Найти тему
Колодец веков

Дементьевы - династия из Сибири, которая более ста пятидесяти лет оставалось в числе купечества.

Енисейск, будучи одним из значительных городов России XVIII века, утратил своё прежнее значение, однако в конце XIX – начале XX века продолжал оставаться многолюдным и развитым уездным центром с активным купечеством. Местные купцы, занимающиеся оптовой торговлей и золотодобычей, сыграли важную роль в развитии сибирского пароходства и освоении Северного морского пути, заработав известность не только в Енисейской губернии, но и далеко за её пределами.

Известными фамилиями были Хорошевы, Кобычевы, Скорняковы и другие. Особое место среди купеческих фамилий занимает клан Дементьевых, единственное семейство, которое более ста пятидесяти лет оставалось в числе купечества, их потомки сегодня рассеяны по всему миру.

Дементьевы впервые упоминаются в Сибири в начале XVII века, а в Енисейске — в 1640-х годах. В конце XVIII века в городе насчитывалось уже 11 семей Дементьевых, из которых три были купеческими. В течение длительного времени в доме проживал служащий — крещеный калмык по имени Федор Васильев, которого в 1782 году приобрела супругой Василия Ивановича, Александра Кирилловна, в Семипалатинской крепости, когда Федору было 23 года. К 1795 году хозяева устроили его свадьбу с восемнадцатилетней крестьянкой Пелагеей Криводушевой. Интересно, что некоторые образованные современники рассматривали торговлю людьми в Сибири как положительный аспект. Сенатор А. М. Корнилов, который в начале XIX века занимал посты иркутского и тобольского губернатора, высказывался о покупке «калмыцких детей у азиатцев»: «Хотя такая торговля может казаться отвратительной, она, в конечном счете, дает возможность этим несчастным спастись от голодной смерти». Судьба Василия остается неясной. В 1803 году А. И. Кытманов упоминает о неком Василии Дементьеве из Енисея, о котором говорилось, что он мог быть психически неуравновешенным. Тем временем старший брат Василя, Иван Иванович Дементьев, в XVIII веке занимал высокие должности и инициировал интересные жалобы на слишком тяжелые общественные обязанности местного купечества. Сам И. И. Дементьев, несмотря на проблемы со здоровьем, был избран президентом Енисейского магистрата в 1763 году. В 1776 году местные купцы отметили в его аттестате, что он «послужил и продолжает служить добросовестно, а по делам, связанным с обидами, налогами и притеснениями, никаких нареканий к нему нет, как и по другим противоправным действиям, и его репутация безупречна». Тем не менее, жалобы из Енисейского магистрата в Главный продолжали поступать. Одна из такие жалоб 1780 года содержала просьбу освободить местное купечество от «соляного служения» в крепостях Иртышской линии.

Затем наследниками бизнеса стали сыновья Ивана Ивановича – Григорий и Дмитрий. В 1793 году их капиталы составили 1010 и 1026 рублей соответственно. Григорий занимал различные должности, но к 1820-м его дела ухудшились, и он ушел в 3-ю гильдию. Дмитрий, вероятно, рано скончался, а его сыновья начали самостоятельную торговлю. Илья, сын Григория, проявил себя в торговле и в 1841 году взял кредит у И. П. Кытманова.

После гибели Ильи в 1849 году его вдова Аграфена продолжила дело с детьми, активно участвуя в бизнесе. Иван А. И. Кытманов сообщает о страсти Кытманова к азартным играм, отмечая, что он был «вечным партнером во всех карточных играх», посвящая этому занятию каждый вечер на протяжении 30 лет. В 1886–1887 и 1889 годах Енисейская городская дума неоднократно обсуждала вопрос о рассрочке долга, а впоследствии — о его взыскании в размере 958 рублей 68 копеек с процентами. Два сына Дмитрия Ивановича, Дмитрий и Федор, продолжили традиции отца.

Дмитрий Дмитриевич (род. приблизительно в 1780) в 1810–1820-х годах принадлежал ко 2-й гильдии, занимаясь торговлей российскими и китайскими товарами, а также приобретая пушнину в Туруханском крае. Как и многие купцы того времени, он сосредоточился на коммерции, избегая инвестиций в промышленное производство.

