Найти тему
Lace Wars

Железный кулак султанов: как воины-фанатики создали империю

Оглавление

От набегов к империи: становление османской военной мощи

Османская империя родилась на окраинах некогда могущественного государства Сельджуков. Эти пограничные земли, известные как удж (буквально "край", "конец", некий аналог европейских марок), служили щитом мусульманских территорий от христианских соседей. Здесь, на диком пограничье, сложилась уникальная военная культура, ставшая фундаментом будущей османской военной мощи.

Сельджуки разделили свои границы на три основные марки: южную - против Малой Армении и Кипра, северную - против христианской империи Трапезунд, и западную, где и зародилось Османское государство, - против Византии. Эти земли стали пристанищем для кочевников и беженцев от монгольских нашествий, искавших лучшей доли.

Пограничными регионами управляли наследственные эмиры, представлявшие интересы Сельджуков. Однако реальная военная сила была в руках туркменских племен под предводительством своих беев. Эти воинственные группы подчинялись эмирам лишь на основе личной преданности, что делало систему управления крайне шаткой. Честолюбивые вожди газиев - воинов веры - легко создавали и разрушали союзы, что в глазах сельджукских летописцев выглядело как действия ненадежных разбойных баронов, готовых в любой момент поднять мятеж.

Османский бейлик (княжество) был одним из нескольких подобных образований, изначально живших набегами на византийские земли. Формально эти территории все еще подчинялись местным эмирам, сельджукским султанам и монгольским ильханам. Но на деле беи газиев считали себя полноправными хозяевами завоеванных византийских земель.

Именно эти воины-газии, сражавшиеся под знаменами Османа, основателя династии, стали костяком будущей османской армии. Среди них были бывшие племенные вожди и эмиры на службе у сельджукских султанов. Всех их объединяла слепая преданность исламу и жажда расширять влияние мусульман через войну. Непрочность границ давала им массу возможностей для воплощения этих целей.

Историк Оруджу так описывал османских воинов:

"Газии и герои, идущие путем истины и Аллаха, собирающие плоды священной войны и тратящие их во славу Аллаха, выбирающие правду, сражающиеся за веру, свободные от гордыни, следующие шариату, карающие многобожников, друзья чужеземцев, несущие свет ислама с Востока на Запад."

Жизнь ради войны: анатомия османской военной машины

Османская империя была рождена в войне и жила войной. Эта воинственная суть пронизывала все слои общества: каждый наместник был полководцем, каждый страж порядка - янычаром. Горные перевалы были под охраной, а дороги имели военное назначение. Эта преданность ратному делу доходила до самых верхов османского общества.

Султаны лично участвовали в походах и поединках. К примеру, при осаде Багдада в 1683 году, когда персы предложили решить исход битвы поединком, султан Мехмед IV сам вышел на бой и одолел персидского богатыря. Баязид Молниеносный говаривал: "Я рожден для того, чтобы носить оружие". Когда европейский путешественник в 1462 году увидел войско Мехмеда Завоевателя в поле, он решил, что такая грозная армия могла бы покорить всю Европу, если бы захотела.

По мере расширения империи "марки" османских земель продвинулись на Балканы, где сложились пограничные традиции, похожие на прежние. Слово "газий" уступило место "акынджи" (наездникам) - обычно это были добровольцы из Анатолии, привлеченные на окраины перспективой получить тимар (надел). Османы использовали акынджи как легкое ополчение для разведки на вражеской земле. В их ряды охотно принимали христиан-ренегатов.

Акынджи обычно ходили в набеги с двумя конями на брата и делились на сотни и тысячи. Как легкая конница Османской империи, акынджи были вооружены саблей, щитом, ятаганом, копьем и булавой. Командовали ими санджак-беи (областные правители). С ростом империи беспорядочные набеги стали реже, и к битве при Мохаче в 1526 году акынджи уже привыкли действовать как передовой отряд основного войска. Они захватывали мосты и брали "языков".

Отряды акынджи рыскали повсюду, но никогда они не были так воодушевлены, как когда шли с султаном во главе его армии, надеясь за доблесть получить место в регулярном войске. Мечтой каждого всадника было поступить на постоянную службу и получить тимар, который избавил бы его от забот о хлебе насущном и позволил целиком отдаться войне. Тогда он и сам стал бы получать часть султанских налогов, хотя вся земля принадлежала падишаху. В одном особо жарком бою один тимар переходил из рук в руки восемь раз, после того как прежние владельцы один за другим погибали. При осаде Белграда янычары шли на приступ по рву, заваленному телами павших акынджи.

