Найти в Дзене
Хижина дяди Ромы

Странно\Страшно. "Дистанция спасения", Саманта Швеблин

Оглавление

Начну немного издалека, но для понимания моего отношения к этой книге вам нужен некоторый контекст. После во всех смыслах тяжелой "Девушки по соседству" Джека Кетчама, я решил ненадолго отвлечься на литературу полегче. Да, для меня это не свойственно — почти все обзоры на моем канале посвящены непростой (в той или иной степени) литературе. Так что я решил почитать нечто более развлекательное. И... не пошло.

С той поры я прочел уже с десяток книг, но в лучшем случае они выветривались из головы почти сразу, а в худшем — застревали в этой самой голове по совершенно неправильным причинам (так что ждите обзор на очередной литературный выкидыш). И проблема была даже не в том, что сказать о тех книгах мне было практически нечего (все же они сгодятся для коротких подборок прочитанного). Беда заключалась в усталости. Я устал читать "развлекуху". Скорее всего дело в том, что та самая "развлекуха" мне попадалась почти всегда средненькая, но факт в том, что вчера я дочитал очередную "просто книжку" и оказался так дико ею разочарован, что желание читать хоть что-то исчезло практически полностью.

И оттого мое знакомство с "Дистанцией спасения" еще более примечательно.

Саманта Швеблин, "Дистанция спасения" (Distancia de rescate)

Жанр: триллер, драма

Год: 2014

Прочитано: в электронном виде на английском языке

Аманда приходит в себя в полной темноте. Она не может пошевелить ни руками, ни ногами. Все, что она слышит, - голос мальчика Давида, который требует ее вспомнить события последних дней. Где-то там, среди, казалось бы, незначительных происшествий кроется информация, которая способна предотвратить трагедию, готовую вот-вот случится с Амандой и ее дочерью Ниной. Аманда вспоминает, как приехала на отдых в эту сельскую местность, как сдружилась с Карлой, матерью Давида, и как та рассказала, что однажды для спасения сына она упросила местную колдунью произвести обряд переселения душ. И это было роковой ошибкой. События становятся все мрачнее и тревожнее, и теперь Аманде надо не только во всех деталях вспомнить прошлое, но и понять, чего хочет Давид. И что он скрывает.

Забавно, что о книге я узнал буквально пару дней назад, но совсем не помню, как. Но суть в том, что вчера утром я решил эту книгу найти, и немного обомлел. Тоненькая книжица в 160 страниц продается аж за 500+ рублей, и это еще по скидке. Найти полную версию русского перевода в интернете не удалось. Аудиоверсия длительностью чуть больше трех часов также недоступна, ее даже купить уже нельзя. В общем, поискал я чуть дольше и раздобыл английский перевод. Его-то я и сел читать.

Английское название повести — Fever Dream. То есть, "Лихорадочный сон". И оно вроде точное по форме (ибо все повествование и является как бы тем самым сном), но русское (и испанское) название "Дистанция спасения" куда точнее с точки зрения главной мысли книги.

Но обо всем по порядку.

Книжка зацепила с самого начала, ведь всё повествование — это диалог между Амандой и Дэвидом. Подход чем-то напомнил мне "Я думаю, как всё закончить" Иена Рэйда. Там основное повествование от первого лица также прерывалось курсивными вставками от лица других героев. Только здесь курсивные реплики Дэвида встроены в основой сюжет, ведь именно ему Аманда вс и рассказывает. И именно он своими репликами помогает Аманде докопаться до правды о...

О чём?

В чем соль с самого начала непонятно, но один только стиль повествования дает понять, что соль здесь есть. Да и раскопать ее хочется сразу. И этот зудящий интерес не покинет вас до финала.

-2

Подобно "Я думаю, как все закончить", события с каждой сценой становятся все страннее, увлекая все сильнее. Странная гибель лошади. Странная "женщина в парнике" проводит странный ритуал, после которого больной мальчик выздоравливает, но становится странным. Странная уродливая девочка в супермаркете. И почему трехлапая собака — это важная часть истории, а родная мать Дэвида — нет?

И вроде бы история в целом ясна — "Дистанция спасения" в целом про ритуал, про какую-то одержимость, про демона какого-нибудь. Стандартный такой ужастик про очередного "Омена". И даже несколько вполне мистических эпизодов вроде бы на месте. Но что-то тебя не отпускает. Что-то дает понять — все не так просто. Здесь есть что-то еще. Что-то по-настоящему жуткое...

А меж тем история ускоряется, и вместе с растущей динамикой растет и напряжение. В повествовании проскакивают чуть ли не истерические нотки, происходит кульминация и...

И вот тут я окончательно понимаю главный твист всей истории. И удивительным образом, столь раннее раскрытие карт для читателя (но не для Аманды) совершенно не портит сюжет. Потому что так и было задумано.

Да, подобно всё тому же "Я думаю, как все закончить", вся местная дичь имеет под собой (вроде как) весьма простое объяснение. И у писательницы хватает такта и художественного чутья на то, чтобы не проговаривать его вслух. Нет, все детали у вас перед глазами, все буквы на табло открыты, но слово вам придется прочитать самим.

И пусть здешний посыл весьма прост, но это не делает книгу хуже.

Хотя бы потому, что конкретно этот посыл — лишь внешний. А ведь есть ещё один, более глубокий и личный.

Та самая "Дистанция спасения". Для Аманды этот термин обозначает условное максимально допустимое расстояние между ней и дочерью. Чем серьезнее ситуация, чем страшнее опасность, тем меньше эта самая дистанция.

Но несмотря на всю гиперопеку, на всю осторожность и почти параноидальную внимательность, достаточно лишь секунды, лишь одного неверного решения, и эта незримая нить рвется. Дистанция спасения больше не имеет значения.

Ничто уже не имеет значения.

Несмотря на свой откровенно мизерный объем, "Дистанция спасения" — отличная книга. Она завлекает не самой привычной подачей и дарит личную, трагичную историю. Повествование завораживает, напряжение стягивает низ живота, но оторваться решительно невозможно. Да и не хочется. В данном случае краткость и правда сестра таланта, потому что ни одну свою страницу "Дистанция спасения" не тратит впустую. Всё здесь на своих местах. И даже спад интереса после выстрела всех ружей и некоторая банальность финала казались мне намеренным ходом.

Но сработает ли всё то же самое в формате кино?

-3

Дистанция спасения (Fever Dream \ Distancia de rescate)

Год: 2021

Режиссер: Клаудия Льоса

Авторы сценария: Клаудия Льоса, Саманта Швеблин

В ролях: Мария Вальверде, Джолин Андерсен, Долорес Фонци

Мне кажется, когда повествование в книге подается некоторым особым образом, то у создателей экранизаций есть три пути: 1) напрячь весь свой талант и таки перенести повествовательную фишку, 2) создать на основе исходника нечто свое, но схожее с оригиналом (привет, экранизация всё того же "Я думаю, как все закончить") или 3) забыть о "фишке" насовсем и снять по-обычному.

В случае с "Дистанцией спасения" вышло ближе к первому варианту. Фильм сохраняет ситуацию диалога между Амандой и Давидом, но несколько сбавляет насыщенность, что ли. Давид вклинивается в "разговор" куда реже и куда меньше, чем в книге. И у этого есть свои минусы.

При том, что сюжетно фильм следует за книгой весьма близко, тон у киноверсии получается несколько иной. Да, некая потусторонняя неясность сохраняется, причем ровно до того же момента, что в книге. Но напряжение затухло существенно. Помещенный в центр повествования диалог чувствуется куда менее остро, превращаясь скорее в "фишку" и дань оригиналу, нежели в прием.

Из-за этого страдает и центральная сцена всей истории. Там, где повесть вгрызлась в меня, заставив прочувствовать кульминацию полностью, фильм здорово теряет градус трагизма и обреченности. Но все же не до конца.

Не подумайте, что я совсем уж ругаю фильм. Экранизация вышла довольно неплохой. Просто более меланхоличной и грустной. И если книга вполне попадает под жанр психологических триллеров, ведь читателя удерживает не только драматизм, но напряжение и интрига, то фильм скорее относится к драмам

-4

В общем и целом, от "Дистанции спасения" я остался в восторге. Но, если честно, я не могу сказать, насколько мой восторг объективен. Хотя бы потому, что на эту книгу я наткнулся тогда, когда душа уже устала от чтения тухлого "развлекалова", которое в лучшем случае оказывалось средненьким. К излету очередной такой книжонки я уже начал вновь задумываться о том, что не хочу читать в принципе ничего.

И тут, надо же, книга, о которой я ничего не знал, от писательницы, о которой не слышал, захватывает меня и утягивает с головой. Хорошая история не только о *СПОЙЛЕР*, но и о материнстве, да ещё и поданная не самым обычным (при этом и не слишком заумным) образом. Да, книга совсем уж маленькая, но она не тратит впустую ни страницы. Эта история на 150 страниц задержится в душе дольше, чем многие книжицы страниц на 500.

Я ничего не знал об этой книге, но она, как оказалось, была мне нужна. Оказывается, дли читательского счастья мне нужно не так уж много.

А если вам понравилась моя работа, то подписывайтесь на этот канал и на мой телеграмм: https://t.me/romanscabin