Посмотрел вчера недавно вышедший американский боевик «Ребел Ридж» и подумал — до чего же жуткий фильм у американского режиссёра Джереми Солнье получился. Не в том смысле, что на экране происходит нечто очень страшное, ну там клоуны из водостока с детишками разговаривают или у главной героини новорожденный сын оказывается антихристом… Нет, фильм жуток совсем другим. Той картине общества, которая в нём вырисовывается и которая подана как нечто банальное, всем привычное и вполне жизненное. В последнее зритель сразу верит, очень уж всё реалистично показано.
Конечно, главный герой супермен, инструктор по боевой подготовке с оружием и без, ему чертовски везёт (после того, как чертовски не повезло, но иначе боевикового сюжета бы не было), да к тому же ему помогает верная подруга, которая в правильный момент найдёт нужный компромат на нехороших людей… А теперь представим, что в точно такой же ситуации оказался обычный мужик с улицы. Ему там, прямо скажем, не светило бы ничего, кроме быстрой и бессмысленной гибели в ДТП, от передоза или ещё чего-нибудь, что придумали бы местные коррумпированные полицейские.
Самое жуткое, что есть в этом фильме — показ системы американского (лучшего в мире, в том смысле, что в остальном мире оно ещё хуже) правосудия в условиях местного городка. Причём злодеи из местных копов какие-то совершенно не злодеистые. И преступления совершают не по врождённому сволочизму, и не потому, что вынуждены это делать, а просто потому, что могут. Так фишка легла, ситуация сложилась, вот они ею и воспользовались разок. А потом осознали, что это же золотое дно, тут им фишка и попёрла…
Юридические казусы, включая способ совершенно чистого в правовом смысле отнятия денег у мимо проезжающих туристов, который показан в фильме, абсолютно реальны. Как разъясняет главному герою его подруга, сочувствующая ему служительница местной фемиды, эти законы были приняты для борьбы с мафией, а пользуются ими для набивания карманов местной полиции. Поскольку закон даёт такую возможность. Этот закон действительно существует, а на изъятия крупных сумм денег американскими копами без всякой возможности простому гражданину свои деньги потом вернуть, в самом деле жалуются не так уж редко, и это попадает в СМИ, но сделать ничего нельзя, потому что таков закон и таковы правоприменительные нормы в США.
Но дело не в конкретных юридических особенностях, «серых зонах» в законе и т.д. Дело в полицейской мафии, показанной в фильме. У неё несколько особенностей. Во-первых, это именно местная самодеятельная мафия, а вовсе не филиал какой-нибудь коза-ностры или колумбийского картеля. Просто несколько умных полицейских договорились делать бабки по определённой схеме, уничтожая при этом улики (а также тех, кто мог бы выступить в суде свидетелем, куда ж без этого).
Вторая особенность — показанная в фильме эффективность полицейского бизнеса. При правильных действиях копов никаких фактов нарушения закона зафиксировано не будет. Хоть у них там автоматическая видеорегистрация и прочее, но эти копы не первый день служат и точно знают, когда та самая видеорегистрация включается, сколько времени хранятся данные (сколько нужно выждать, пока они не будут автоматически стёрты) и т.д. и т.п. Прямо скажем, если бы главному герою не помогла местная, работающая в той же системе, шансов даже просто разобраться в происходящем безобразии у него не было бы вовсе. А будь на его месте кто-то послабее или менее удачливый, он бы заведомо не выжил в получившемся замесе. Причём сам бы и оказался виноватым, а полицейские — героями, остановившими особо опасного преступника (этот момент в фильме тоже озвучен прямым текстом).
Мне лично данный фильм показался очень похожим на советские перестроечные боевики. Главный герой в «Ребел Ридж» весь из себя положительный, он не просто никого не убил, он даже не стрелял в тех копов боевыми патронами. Противостоит он не законченным подонкам, преступникам и злодеям, а в общем-то простым парням из американской глубинки в полицейской форме. По большому счёту его врагом является сама система, которая делает из честных служак преступников. То есть фильм на самом деле обличает юридическую систему Америки, и в этом он вполне себе «перестроечный», в советском смысле.
Ещё один признак, который также характерен для того самого перестроечного кино — у зрителя складывается впечатление, что «везде всё плохо, только официально об этом не говорят». И другое впечатление — что главный герой спасся только благодаря сценаристу, в реальности у любого разоблачителя системы шансов не будет вовсе. Ах да, ещё один признак перестроечного фильма — главный герой хоть и не ветеран-афганец, но всё равно бывший военный, честно служивший и оставшийся порядочным человеком, готовым вступить в битву с мерзавцами, кем бы они ни были и какую бы форму ни носили.