Найти тему

За кулисами фильма: Смерч (1996)

Все фото из открытых источников Интернета

Компьютерная корова, которая в одной из сцен пролетает мимо машины главных героев, за несколько дней до этого была компьютерной зеброй в фильме «Джуманджи».

Об этом рассказали на студии, занимавшейся спецэффектами для фильма.

Бюджет: 92 000 000 $. Кассовые сборы: 494 471 524 $.

Длительность: 1 ч 53 мин. Производство: США. Премьера: 10 мая 1996.

Поставил ленту режиссер Ян де Бонт, ответственный за фильмы «Скорость» и «Призрак дома на холме».

-2

После смерти актера Билла Пэкстона, который умер в 2017 году, организация Spotter Network, занимающаяся изучением ураганов в США, использовала сотни GPS трекеров «охотников за ураганами», чтобы передать в эфире «BP» (Bill Paxton).

Подобным образом память различных людей почтили всего пять раз.

И это был первый раз, когда почтили память человека, который не являлся «охотником за ураганами». «Смерч» стал первым фильмом, который вышел в США на DVD. Сценаристы Джосс Уидон («Мстители», «Светлячок») и Стивен Зеллиан («Список Шиндлера»), которые доводили сценарий до ума, получали по 100 тысяч долларов за неделю работы. Оба они в титрах не указаны.

Фильм снят по сценарию известного американского писателя Майкла Крайтона, за плечами которого романы «Конго», «Сфера», «13-й воин» и «Парк Юрского периода».

Соавтором сценария выступила жена Майкла Крайтона Энн-Мари Мартин.

За свою работу они получили 2 миллиона долларов.

Съемочная группа снесла часть старого центра городка Вакита, в котором снимали ураган. После того, как съемки завершились, старый центр городка восстановили, а всем жителям заплатили за доставленные неудобства. Билл Пэкстон рассказывал, что за все съемки ни разу не встречался с исполнительным продюсером фильма Стивеном Спилбергом. По его словам, Спилберг нашел его через полтора года после окончания съемок на одном из мероприятий, пожал руку и поблагодарил за то, что он принес ему столько денег. Фильм «Смерч» известен тем, что из-за большого количества высококачественных объемных звуков, уничтожил множество динамиков в американских кинотеатрах. Позже лента получила номинацию на премию «Оскар» за «лучший звук».

Во время съемок с пикапом проезжающем поле кукурузы, травму шеи получила Хелен Хант. Произошло это из-за того, что актриса не смогла удержать открытой дверь машины и она, закрываясь, зажала её голову. После этого эпизода дверь закрепили, и нужды удерживать её больше не было. Так как первоначальный бюджет фильма грозил по ходу съемок увеличиться почти вдвое, студия Universal решила поделить риски и договорилась о сотрудничестве со студией Warner Bros. Warner достался мировой прокат ленты, а Universal – американский. Главную роль в фильме должен был сыграть Том Хэнкс. Хэнкс даже принимал участие в первых «читках» сценария и участвовал в подборе актеров на роли второго плана. Но в итоге из-за конфликта съемочных графиков актер выбыл из проекта. Студия присматривалась к Курту Расселу, но режиссер Джеймс Кэмерон («Терминатор», «Титаник»), порекомендовал создателям обратить внимание на Билла Пэкстона, у которого были «южные корни», необходимые одному из главных героев по сценарию. Первоначально отец героини Хелен Хант выживал в начале фильма.

Но вмешался продюсер Стивен Спилберг. По его мнению, смерть отца главной героини покажет зрителю, насколько опасными могут быть торнадо, и из-за неё одержимость главной героини будет оправдана. Главную женскую роль в фильме исполнила несравненная Хелен Хант. Актриса родилась 15 июня 1963 года на юго-западе штата Калифорния в городе Калвер-Сити. Отец будущей голливудской кинозвезды, Гордон, был режиссером, а мать, Джейн Элизабет Новис, работала профессиональным фотографом. Бабушка Хелен – Дороти Фрайс – преподавала сценическую речь.

Именно она привила внучке любовь к кино, театру и опере.

-3

В детстве будущая артистка отказывалась играть со сверстниками, предпочитая веселому времяпрепровождению с друзьями телепередачи, в которых рассказывалось о секретах профессии лицедея. Блондинке было шесть лет, когда она окончательно решила, что хочет связать свою жизнь с актерской стезей. Первым профессиональным достижением Хант стала роль в телесериале «Шоу Мэри Тайлер Мур».

Приметившие талантливую девочку еще на кастинге ассистенты по подбору актеров стали приглашать ее в различные телепроекты. Хант снялась в нескольких коммерчески не успешных фильмах (самым знаменитым из них была «Швейцарская семья Робинзонов» в 1975 году) и сериалах, а также открыла для себя сцену.

Хант заявила о себе как об актрисе после состоявшейся в 1985 году премьеры молодежной комедии «Девочки хотят повеселиться». Вся Америка заговорила об обворожительной блондинке после премьеры сериала «Без ума от тебя».

Кинолента, выходившая в трансляцию с 1992 по 1999 годы, принесла Хант четыре премии «Эмми». Известно, что в финальном сезоне актриса получала по $1 млн. за эпизод. В 1996-ом Хелен снялась в фильме «Смерч», а уже через год получила главную роль в трагикомедии Джеймса Л. Брукса «Лучше не бывает».

Кинокартина принесла блондинке ее первый в жизни «Оскар».

-4

В 2000-ом артистка триумфально вернулась в кино, снявшись сразу в четырех фильмах: «Изгой», «Чего хотят женщины?», «Заплати другому» и «Доктор "Т" и его женщины». В 2001 году Вуди Аллен пригласил актрису в свою комедию«Проклятие нефритового скорпиона». Через три года фильмография блондинки пополнилась ролью в ленте «Хорошая женщина». В 2006-ом на большие экраны вышла документальная драма «Бобби» с ее участием. В 2012 году актриса снялась в фильме «Суррогат».

В марте 2017 года состоялась мировая премьера телесериала «Огнестрел».

В киноленте режиссеров Джины Принс-Байтвуд, Регги Рок Байтвуда и Джона Дэвида Коулза Хелен перевоплотилась в губернатора Патрисию Эамонс.

-5

Главная мужская роль досталась Биллу Пэкстону - американскому артисту, который четырежды номинировался на «Золотой глобус» и трижды на «Спутник».

Родился Билл Пэкстон в Техасе в мае 1955 года. Детство и юность прошли в городе Форт-Уэрт, который входит в мегаполис Даллас. Будущий актер рос и воспитывался в семье домохозяйки и ревностной католички и предпринимателя, оптом торговавшего пиломатериалами. За 40 лет работы в кино Билл Пэкстон снялся в десятках картин, попавших в номинацию главной премии мировой киноиндустрии – «Оскар».

Актер был женат дважды. Первый брак с Келли Рован, зарегистрированный в 1979-м, продлился лишь год: супруги быстро поняли ошибку и расстались.

Со второй супругой Луиз Ньюбери он познакомился в начале 1980-х в Лондоне: пара встретилась и разговорилась в автобусе. Роман длился 2 года и увенчался предложением руки и сердца, на которое Луиза ответила согласием.

Свадьба состоялась в 1987 году. Супруга подарила Биллу двоих детей – сына Джеймса и дочь Лидию.

-6

К сожалению, на 61 году жизни Билл Пэкстон в феврале 2017-го года скоропостижно скончался от осложнений, возникших после перенесенной операции на сердце. Грандиозные природные катастрофы всегда были сложнейшей задачей даже для лучших мастеров спецэффектов. Десятилетиями голливудцы могли лишь мечтать о правдоподобном и детальном изображении смерча без использования документальных съемок. Ситуация изменилась, лишь когда в распоряжении режиссеров появились мощные компьютеры, способные рассчитать и изобразить любой катаклизм.

Одна из первых картин, использовавших новую степень визуальной свободы, стала прокатным хитом 1996 года. Фильм Яна Де Бонта назывался просто и ясно – «Смерч».

Истории создания многих картин приходится собирать по крупицам, выуживая разрозненные факты из интервью разных лет. В случае «Смерча», однако, задачу исследователя существенно упростил малоизвестный кинематографист Стивен Кесслер.

В 1998 году он обвинил авторов картины в плагиате и подал на них в суд, уверяя, что они украли его сценарий «Поймать ветер», который в 1989 году участвовал в одном из голливудских профессиональных конкурсов. Поскольку между «Смерчем» и «Поймать ветер» в самом деле было немало общего, судья дал делу ход, и создателям картины пришлось подробно и под присягой рассказать, как рождался замысел фильма и как сочинялся его сценарий. К концу их показаний стало очевидно, что схожесть двух проектов объяснялась не плагиатом, а жанровой логикой, навязывающей сценаристам схожие решения одинаковых проблем. Хотя Крайтон сразу загорелся сюжетом об ученых, исследующих торнадо, он долго не мог подобрать к этому сюжету художественный ключ, который бы превратил псевдодокументальную зарисовку в драматичное «человечное» повествование. Наконец, Крайтон спросил совета у своей тогдашней жены, канадской актрисы Энн-Мари Мартин (они познакомились во время съемок неудачной фантастической картины «Беглец», вышедшей в 1984 году и утонувшей в тени «Терминатора»). И супруга предложила совместить научный сюжет с комедийной романтической пикировкой в духе классических голливудских фильмов.

Пусть, мол, главные герои будут разводящимися супругами, которых вновь соединяет их любовь к грандиозным торнадо. Тогда картина впечатлит природными катаклизмами, повеселит любовными препирательствами и напомнит, как ничтожны людские свары на фоне разбушевавшейся стихии, равно угрожающей правым и виноватым. Почему именно картина, а не книга? Казалось бы, Крайтон должен был начать с романа и лишь затем задуматься об экранизации. Но он понимал, что торнадо не динозавр и что оно слишком многое потеряет от переноса на бумагу.

Мощь и величие смерча как центрального персонажа повествования мог передать только большой экран, и потому Крайтон с самого начала видел «Смерч» как кинозрелище, а не как книгу. Благо, что он отлично знал, что в то время, в конце 1980-х и начале 1990-х, как раз появились компьютерные спецэффекты, способные показать торнадо крупным планом. Что было еще важнее, Крайтон был знаком с людьми, умеющими такие эффекты создавать. Так что он мог не бояться, что его сценарий попадет в руки неумеек. Одного из этих людей звали Стивен Спилберг.

В середине 1990-х одним из главных голливудских сценарных докторов был Джосс Уидон – тот самый, которого теперь все знают благодаря его работе над «Мстителями».

Тогда же он был известен лишь как бывший сценарист ситкомов, привлекаемый кинопродюсерами для сочинения остроумных диалогов и придумывания ярких второстепенных персонажей. В те годы Уидон приложил руку к «Скорости», «Истории игрушек» и «Водному миру», и Спилберг поручил ему доработать «Смерч».

К сожалению, его работа над новым проектом не задалась.

Проработав какое-то время, Уидон заболел бронхитом, и его временно заменил Стивен Заиллян, сценарист «Списка Шиндлера». Затем Уидон вернулся к «Смерчу», довел его почти до начала съемок, но потом вновь бросил проект, не поставив финальную точку – на сей раз, чтобы жениться, – и «Смерч» унаследовал Джефф Натансон, будущий соавтор «Индианы Джонса и Королевства хрустального черепа» и сиквелов «Часа пик». Он работал над сценарием вплоть до завершения съемок, поскольку «Смерч» был одной из тех картин, которые дорабатываются на всем протяжении съемочного процесса и теряют немало времени и денег на сцены, в итоге оказывающиеся ненужными.

