Еще со школьных времен я мечтал увидеть своими глазами легендарные объекты Чернобыльской зоны отчуждения. Один из таких объектов — ржавые портовые краны, которые в 2009 году я впервые повстречал во второй части культовой компьютерной игры "Сталкер". Еще тогда, когда я был шестнадцатилетним мальчишкой, эти краны, которые находились на вымышленной локации "Затон", произвели на меня сильное впечатление. Ведь графика в те годы казалась невероятно реалистичной, а атмосфера не покидала на протяжении всего игрового процесса. Я часто там бродил, собирал артефакты и участвовал в локальных квестах и бандитских разборках. Виртуальный мир на тот момент был настолько красочным, что эмоциям от увиденного не было предела, и я представить себе не мог, каково будет увидеть это все вживую. Но на тот момент у меня были совершенно другие увлечения. В зоне отчуждения побывать хотелось, но тогда для меня эта идея была неосуществима и равноценна полету в космос.
И вот настал тот момент, когда я побывал в зоне отчуждения и увидел почти все легендарные локации. Город Припять, антенны "Дуги" и много других объектов. Но, в отличие от виртуального мира, в реальной зоне отчуждения на некоторых локациях долго гулять было нельзя. Причина этому — не аномалии, опасные бандиты и мутанты, а то, что авария на Чернобыльской атомной станции оставила свой радиоактивный след, который исчезнет очень скоро. Многие объекты зоны все еще радиоактивны и представляют опасность для здоровья, если там долго находиться. Так называемый "ковш смерти", "подвал юпитера", как и грузовой порт города Припяти, о котором пойдет речь в этой статье, до сих пор опасны для посещения. Грузовой порт Припяти — это один из многочисленных объектов современной зоны отчуждения, который по сей день излучает высокий радиационный фон.
В реальности было не все, как в игре. Игровая локация с кранами являлась нечто иным, как фантазия разработчиков. В реальности же порт с кранами находился не в районе сухогруза "Скадовск" (он тоже существует в реальности, находится в Чернобыльском затоне и почти полностью распилен на металлолом), а вблизи так и не реализовавшегося шестого микрорайона Припяти, после аварии на ЧАЭС превращенного в могильник с закопанными радиоактивными вещами. Может быть, на тот момент я уже был старый, но игровая локация поразила меня своей атмосферой намного сильнее, чем реальная.
До аварии порт был относительно молодым и в полную силу проработать так и не успел. Весной 1986 года, в процессе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, порт стал использоваться для отгрузки материалов, в том числе щебня, песка и цемента для будущего саркофага атомной станции. Для предотвращения распространения радионуклидов была сооружена дамба, отделяющая озеро Припятский затон от русла реки Припять. К настоящему времени возвышающиеся над затоном ржавые портовые краны можно увидеть практически со всех крыш заброшенных домов Припяти. Степень загрязнения почвы около кранов и и самих кранов высокая. Радиационный фон скачет, но достигает около 600 МкР/час. Сами краны "фонят" намного сильнее, но это не мешает гнездиться внутри них птицам. Там живут бакланы и другие пернатые.
Как говорили сами ликвидаторы после аварии на ЧАЭС, они приезжали в порт для того, чтобы проводить дезактивацию кранов и затем использовать их для приема и перегрузки грузов предназначенных для строительства саркофага над разрушенной атомной станцией. Согласно рассказам крановщиков, которые работали на этих кранах, уровень излучения в кабине был значительно выше всех допустимых норм и крановщикам часто становилось плохо.
Если прийти на порт ночью, помимо скрежета железа можно услышать крики птиц. В полной темноте, атмосфера, конечно, жутковатая.
Несмотря на то, что краны внушительных размеров и весят много тонн, в ветряную погоду можно стать свидетелем, как от сильных порывов ветра вращаются стрелы.
Несмотря на высокий радиационный фон, превышающий норму в сотни раз, охотники за черным металлом продолжают орудовать в этом месте, а количество металла редеет с каждым годом. Металлисты тащат крупногабаритные детали и массивные металлоконструкции. Вывозят все за границу зоны в целях реализации и получения денежных средств. Странно, что металл вообще принимают. Ведь, насколько мне известно, в любом пункте приема металлолома помимо весов есть дозиметры. Замер уровня радиации происходит перед каждой приемкой крупногабаритного груза. Значит, у металлистов есть договоренности с определенными приемками. Иначе, резать металл и вывозить его из зоны было бы невыгодно. Заметьте, что с момента аварии на ЧАЭС прошло 37 лет, а металл все еще никак не могут растащить до конца.
Но, такое происходит не только в Чернобыльской зоне. Абсолютно любой заброшенный и невостребованный промышленный объект, будь это автогигант или металлургический комбинат, рано или поздно, ждет участь быть распиленным на металлолом. Вот только, в отличие от объектов зоны отчуждения, там пилят "чистый" металл.
Если внимательно рассматривать фото, можно увидеть следы присутствия пернатых обитателей. Приборная панель и другие раскуроченные на металлолом элементы управления покрыты толстыми слоями птичьего помета. Да и опоры кранов тоже не исключение.
С верхней точки самого большого крана, то есть со стелы, открываются красивые виды на атомную станцию и озеро. Вдалеке виднеются торчащие шестнадцатиэтажки. В апреле 2018 года мы поднимались на башню и делали кадры. Подъем и спуск заняли у нас около 10 минут.
Пока я бегал и фотографировал постапокалиптические пейзажи, ко мне подбежал товарищ. В руке у него был трещащий без остановки портативный дозиметр. Смотрит на меня, а потом на дозиметр и намекает на то, что лучше здесь не задерживаться и пора уходить. Сложилось впечатление, что за пару лет радиационный фон каким-то образом стал выше, а не ниже. Ведь в 2018 году на этом же самом месте дозиметры вели себя тихо. С товарищем я согласился, и мы быстро покинули территорию порта.
Как бы странно это ни звучало, но игровая локация на момент 2009 года почему-то впечатлила меня сильнее, чем реальная. Может быть, все потому, что я был маленьким? А сейчас уже стал старым и не таким восприимчивым и эмоциональным?
Спасибо за внимание!
Все наши материалы из Чернобыльской зоны отчуждения Вы можете посмотреть в подборке: