Угрозы Тегерана в адрес Израиля пока не принесли практически никаких результатов
Еще одна неделя, еще одно предложение о прекращении огня в Газе. Директор ЦРУ Уильям Бернс, выступая вместе с директором МИ-6 Ричардом Муром, недавно сообщил аудитории в Лондоне, что новое предложение, поддерживаемое США, будет выдвинуто в ближайшие дни. На Бернса возложена неблагодарная задача возглавить усилия США по заключению перемирия между ХАМАС и Израилем.
В настоящее время переговоры зашли в тупик из-за «Филадельфийского коридора» - полосы земли вдоль границы Газы и Египта, под которой, по словам ЦАХАЛа, обнаружены десятки туннелей, используемых ХАМАС для контрабанды оружия и боеприпасов. Биньямин Нетаньяху заявил, что Израиль должен сохранять там свое присутствие, чтобы предотвратить их использование в качестве маршрута перевооружения. ХАМАС, косвенно соглашаясь с этой интерпретацией, заявил, что такое присутствие будет представлять собой красную линию.
Упор на маршруты перевооружения показывает, что Израиль уверен в том, что он нейтрализовал угрозу из Газы. Первоначальная цель войны - уничтожить ХАМАС - всегда была несколько расплывчатой и слишком максималистской. Но после 10 месяцев войны Израиль разрушил военный потенциал и инфраструктуру ХАМАС, уничтожил тысячи его бойцов и убил многих его лидеров - этого достаточно, чтобы Нетаньяху мог с полным основанием объявить о победе.
Примечательно, что, пока Израиль продвигался вперед в этой кампании, Иран и его союзники были бессильны остановить ее. Когда война только начиналась, в новостях звучали предположения о том, что Иран или «Хезболла» могут вмешаться, привлечь США и разжечь полномасштабную войну. Но вскоре ХАМАС понял, что все надежды на спасение были наивными.
Вместо этого Иран и его марионеточные силы ограничились тактикой отвлечения внимания. Фронт, который «Хезболла» открыла против Израиля на севере страны, привел к эвакуации около 80 000 жителей приграничных городов, что вызвало политическое давление в пользу соглашения о прекращении огня, которое позволило бы этим людям вернуться домой. Тем временем нападения хути на морские суда в Красном море заставили коммерческие грузы изменить маршрут и способствовали усилению международного давления на Израиль. Однако ни одна из этих мер не оказала реального влияния на желание или способность Израиля вести войну в Газе.
В периоды эскалации пределы этой сдержанности подвергались испытаниям, и перспектива более широкой войны казалась неминуемой. Одной из таких эскалаций стал авиаудар Израиля по иранскому консульству в Сирии в апреле, в результате которого погибли иранские командиры, отвечавшие за поставки оружия «Хезболле». Другим событием стало предполагаемое убийство командира «Хезболлы» Мохаммеда Дейфа на юге Бейрута в июле, за которым вскоре последовало дерзкое убийство главнокомандующего ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране. Несмотря на обычные зловещие угрозы возмездия, ни Иран, ни «Хезболла» не потребовали от Израиля никакой серьезной платы за эти убийства.
Баланс террора и тактичного сближения между Израилем и его врагами привел к тому, что долгожданная тотальная война, как и неуловимое соглашение о прекращении огня, была вечно неизбежной, но так и не наступила. Со своей стороны, «Хезболла» не заинтересована в том, чтобы ускорить уничтожение своей исламистской пристройки в Бейруте. Она должна видеть, что помогает своим союзникам в Газе, и должна умиротворять своих хозяев в Тегеране, но при этом не вызывать гнев израильской военной машины. Бенни Ганц, лидер израильской оппозиции, предупредил, что в случае войны Ливан «полностью погрузится во тьму» - а ливанцы очень хотят избежать такого исхода.
Относительная сдержанность Ирана свидетельствует о том, что он, похоже, прислушался к предупреждению Джо Байдена, сделанному в начале войны. Но эта сдержанность имеет и стратегическое значение: ценнейшая ядерная программа Ирана, медленно продвигающаяся на фоне региональных военных действий, может оказаться под угрозой в случае полномасштабной войны, и его лидеры, возможно, пришли к выводу, что пожертвовать ХАМАС ради сохранения этой программы - достойный и необходимый компромисс.
Майк Тернер, председатель комитета по разведке Палаты представителей США, недавно заявил, что Иран может объявить себя страной, обладающей ядерным оружием, уже к концу этого года. Такое заявление резко изменит баланс террора и возможности сдерживания Израиля по отношению к своим врагам. Следующий большой кризис в регионе может быть спровоцирован попыткой предотвратить такие изменения. В таком случае есть вещи поважнее «Филадельфийского коридора».
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».