Найти тему
Музей истории религии

Кто был первым канонизированным святым в Синодальный период? История святого на примере редкой шитой иконы

В 1721 г. император Петр Iучредил Святейший Правительствующий Синод – верховный орган управления Русской церковью. По упразднению патриаршества, именно Синод занимался всеми церковными вопросами, в том числе и канонизацией святых. Решение о прославлении того или иного святого не могло быть принято без одобрения монарха.

Только спустя 36 лет после образования Синода был прославлен первый общецерковный святой – в 1757 г. состоялось канонизация Димитрия Ростовского. Дело рассматривалось в Синоде целых пять лет из-за нерешенности вопроса о тленности или сохранности мощей, и лишь императрица Елизавета Петровна окончательно поставила точку своим указом.

Святитель Димитрий Ростовский. Икона. Вторая половина ХVIII в.  Дерево, темпера. Из собрания Музея истории религии
Святитель Димитрий Ростовский. Икона. Вторая половина ХVIII в. Дерево, темпера. Из собрания Музея истории религии

Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало, 1651-1709) - митрополит Ростовский и Ярославский, проповедник, духовный писатель, автор известного сборника «Книга житий святого» («Четьи-Минеи»), над которым трудился более 20 лет. Согласно его воле он был погребен в Спасо-Яковлевском монастыре. В этой обители состоялись торжества по канонизации святого. В скором времени императрица Елизавета Петровна заказала серебряную раку и облачение из золотной парчи, однако не успела передать дары монастырю из-за кончины. На торжествах положения мощей в новую гробницу в мае 1763 г. уже присутствовала Екатерина II. В последующие десятилетия ХVIII века святитель Димитрий стал одним из самых почитаемых святых Российской империи.

Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Спасо-Яковлевском монастыре.  Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911 г.
Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Спасо-Яковлевском монастыре. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911 г.

С начала канонизации на гробницу святителя Димитрия Ростовского было возложено большое количество даров: шитых покровцов, пелен и покровов. В ризничной описи Яковлевского монастыря за 1802 г. было указано о даровании 181 покрова! Среди этих вкладов значительная часть предметов была с изображением креста, а вот тканей с образом выполнялось крайне мало. Среди тканого убранства особенно редки были шитые иконы.

«Святитель Димитрий Ростовский в молении перед образом Богоматери Ватопедской». Шитая икона. 1770-е гг. Москва (?), Ростов Великий (?) Атлас, нить золотная, нить шелковая, канитель, бить, трунцал, блестки, бархат, холст (приклад), дерево, темпера, тушь. Из собрания Музея истории религии
«Святитель Димитрий Ростовский в молении перед образом Богоматери Ватопедской». Шитая икона. 1770-е гг. Москва (?), Ростов Великий (?) Атлас, нить золотная, нить шелковая, канитель, бить, трунцал, блестки, бархат, холст (приклад), дерево, темпера, тушь. Из собрания Музея истории религии

В фонде «Ткани» имеется шитая икона с изображением святителя Димитрия Ростовского в молении перед образом Богоматери Ватопедской. По преданию, икона Богоматерь Ватопедская была привезена Димитрием в Ростов при заступлении им на митрополичью кафедру 1 марта 1702 г. В молитве перед иконами, где был и Ватопедский образ, Димитрий умер в ночь на 28 октября 1709 г.

Фрагмент иконы с изображением Ватопедской Богоматери
Фрагмент иконы с изображением Ватопедской Богоматери

Ниже образа в шелковом картуше прописан чернилами тропарь святителю Димитрию (Глас 8). «Православия ревнителю и раскола искоренителю » - это отсылка к сочинению против старообрядцев («Розыск о раскольнической брынской вере…»). Слова «Российский целебниче» - напоминанает о чудесных исцелениях у гроба Димитрия. Однако на шитой иконе тропарь оканчивается не совсем традиционно: вместо слов «Моли Христа Бога спастися душам нашим» написано «Моли Христа Бога спастися императрице нашей Екатерине Алексеевне и всему наследию и державе ея».

Фрагмент иконы с тропарем Димитрию Ростовскому
Фрагмент иконы с тропарем Димитрию Ростовскому

Сам святитель изображен в полном богослужебном облачении, стоящий на орлеце. Известно, что Димитрий был погребен в архиерейском одеянии «гвоздичного цвета» с желтой палицей, а в ногах был положен орлец.

Фрагмент иконы с изображением святителя Димитрия Ростовского
Фрагмент иконы с изображением святителя Димитрия Ростовского

Икона выполнена в ранний период царствования Екатерины II – в первые десятилетия прославления Димитрия Ростовского. На сегодняшний день известно, что в музейных собраниях страны хранятся лишь 4 шитые иконы ХVIII столетия с сюжетной иконографией Димитрия Ростовского, одна из которых - в коллекции Музея истории религии.