Среди мириада проблем, которые пришлось решать программистам и аниматорам, выделялись две самые существенные. Во-первых, смерч – это не цельное тело, а множество больших и маленьких частичек, увлекаемых воздушным потоком.

Поэтому каждую частичку надо было обсчитывать, а порой и анимировать отдельно. В определенных отношениях это была более сложная задача, чем создание бегущих динозавров для «Парка Юрского периода». Во-вторых, де Бонт не собирался довольствоваться неподвижной или размеренно двигающейся камерой.

Чтобы снять стремительную погоню за торнадо по захолустному бездорожью, нужно было «раскрепостить» камеру, позволить ей дрожать и двигаться нерегулярно.

Некоторые сцены де Бонт и вовсе собирался снимать с рук.

-7

А «вклеить» рисованный смерч в динамичные реальные кадры куда сложнее, чем в статичные или полустатичные. Так что режиссер смог в полной мере приступить к работе лишь после того, как ILM предоставила ролик, убедивший его в выполнимости стоявших перед его командой задач. Для курировавших проект продюсеров это также было отличное подспорье в работе со студиями. Однако для того, чтобы «продать» публике эти эффекты, картина нуждалась в убедительной актерской игре.

-8

Как зрители поверят в динозавров, если они не верят в людей, которые этими динозаврами восхищаются? Де Бонт понимал, что это касается и его фильма.

Его звезды должны были «продать» публике торнадо.

И поэтому они должны были быть правдоподобны как полусумасшедшие исследователи, которые едут навстречу смерчу, когда все остальные прячутся в убежища.

Если бы все в фильме отлично разбирались в торнадо, герои общались бы на непонятном для зрителей научном языке, и публике трудно было бы разобраться, что происходит на экране. Поэтому в сюжет была вписана невеста Билла по имени Мелисса Ривз – неглупая женщина-психолог, которая, однако, ничего не понимает в ветрах и облаках. Поэтому ей (и зрителям) все приходится разжевывать.

Эта неблагодарная, но необходимая роль досталась комедиантке Джейми Герц, ранее сыгравшей в «Шестнадцати свечах» и «Пропащих ребятах».

-9

Отмечу, что Мелисса не только переспрашивает за зрителей, но и пугается за них – то есть реагирует на торнадо как нормальный человек, а не как ученый, готовый умереть ради шанса продвинуть метеорологию. В принципе, кино такого рода в злодеях-людях не нуждается. Но так как сюжетное напряжение надо поддерживать, даже когда смерчи далеко, Джо и Биллу придумали соперника – исследователя Джонаса Миллера, у которого лучше финансирование, но нет собственных идей.

-10

Поэтому он паразитирует на разработках главных героев и даже следует за ними по пятам, поскольку они лучше него разбираются в причудах поведения и перемещения торнадо. Эту роль де Бонт доверил Кэри Элвесу из «Принцессы-невесты» и «Робин Гуда: Мужчины в трико». Эксцентричных членов команды Хардинг сыграли Филип Сеймур Хоффман (будущий лауреат актерского «Оскара» за байопик «Капоте»).

Алан Рак (Кэмерон из «Феррис Бьюллер берет выходной»).

Джереми Дэвис (будущий Дикки Беннетт из сериала «Правосудие»).

Джои Слотник (будущий Стив Возняк из «Пиратов Силиконовой долины»).

Шон Уолен («Люди под лестницей»), будущий режиссер номинированных на «Оскары» драм «В спальне» и «Как малые дети» Тодд Филд, эпизодическая актриса Венди Джозефери и Скотт Томсон (кадет-гопник Чэд Коупленд из «Полицейской академии»).

-11

Представьте себе, как «приятно» играть, когда вам в лицо дует двигатель Boeing 707 (создатели эффектов нашли на авиационной свалке старый самолет и использовали один из его моторов с пропеллерами как мощную ветровую машину), а в глаза вам светят столь мощные прожекторы, что однажды Пакстон и Хант на время ослепли!