В 1828 году в Енисейске работали только 11 мелких мыловаренных и кожевенных производств. Местные власти связывали отсталость промышленности с рядом причин, включая небольшую плотность населения и отсутствие лишь ограниченного понимания выгоды от мануфактурной промышленности. Тем не менее, торговля пушниной принесла Дмитрию Дмитриевичу значительные капиталы и сделала его одним из самых состоятельных горожан. В те годы только несколько енисейских торговцев входили в высшие гильдии. Накопленные средства позволили ему построить двухэтажный каменный дом на улице Большой.

В 1818 году Дмитрий Дмитриевич стал городским головой и проявил себя в строительстве каменной богадельни в 1820-х годах. А. И. Кытманов отмечает, что первоначально содержание заведения финансировалось им, но в 1846 году это взяло на себя городское общество. В 1840 году сообщалось о единственной больнице в Енисейске, управляемой Приказом общественного призрения. В целях предотвращения голода, который периодически возникал в низовьях Енисея, в 1820 году Д. Д. Дементьев вместе с купцом Поповым из Красноярска согласился поставлять по приемлемой цене 25 тысяч пудов муки для казенных запасов Туруханского края, выделив при этом 1000 мешков. Возможно, в 1836 году по поручению Енисейского окружного начальника он приобрел учебники для туруханского училища на Ирбитской ярмарке. В 1812 году Дементьев также оказал финансовую помощь русской армии. В Государственном архиве Красноярского края сохранилось его прошение к Архиепископу Тобольскому, в котором он просил разрешение оставаться при Христорождественской церкви из-за введения нового деления Енисея на приходы.

Его сын, Федор Дмитриевич, занимался торговлей и достиг благосостояния, продвигаясь из 3-й гильдии в 1-ю. В то время как его брат Василий Дмитриевич поразорился к концу жизни,Никандр Федорович стал успешным предпринимателем, накопив значительный капитал и получив статус почетного гражданина Енисейска. В бизнесе встречаются самые разные ситуации. Так, в 1858 году Н. Ф. Дементьев, вместе с другими хлеботорговцами, купившими пшеничную муку по цене 1 рубль 5 копеек, вынужден был реализовать её себе в убыток за 80 копеек. Спустя 12 лет, Никандр Федорович задумал расширить свои горизонты и попробовать себя в золотодобыче, однако, быстро осознав сложности, решил отказаться от этой затеи, ведь примеры банкротств даже самых уверенных предпринимателей были очевидны. В 1854 году он завершил строительство семейного каменного дома на улице Большой, где также находился старый флигель с магазинами. К 1863 году его особняк оценивался в 8 тысяч рублей серебром. Н. Ф. Дементьев активно участвовал в общественной жизни, занимая различные должности, от члена городской думы до городского головы, и вкладывая средства в нужды города. Его благотворительность отмечается в нескольких случаях, например, в 1860 году он подарил икону для женщины училища.

Сын, Николай Никандрович, последовал по стопам отца, активно участвуя в городской жизни и благотворительности. Николай Никандрович обратился с письменным ходатайством к думе о создании в честь коронации Александра III Общество попечения о начальном образовании в Енисейске, вдохновившись аналогичным проектом, основанным в Томске в 1882 году. Он предложил проект устава и выделил 1000 рублей для формирования капитала организации. В своем заявлении Н. Н. Дементьев отметил, что растет потребность в образовательных учреждениях, в то время как существующие школы переполнены. Он подчеркнул важность заботы о детях бедных жителей, для которых доступны лишь два приходских училища. Общество было учреждено в 1884 году, а 14 ноября состоялось первое собрание его членов. Николай Никандрович был избран председателем 12 мая 1895 года. Также он активно поддерживал нужды Православной Церкви, финансируя строительство деревянного храма в 1882 году и исполняя обязанности церковноприходского старосты с 1884 года.

В конце XIX века в Енисейске жил купец Евграф Дмитриевич Дементьев, однако его связь с вышеупомянутыми членами семьи не установлена.

Дементьевы занимали значительное место в истории купечества Енисейска, активно участвуя в общественной и благотворительной жизни.