Весной 2022 года в Узбекистане впервые произвели больше автоединиц машин, нежели в России. И тенденция сохраняется вот уже 2 года – узбекский автопром как собирает ощутимо больше авто, так и продает их гораздо успешней. А учитывая сильный прогресс Казахстана в последнее время, ситуацию по региону я считаю не особо радужной.
«АвтоВАЗ» всё еще именуют самым крупным поставщиком легковых машин в Восточной Европе. Но проблемы, которые постоянно нужно преодолевать этой компании, наносят урон спросу и продажам ее изделий. От нехватки рабочих до конкуренции с Китаем – многое сейчас играет далеко не на руку «АвтоВАЗу».
Чем вызван успех Узбекистана
Многие знают, что автопром критически важен для всей узбекской экономики. Еще в 1992 году тогдашний президент Ислам Каримов катался в Южную Корею и беседовал с боссами Daewoo. Визит вышел настолько удачным, что сразу же в Узбекистане запустили UzDaewooAuto – общее предприятие двух стран.
В середине прошлого десятилетия было несколько лет небольшого упадка. В России и других соседних странах открывались новые заводы, поэтому Узбекистан стал выпускать и продавать немного меньше. Но уже с 2019 года всё наладилось, и объемы снова начали стремительно расти.
При чем здесь Бу Андерссон
Грамотное развитие автопрома на национальном уровне – только полдела. Такой резкий скачок по производству и продажам не был бы возможен без топ-менеджера. И таковым оказался швед Бу Андерссон – он получил должность главы UzAuto Motors летом 2021 года.
Не секрет, что до 2016 Андерссон был боссом «АвтоВАЗа», а еще раньше – руководил «Группой ГАЗ». Теперь он здорово имплементирует свой опыт в Узбекистане. Благодаря умному управлению шведа местная автопромышленность сейчас добирается до небывалых высот.
Для того, чтобы вы наглядно могли во всем убедиться, предлагаю сравнить АвтоВАЗ и UzAuto Motors.
Сколько выпускает «АвтоВАЗ»
За первое полугодие 2024 «АвтоВАЗ» сумел превзойти цифры Узбекистана, выпустив целых 236 тыс. машин. При этом почти половину – 111 тыс. – составили авто марки LADA Granta. Недалеко расположилась и LADA Vesta с 68 тыс. единиц.
Прирост по сравнению с началом 2023 просто гигантский – целых 73%. Очевидно, что «АвтоВАЗ» наконец выбирается из кризиса, спровоцированного рядом всем известных факторов. Но сможет ли предприятие вернуть «золотые времена» – только время покажет.
Тем более, что ситуация с продажами у «АвтоВАЗа» – не самая утешительная. За первое полугодие было продано 218 тыс. единиц. Да, это на 51% больше, чем в 2023 году. Но давайте вспомним о 560 тыс., проданных за тот же период в Узбекистане, и просто сопоставим цифры.
Почему упал спрос на машины «АвтоВАЗа»
По свежей статистике за июль нынешнего года, спрос на флагманскую Vesta упал на целых 33%. А общий план компании по продажам не был выполнен – осталось 6% дефицита. Само предприятие называет 2 основных причины низкого спроса:
- около 85% машин в России покупаются в кредит, а кредиты в последнее время стали менее доступны гражданам;
- повысилась конкуренция со стороны китайских производителей – финансово они занимают около 90% российского рынка.
Также могу от себя добавить еще пару причин рыночных неудач «АвтоВАЗа». Во-первых, сильный эффект произвели прошлогодние новости о том, что на заводах LADA теперь будут работать гастарбайтеры из того же Узбекистана. Они восполнят нехватку рабочих с российским паспортом.
Многие покупатели всерьез обеспокоены тем, что качество производства упадет – ведь квалифицированные мастера своего дела заняты в автопроме самого Узбекистана и не поедут в Россию.
А во-вторых, есть проблема с оснащением. Ввиду упомянутой выше конкуренции с Китаем «АвтоВАЗу» приходится выпускать всё больше авто в минимальной комплектации. Это ощутимо «бьет» по маржинальности.
Как показывает статистика, в 2024 году «АвтоВАЗ» выпускает гораздо больше единиц техники, чем в 2023. Но этот огромный рост пока не очень сильно отражается на продажах. Компания терпит убытки из-за влияния конкурентов и других сопутствующих факторов.
И если честно – внешняя экономическая ситуация вряд ли сможет сильно помочь «АвтоВАЗу». Видимо, пришло время что-то менять в самом производстве, чтобы выиграть конкуренцию у Китая и снова превзойти по продажам Узбекистан.
Сколько машин выпускают в Узбекистане
Узбекский автопром бурно развивается, производство растет. Общее число машин, выпущенных в стране за 2023 год, составило 355 тыс. единиц. По сравнению со 2022 прирост – почти 26%.
Теперь – расскажу о ситуации за 2024 год. Согласно официальным цифрам из Агентства по статистике, за первое полугодие произвели 177,4 тыс. автомобилей. Это на 6% превосходит первые 6 месяцев 2023. При этом на долю UzAuto Motors, возглавляемой Бу Андерссоном, пришлось 153 тыс. единиц. По маркам лидируют:
- Cobalt – 73 тыс. единиц;
- Damas – 39 тыс.
Случился прирост и в производстве специализированных легковых авто. Узбекистан выпустил почти 13 тыс. таких машин за первое полугодие – на 11% больше аналогичного периода прошлого года.
А что с продажами
Бывший руководитель АвтоВАЗа смог нарастить выпуск машин на заводе в Узбекистане и спрос на узбекские машины просто огромный – об этом свидетельствует и выход на новые рынки.
Так, недавно стало известно, что UzAuto Motors будет продавать свои автомобили Cobalt в Монголии. А общий объем продаж за первые 6 месяцев текущего года составил 580 тыс. единиц. Это немного меньше, чем в прошлом году, но при этом сильно выше продаж компании «АвтоВАЗ».
И еще показательная статистика. Весной нынешнего года UzAuto Motors выставил на онлайн-продажу больше 42 тыс. моделей Damas и Labo LB2. Они разлетелись как горячие пирожки – все были законтрактованы в течение 1 часа.