Найти тему
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

ОГЭ. Сочинения по тексту А.Г. Алексина «Толя осени не любил...»

Оглавление

За прошлый учебный год не успела выложить сочинений по этому трогательному тексту Алексина. Компенсирую нехватку: в одной статье собрала все три сочинения формата ОГЭ (13.1 Лексический повтор / 13.2 Смысл финала текста / 13.3 Материнская любовь).

Сочинения расположила в порядке убывания: начнём с самого популярного 13.3, а закончим лингвистическим 13.1. Для последнего решила взять лексический повтор, как в демоверсии, так как в заданиях прошлого учебного года не указано конкретного средства выразительности (цитата о роли сложных предложений в тексте), а очевидных, систематически повторяющихся тропов мне найти не удалось.

Исходный текст
Исходный текст

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется материнская любовь?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта.

Сочинение 13.3

Материнская любовь — это особое чувство, это любовь, сильнее которой нет в мире. В чём проявляется материнская любовь? Я думаю, это чувство проявляется в заботе о своём ребёнке, в самоотверженности и безграничном понимании. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.

В тексте А.Г. Алексина описаны взаимоотношения первоклассника Толи и его мамы. Мальчик не хотел, чтобы мама провожала его, потому что чувствовал себя взрослым и самостоятельным (предложения 7–9, 16–19). Мама не стала спорить с сыном. Она притворилась, что не пойдёт за ним (11), стыдливо спряталась, чтобы мальчик не злился из-за её опеки (15). Действия мамы Толи говорят о том, что она понимает чувства сына и не хочет его задеть. При этом женщина продолжает беспокоиться о своём ребёнке и не думает о себе.

Похожее отношение матери к сыновьям можно встретить в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Мама Остапа и Андрия больше всего на свете хотела побыть рядом с детьми, которые вернулись домой после долгого отсутствия. Вместе с тем женщина понимала, что ей придётся отпустить любимых сыновей на Сечь, чтобы они закалили характер и возмужали. Трогательная сцена прощания матери с Андрием и Остапом выражает безграничную заботу и понимание, самоотверженность, уважение к интересам детей.

Таким образом, материнская любовь — это самое сильное и бескорыстное чувство на свете. Мама всегда будет любить своих детей, ничего не требуя взамен, всегда поймёт и поддержит их.

Разбор сочинения по этапам
Разбор сочинения по этапам

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: „Не волнуйся! Не волнуйся, мамочка... Всё хорошо!”»

Сочинение 13.2

В тексте А.Г. Алексина говорится о материнской любви, безграничной заботе и понимании. Финал этого текста я понимаю так: Толя повзрослел и осознал, как сильно мама любит его, и в его сердце родилась ответная любовь и нежность к ней. Обратимся к тексту, чтобы доказать эту мысль.

Вначале Толе хотелось казаться самостоятельным. Об этом говорится в предложении 5: «Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду!». Мальчик разозлился на маму, когда она собралась его провожать (предложения 7-10). Мы понимаем, что Толя оттолкнул маму и не оценил её заботу, потому что перед первым учебным днём он хотел вести себя как взрослый.

Однако после того как Толя по-настоящему ощутил ответственность, когда начались уроки, в его поведении многое изменилось. В предложении 26 автор отмечает, что дома «Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой», но в классе он обрадовался, когда учительница посадила его рядом с Черновой. Увидев в окне маму, мальчик заметил, что она мокнет под дождём, и понял, насколько сильно мама любит его и переживает о нём (32-35). Становится ясно, что Толя действительно стал взрослее и ответственнее, ведь ему удалось оценить мамину любовь и заботу.

Таким образом, по-настоящему взрослый человек ценит заботу близких и не отталкивает их, чтобы казаться самостоятельным.

Разбор сочинения по этапам
Разбор сочинения по этапам

13.1 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют лексические повторы?».

Сочинение 13.1

Лексический повтор — это приём намеренного повторения одного и того же слова в одном предложении или в небольшом участке текста. Какую роль в тексте А.Г. Алексина играют лексические повторы? Я думаю, это средство выразительности позволяет автору добиться эффекта простой, разговорной речи и передать сильные чувства персонажей. Обратимся к тексту, чтобы доказать эту мысль.

В предложениях 1–2 встречаются повторы слов «не любил» и конструкции «за то»: «Толя осени не любил. Не любил за то, что опадали листья и "реже солнышко блистало", а больше всего за то, что осенью часто дожди не пускали его на улицу». Благодаря этому повторению кажется, что автор передаёт мысли самого мальчика-первоклассника: немного сбивчивые, включающие одни и те же конструкции.

Другого эффекта достигает автор, используя повторы в предложениях 37–38: «Не волнуйся! Не волнуйся, мамочка...». Двукратное повторение глагола помогает понять, насколько сильные чувства испытывает ребёнок, впервые оказавшийся в классе, привыкающий к школьной жизни, благодарный маме за её заботу и любовь.

Таким образом, лексические повторы в художественном тексте могут выполнять разнообразные функции. С их помощью возможно приблизить письменный текст к разговорной речи, а также передать эмоции героев.

Разбор сочинения по этапам
Разбор сочинения по этапам

-6

📝 Как вам сочинения? Делитесь мыслями в комментариях, буду рада обратной связи!