«Лес» Светланы Тюльбашевой — это тот самый дебютный роман, который как светофор: манит зелёным светом, даёт надежду на что-то необычное, но вдруг резко переключается на красный! И ты замираешь в растерянности. Это книга, которая обещает мистику, пугающие тайны, и, кажется, вот-вот захватит тебя в свои темные сети. Но! Вместо мрачной хтони — глухие деревни и неблагополучные граждане. Вместо леденящего ужаса — «социалочка», от которой хочется завыть в том самом карельском лесу.
Сюжет начинается многообещающе: две москвички, Вика и Лика, сбегают из раскаленной Москвы в прохладные, затянутые туманами леса Карелии. Звучит как отличная завязка для мистического триллера, верно? Они всего лишь хотели поесть морошки, а вместо этого — та-дам! — оказываются в глухом лесу. Из вещей, помимо легкой одежды - маникюрные ножницы и помада.
Не знаю, что тут страшнее: заблудиться в лесу или понять, что цивилизация осталась далеко позади, и тебя никто не услышит, даже если ты будешь орать во всю глотку. Атмосфера жуткая, и вроде бы Тюльбашева вот-вот нагонит тот самый холодок по коже, но... не дожимает. Градус напряжения падает чуть быстрее, чем ожидалось. Да, моменты с медведем и загадочными тенями пробирают, но хотелось большего — погружения, ужаса, который бы держал до последней страницы.
И тут, когда ты уже думаешь, что вот сейчас-то все пойдет по-настоящему, автор резко переключает нас на другую историю. Семья, переезжающая в деревню: бабушка, папа, дядя, тетя, дети. А местные жители — ах да, это классика — не в восторге от новоприбывших. Постоянные подозрения, косые взгляды, а тут еще и бабка Анна пропала! Кто виноват? Ну конечно, те, кто понаехал.
Казалось бы, типичная история деревенского враждебного отношения, но здесь-то и начинается самое интересное: мальчишка Гриша решает разыскать старуху, а вместе с ним мы ныряем в этот таинственный омут с головой.
В итоге, две казалось бы независимые линии — потерявшиеся девушки и загадочная семья — сходятся. Но с этим сопряжено нечто гораздо более интересное. Ведь чем глубже погружаешься в сюжет, тем больше осознаешь: главная угроза — не лес, не мистические существа, а сами люди. То, как они реагируют на страх, на незнание, на тех, кто не похож на них самих. Здесь и начинается та самая «социалочка», которая просачивается сквозь мистические слои, затягивая в свою обыденную безнадегу.
Что же сказать? Для дебюта — достойно, хотя есть чувство, что потенциал был значительно больше. Психология персонажей на месте, атмосфера тоже не подкачала, но вот хочется, чтобы этот «Лес» заполонил собой всё твоё сознание, оставляя долгое эхо. Тюльбашева, без сомнений, умеет строить интригу, играть с ожиданиями, но в некоторых моментах не хватает именно того самого «чего-то», что превращает неплохой триллер в настоящий взрыв мозга.
Однако, как дебютный роман, это мощный шаг. Светлана явно понимает, как увлечь читателя, даже если местами буксует. А концовка, хоть и слегка выходит за рамки привычного триллера, оставляет достаточно эмоций, чтобы ты закрыл книгу и задумался.
Станет ли эта книга лучшей прочитанной в этом году? Возможно, нет. Но точно вызывает бурю впечатлений, среди которых оторопь, страх и размышления.
Так что если вы любите лесные приключения, разбавленные неожиданными поворотами и жутковатыми деревенскими байками — берите, не задумываясь.