицу в "ежовых рукавицах" держал.

Графиня Мария Румянцева и после замужества не успокоилась. Только ревновали Машу теперь оба: и царь, и муж законный. Эта Маша прожила долгий век, став видной фигурой, подругой и статс-дамой дочери Петра Алексеевича Елизаветы, когда та на трон взошла. И при Екатерине Великой не потерялась.

-2

А еще, в 1725 году после трех дочерей родила Машенька сына Петю, крестной его стала сама царица Екатерина Первая, сам мальчик в будущем прославился как великий полководец. А народная молча упорно приписывала отцовство самому императору. Судите сами, похож или нет.

Потеряла голову от царской любви

По иронии судьбы, вторая девушка по имени Мария тоже приходилась родственницей все тому же Артамону Матвееву, только была она двоюродной племянницей его жены. Звали девушку Марией Даниловной Гамильтон.

Судьба этой красавицы сложилась трагически. Она появилась при дворе Петра Великого еще в 1713-м, сколько лет тогда было прелестнице, сказать трудно. Живая, юная, веселая. Но вела себя Машенька Гамильтон весьма свободно и неосмотрительно. Попалась и царю на глаза. Тот лакомый кусочек не упустил.

Правда, как полагают историки, ни какими романтическими чувствами ее связь с царем и не пахла. Это к Анне Монс царь пылал первой любовью, это Марию Кантемир он считал умницей, это Машу Матвееву ревновал бешено и до конца жизни к ней испытывал приязнь.

Мария Гамильтон была мелкой и мелочной во всем: параллельно с царем "амурничала" с его денщиком Иваном Орловым, вот к нему, похоже, Мария испытывала настоящие чувства, а из отношений с государем хотела извлечь только выгоду. Даже подворовывать у императрицы, чьей фрейлиной была назначена, не гнушалась Гамильтон. А тем, что удавалось украсть, она одаривала Орлова.

Дальше дело закрутилось с грозной неотвратимостью. Орлов написал царю некий донос. Петр бумагу взял, да из-за дыры в кармане завалился донос за подкладку кафтана царского. Сразу не нашли, Петр Алексеевич был на расправу скор, подумал, что Орлов тот донос забрал тайно и вероломно. Денщик струсил, царю в ноги повалился и начал каяться. Нет, не в том, что донос забрал, а во всем подряд.

Мелкий был человечишка, наболтал много, и о том, что Марию Гамильтон любит, о мелком воровстве любимой, и о том, что та негативно отзывалась о супруге царя. И о том, что Маша троих младенцев, рожденных вне брака, извела преступно, не умолчал Орлов. До младенцев царю и дела не было бы, если бы не даты. По всему выходило, что один из детишек, а то и все три, вполне могли бы быть его, царской милости, детками. И находки в разное время в окрестностях дворца сделанные, подтверждали: были детишки-то!

-3

После сурового следствия, после допросов с пристрастием, приговорили Машу Гамильтон. Две царицы Петра Алексеевича о снисхождении к девушке просили: Екатерина - жена, и Прасковья - вдова брата Ивана. Но он уговорам не поддался.

14 марта 1719 года Мария Гамильтон потеряла от царской любви свою прекрасную голову. Петр Алексеевич при том присутствовал: поцеловал голову в холодные, объяснил присутствующим устроение анатомическое, да и пошел прочь, голову ту от себя отбросив. Такая вот, любовь, это позже из Марии Гамильтон сделали фигуру романтическую.

Последняя любовь императора

Так называют увлечение Петра Великого третьей Марией - Кантемир, дочерью молдавского господаря, умницей, красавицей, встреченной царем на склоне его дней зимой 1721 года. Марии Кантемир было в то время 20 лет. По меркам того века должна она была быть уже замужем, да и претенденты были.

Но... И тут в дело вмешалась корысть. Отец девицы, видя интерес царя к дочери, настаивает, чтобы Мария ухаживания государя приняла. И вскоре Мария Кантемир отказала выгодному жениху Ивану Григорьевичу Долгорукову, который просил ее руки.

Любила ли она царя? Неизвестно, но девицы в те века были всего лишь разменной монетой в руках их родственников. Даже знатные девицы, княжны и принцессы. Известно лишь, что в Персидскую компанию 1722 года царя сопровождала и жена Екатерина, и Мария Кантемир. В ходе того же военного похода Мария потеряла ребенка от царя.

-4

Болтали, что беременность сложилась неудачно из-за происков Екатерины, будущей императрицы России, но кто же теперь точно скажет? На какое-то время роман Петра и Кантемир прекратился, но в 1724-м году всплыло амурное приключение царицы с Виллимом Монсом. Красавчик пошел на плаху, а Мария Кантемир вернулась в альков императора. Ненадолго, вскоре царя не стало.

Мария Кантемир упокоилась в 1757 году, бездетной и незамужней. Брат Антиох, которому когда-то покровительствовал сам Петр Великий, ушел в мир лучший еще раньше сестры. Последняя любовь великого императора упокоилась в церкви Марии Магдалины, которую Кантемир построила в Подмосковной деревне Улиткино (Щелковский район).

Иллюстрации из свободного доступа сети Интернет

Еще больше рассказов в рубрике "Прожито" на моем сайте злючка.рф. Кстати, там не только история.