«Замуж в селах девки не выходили ‒ все они отдали Богу душу…» ‒ так описывал царский чиновник голодуху в одной из губерний Российской империи. И такая мрачная ситуация была в те времена самым обычным явлением…
Детская смертность в царской России
В царской России французскими булками хрустели лишь дворяне и толстосумы. А вот простой люд жил тяжко. Особо мрачная жизнь была у крестьян, которых в Российской империи было примерно 85% населения. Даже после отмены крепостного права, они мерли как мухи от голода и болезней. Об этом свидетельствуют и данные из книги «Смертность и продолжительность жизни в России», автором которой был царский министр внутренних дел Сергей Александрович Новосельский, изданная в 1916 году:
«В конце XIX века в России до 5-летнего возраста доживало всего 550 из 1000 родившихся детей, тогда как в большинстве западноевропейских стран ‒ более 700».
Продолжительность жизни простых людей в те времена в нашей стране редко превышала 30 лет. Не радовала и детская смертность. Так, она превышала в 3-4 раза средний показатель среди ведущих стран Европы. В среднем, ежегодно умирало несколько сотен тысяч детей возрастом до 10 лет. Вот что пишут по этому поводу очевидцы:
«У детей всех возрастов, у которых при любых условиях наблюдается систематический дефицит калорий».
Смертность от болезней также поражала. Так, в 1907 году от эпидемий отдали Богу душу 527 человек на 100 000 населения. Хотя, к примеру, в той же Венгрии этот показатель равнялся 200 человек на 100 000 человек, а в Норвегии лишь 40 человек.
Голод и мор в царской России
Эпидемии в деревнях и селах возникали из-за недоступности медицины, частого голода и отсутствия нормальной гигиены. Вот что пишет по этому поводу один из очевидцев:
«Знаю много случаев, когда по нескольку семей соединялись вместе, выбирали какую-нибудь старуху, сообща снабжали ее последними крохами, отдавали ей детей, а сами брели вдаль, куда глядели глаза, с тоской неизвестности об оставленных ребятах…По мере того, как последние запасы исчезают у населения, ‒ семья за семьей выходит на эту скорбную дорогу… Десятки семей, соединявшиеся стихийно в толпы, которых испуг и отчаяние гнали к большим дорогам, в села и города. Некоторые местные наблюдатели из сельской интеллигенции пытались завести своего рода статистику для учета этого, обратившего всеобщее внимание, явления. Разрезав каравай хлеба на множество мелких частей,‒ наблюдатель сосчитывал эти куски и, подавая их, определял таким образом количество нищих, перебывавших за день. Оказывались цифры, поистине устрашающие… Осень не принесла улучшения, и зима надвигалась среди нового неурожая… Осенью, до начала ссудных выдач, опять целые тучи таких же голодных и таких же испуганных людей выходили из обездоленных деревень…Когда ссуда подходила к концу, нищенство усиливалось среди этих колебаний и становилось все более обычным. Семья, подававшая еще вчера, ‒ сегодня сама выходила с сумой…».
Что пишет Толстой
А теперь, давайте, в качестве примера, обратим свой взор на письмо писателя Льва Толстого, в котором он пишет следующее:
«Нам, взрослым, если мы не сумасшедшие, можно, казалось бы, понять, откуда голод народа. Прежде всего он — и это знает всякий мужик — от:
1) от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом.
2) от фабрик и заводов с теми законами, при которых ограждается капиталист, но не ограждается рабочий.
3) от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками.
4) от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их.
5) от чиновников, угнетающих народ.
6) от податей.
7) от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы».
Вот так «счастливо» жилось простым крестьянам в Российской империи. После прихода к власти большевиков жизнь селян значительно улучшилась.