Им пришлось несколько дней капать специальные капли, прежде чем они вновь начали нормально видеть. При этом сцены, которые на экране занимали несколько секунд, снимались днями и часами, и актерам порой приходилось высиживать целые смены под «бомбардировкой» пылью или маленькими кубиками льда, изображавшими град (чтобы лед лучше было видно, для него использовали воду с молоком).

Ничуть не более приятно было валяться в грязи – не в специальной голливудской, а в самой обычной, с потенциально опасными бактериями, от которых пришлось делать прививки. Также Хант несколько раз за время съемок по разным причинам сильно ударилась головой. Одной из этих причин была банальная усталость – выдохшейся актрисе трудно было сконцентрироваться.Кинематографистам за кадром, впрочем, тоже было трудно. После пяти недель съемок проект покинули оператор-постановщик Дон Берджесс («Форрест Гамп») и все его подчиненные. Случилось это после того, как де Бонт ударил и сбил с ног ассистента оператора, недостаточно быстро выполнившего его приказ. У операторов с режиссером, впрочем, и до этого были конфликты из-за того, что постановщик требовал, чтобы все делалось мгновенно. Новым оператором-постановщиком стал Джек Грин, номинант «Оскара» за вестерн «Непрощенный».

-12

В самом конце съемок его на два дня отправила в больницу не вовремя запущенная декорация дома, разваливающегося под напором смерча, и де Бонту пришлось самому стать за главную камеру. Впрочем, для него, как для бывшего оператора, это было хорошо знакомое дело. Постоянно спешить во время съемок приходилось из-за того, что они шли летом 1995 года в провинциальной Оклахоме, в самый сезон торнадо, и погода порой менялась с головокружительной скоростью. А так как львиная доля съемок была уличной, то де Бонт и его команда все время подстраивались под погоду.

Режиссер заранее планировал несколько разных вариантов съемочного дня в зависимости от того, будет ли день солнечным, пасмурным или дождливым.

В конце концов, во время постпродакшена художникам ILM пришлось во многих сценах заменить небо, снятое камерой, на положенное по сценарию (как правило, чистое небо на пасмурное). Несмотря на спешку, съемки все же выбились из графика, и работу над ситкомом «Без ума от тебя» пришлось задержать на две недели, чтобы Хелен Хант успела сыграть во всех своих сценах «Смерча». Первоначальный бюджет картины составил около 70 миллионов долларов, но проволочки, дополнительные компьютерные эффекты и прочие непредвиденные расходы дотянули стоимость проекта до 90 миллионов. «Парк Юрского периода», напомню, стоил всего 63 миллиона долларов – воскресить динозавров оказалось дешевле, чем изобразить реальные природные явления.

Сборы «Смерча», однако, полностью реабилитировали де Бонта в глазах инвесторов. Выйдя в свет 10 мая 1996 года, картина собрала в мировом прокате 494 миллиона долларов. Это был второй результат года после «Дня независимости», и «Смерч» опередил даже такие прославленные хиты, как «Миссия невыполнима» и «Скала». Критики, в свою очередь, предъявили «Смерчу» немало художественных претензий, но сочли, что лента получилась отличным «бездумным» развлечением, впечатляющим и завораживающим. И, кроме того, чествующим не убийц, а ученых.

Что, согласитесь, тоже чего-то стоит. Сейчас, конечно, «Смерч» уже не так впечатляет, как в 1996 году, поскольку эпические компьютерные эффекты стали экранной повседневностью, и компьютерные торнадо сейчас можно увидеть даже в трэшевых лентах. Но обаяние актеров фильма, его драйв, его напор и его восхищение мощью природы никуда не делись, и «Смерч» все еще смотрится на ура.

Чтобы изобразить свирепый рев торнадо, саунд-продюсеры использовали запись рева верблюда, снизив тональность звука до максимально низких нот.