Возможно, вы заметили, что последнее время слово «гастарбайтер» стало использоваться значительно реже. Практически исчезло из нашего обихода. А ведь ещё лет десять назад слово «гастарбайтер» широко использовалось, как синоним слову «мигрант». И данная трансформация в речи точно отражает изменения, произошедшие в миграционной политике РФ.
Словом «гастарбайтер» (от нем. "Gastarbeiter" — "гостевой работник") — обозначают иностранцев, которые приезжают в другую страну на временную работу. Таким образом, все гастарбайтеры являются мигрантами, но не все мигранты - гастарбайтеры.
Раньше, действительно, большая часть мигрантов были гастарбайтерами. Они приезжали в Россию именно трудиться. Занимались, преимущественно, низкоквалифицированной тяжёлой работой в тех сферах, куда местные не хотели устраиваться. Готовы были вкалывать за небольшую оплату. Причём заработанные деньги отправляли семьям, к себе на родину, куда и сами, спустя некоторое время, возвращались.
Такие мигранты, вероятно, приносили пользу России, т.к. восполняли дефицит рабочей силы, что способствовало росту экономики. Хотя побочные эффекты тоже имелись: деньги утекали из страны. Да и сам переизбыток дешёвой рабочей силы, на мой взгляд, в конечном счёте, опасен – т.к. из-за него снижается потребность в инновациях, внедрении эффективных методов производства, повышении производительности труда.
Тем не менее, такие мигранты-гастарбайтеры, как правило, не вызывали сильного негатива со стороны местного населения, т.к. все видели в каких тяжёлых условиях они работают и живут, отправляя каждую свободную копеечку домой. Многие им, напротив, сочувствовали, потому что понимали, что трудовые мигранты приезжают в РФ совсем не от хорошей жизни.
Но, в какой-то момент всё изменилось. Я думаю, это произошло, когда наше Правительство стало раздавать российское гражданство всем подряд. Причём, вместе с паспортом, мигранты начали получать льготы и дотации, пенсии, халявные земельные участки и квартиры, бесплатную медицину и школу для своих многочисленных детей.
О таком «роге изобилия» жители Средней Азии, у себя на родине, не могут и мечтать. Поэтому в Россию потянулись толпы – и уже не только мужчины трудоспособного возраста, но и, в большей степени - женщины, дети, пенсионеры.
Понятно, что и цели мигрантов изменились. Теперь они приезжают не для того, чтобы поработать, получить денежку и вернуться к домой. Нет! Они приезжают, остаться тут навсегда, по максимуму выдаивая Россию. А зачем им работать? Они и так получают всё нужное для жизни. И на бывшую родину им высылать ничего не надо – их семьи и так уже тут. «Восточная сказка» для них воплотилась в реальность!
Увы, интегрироваться в общество, приносить пользу стране в их планах нет. Они не уехали из кашлака, а привезли его с собой. И навязывают свои порядки местному населению. Строят молельные дома, устраивают шариатские патрули – и это только «цветочки».
Логично, что и слово «гастарбайтер» по отношению к таким мигрантам использоваться перестало. Ведь они больше не ассоциируются с трудом. Скорее наоборот – с праздным образом жизни, получением различных льгот, а иногда, даже с преступностью! В местах скопления мигрантов стало небезопасно. Женщинам, в одиночку, уже страшно ходить по улице не только в вечернее время, но и днём.