Янычары: элита из рабов

Прославленные янычары были сливками османской армии и веками считались одной из лучших пехот в Европе. Поначалу их набирали исключительно из "детей дани" - христианских мальчиков от восьми до пятнадцати лет, отобранных на завоеванных землях. Этих детей учили турецкому языку и обычаям, обращали (часто по их воле) в ислам. После жестокой муштры их определяли либо в войско, либо на государеву службу по их способностям. В первом случае они пополняли ряды янычар, чье звание "солдат-рабов" совсем не отражает тех высоких постов, которые были им доступны, и того безграничного доверия, которым они пользовались.

Некоторые отряды янычар составляли личную охрану султана. В битве при Варне в 1444 году грозные янычары стояли в центре, окруженные рвом. За ними были верблюды, а еще дальше - вал из щитов, вкопанных в землю перед другими янычарами, охранявшими султана.

Янычары были не единственной элитой в османском войске. Стоит упомянуть сипахов (вольных всадников) в марках, верных местному бею. Сипахи всегда были турками-мусульманами. Они были разбросаны по всей империи, постоянно перемещаясь из одного места в другое и с постоя на передовую.

Даже безумцы имели свой полк в османской армии: так называемые дели, или "сорвиголовы", "не дорожащие жизнью", всадники, которых бросали в самое пекло как живой таран. Эти воины, известные своей отчаянной храбростью, часто шли на верную смерть в, казалось бы, безнадежных атаках.

Непревзойденная организация и снабжение

Османы первыми после Римской империи создали в Европе постоянную армию - оплачиваемую, обеспеченную и управляемую с непревзойденным искусством. Когда они двинулись на Персию в 1548 году, их обоз был так хорошо снаряжен, что они могли спокойно идти по выжженной земле, не обращая внимания на тактику шаха.

Нигде организация османов не проявлялась так ярко, как в военном лагере. Если западные станы были вавилонским столпотворением, где царили беспорядок, пьянство и разврат, то в османских лагерях не было слышно ничего громче стука колышков, которыми крепили палатки. Летописец Леоник Халкокондил писал: "Думаю, нет такого государя, чье войско и лагерь были бы в лучшем порядке, как в изобилии припасов, так и в безупречном устройстве, которое они соблюдают при разбивке стана без всякой суеты и неразберихи".

Если западным властителям приходилось умолять или стращать своих вассалов, османские армии собирались как часы. Их вьючные верблюды давали им огромное преимущество в снабжении. Османы всегда тщательно анализировали уроки войны. Каждую зиму походы минувшего года подвергались строгому разбору, дополненному донесениями от сети лазутчиков. Отмечались слабые места и составлялись планы на грядущий год.

Эта непревзойденная организация позволяла османской армии действовать с эффективностью, которой могли только позавидовать их европейские противники. Умение быстро собрать огромные силы, обеспечить их всем необходимым и перебросить на большие расстояния было ключом к бесчисленным победам османов.

Османская военная система представляла собой уникальный сплав традиционного кочевого воинского искусства с передовыми для своего времени методами организации и снабжения. Эта система позволила небольшому княжеству на задворках Анатолии превратиться в огромную империю, раскинувшуюся от Северной Африки до Персидского залива и от Вены до Каспия.

Успех османской военной машины держался на нескольких китах. Во-первых, это было умение эффективно вплетать разные элементы общества в военную систему. От кочевых акынджи до элитных янычар, от христиан-перебежчиков до фанатичных газиев - все находили свое место в османском войске. Во-вторых, это было непревзойденное снабжение и организация, позволявшие держать огромные армии в поле месяцами. Наконец, это была гибкость системы, способной подстраиваться под новые вызовы и технологии.

Однако по мере роста и закостенения империи эта система начала давать сбои. Корпус янычар, некогда грозная сила, выродился в привилегированную касту, больше озабоченную сохранением своих льгот, чем победами. Система тимаров, обеспечивавшая постоянный приток конницы, начала разваливаться под натиском экономических и социальных перемен.

И все же наследие османской военной системы продолжало влиять на военное дело даже после заката империи. Многие элементы османской военной организации переняли европейские державы, а опыт противостояния османской угрозе во многом определил военную и политическую карту современной Европы.

Понравилось? Поставь лайк!

Обязательно прочти эти статьи:

Как 50 000 македонцев разгромили 140 000 персов: Триумф Александра при Гавгамелах

Как 40 000 македонцев разгромили 100 000 персов: Секреты победы Александра при Иссе

Первая победа Александра Македонского

От горной страны до империи: как Филипп II за 20 лет покорил Грецию