Найти в Дзене
Былое и настоящее

"При царе был богат и знаменит, а в СССР рисковал умереть от голода". Что стало с пионером российского кино Александром Ханжонковым?

Оглавление

Отставной казак, ветеран русско-японской войны, азартный предприниматель и талантливый продюсер — таким удивительным человеком был один из основателей российского кинематографа Александр Ханжонков.

Как он впечатлил самого императора Николая Второго, удивил своими фильмами всю Россию и открыл миру новых звезд, но лишился большого состояния и дела всей жизни в СССР? И почему после эмиграции Ханжонков решил вернуться в Советский Союз?

Роскошный подарок царя

26 октября 1911 года вся императорская семья собралась в ливадийском дворце, чтобы посмотреть "Оборону Севастополя" — первый в истории России полнометражный фильм. Режиссер, сценарист и продюсер картины Александр Ханжонков перед премьерой несказанно волновался, ведь для создания ленты ему пришлось заручиться Высочайшей поддержкой.

Такого масштаба кинопроизводство в России еще не знало. Почти двухчасовой, непривычно долгий для своего времени, фильм впервые в мире снимали двумя камерами с разных точек одновременно. В качестве массовки в съемках были задействованы части Русской императорской армии.

Режиссерам Ханжонкову и Гончарову даже разрешили потопить корабль в Севастопольской бухте!

Ненастоящий, правда. Роль парусного линейного корабля "исполнила" подводная лодка, погрузившаяся под воду вместе с надстроенными деревянными декорациями.

Александр Ханжонков в молодости. Фото в свободном доступе.
Александр Ханжонков в молодости. Фото в свободном доступе.

Лента, насыщенная батальными сценами, поразила собравшихся. Особенно зрителей впечатлил финал фильма, когда на экране появились пожилые участники тех событий — ветераны Крымской войны. Зал разразился бурными аплодисментами.

Говорят, восхищенный фильмом Николай Второй после премьеры лично отблагодарил Александра Ханжонкова и вручил ему бриллиантовый перстень со своей руки. Так кинокомпания "Ханжонков и Ко" одержала первую большую победу в схватке за сердца зрителей.

А потом "Оборона Севастополя" обошла кинотеатры не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и многих других городов России. Всюду первый отечественный полнометражный фильм встречали с огромным интересом.

Ханжонкову удалось не только отбить гигантский по тем временам бюджет картины (40 тысяч рублей золотом), но и заработать деньги для других проектов.

Большой международный успех

Многое из того, что задумывал Александр Ханжонков, воплощалось на российском экране впервые. Пионер синема мыслил нестандартно и находил выход из любых творческих тупиков.

К примеру, он столкнутся с характерной для раннего кинематографа проблемой: звезды театра смотрели на новый вид искусства свысока и не горели желанием сниматься.

Что придумал "отец" русского кино? Решил делать звезд сам! Предприниматель сделал на ставку на молодых, еще не самых известных, но талантливых актеров, и стал снимать их в своих картинах. После многочисленных прокатов их имена знала уже вся страна.

Так стали звездами первой величины Иван Мозжухин, Витольд Полонский, Вера Холодная.

Александр Ханжонков одним из первых стал "раскручивать" своих звезд. Его компания издавала журнал "Вестник кинематографии", на страницах которого пытливый читатель мог ознакомиться не только с новостями из мира кино, но и узнать кое-что из личной жизни звезд экрана.

Один из основателей российской мультипликации Владислав Старевич состоялся благодаря Ханжонкову. Фото в свободном доступе.
Один из основателей российской мультипликации Владислав Старевич состоялся благодаря Ханжонкову. Фото в свободном доступе.

А еще бизнесмен внес огромный вклад в развитие мультипликации. Именно он открыл миру режиссера Владислава Старевича, снявшего первые коммерческие мультфильмы.

Ханжонков разглядел талант фотографа-самоучки, мастерски создававшего неотличимые от реальных макеты жуков, предоставил ему студию и полную творческую свободу.

В 1912 году Старевич снял серию фильмов в технике трехмерной кукольной анимации, героями которых стали насекомые. Наибольшего успеха достигла лента "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами".

Можете себе представить изумление неискушенного спецэффектами зрителя, когда он лицезрел на экране лихо дерущихся врукопашную кукольных жуков?

Метод покадровой съемки подобных картин еще не был известен широким массам, из-за чего у смотревших складывалось впечатление, что режиссер выдрессировал жучков до совершенства. Фильмы Владислава Старевича с грандиозным успехом прошли не только в нашей стране, но и на Западе.

Если раньше Россия только закупала новенькие картины за границей, то благодаря Старевичу и поверившему в него Ханжонкову отечественные фильмы впервые пробились в зарубежный кинопрокат. Что это, если не триумф?

Золотой век киноимперии Ханжонкова

В последние мирные годы Российской империи кинокомпания Александра Ханжонкова достигла своего расцвета. Оборотный капитал фирмы оценивался в гигантские для индустрии того времени 2 миллиона рублей.

Предприниматель открыл самый большой кинотеатр в России, на его фабрике снимался каждый второй фильм в стране.

На производстве художественных картин Ханжонков зарабатывал так много, что решил заняться просветительским кино, почти не приносящим дохода. Научно-популярные документальные фильмы о технических средствах, природных явлениях, организме человека учащиеся могли посмотреть в кинотеатрах Ханжонкова бесплатно.

Но счастье длилось недолго. После 1914 года ханжонковская киноимперия начала рушиться на глазах. И дело не только в начавшемся кризисе из-за Первой Мировой войны. С разницей в 1 год ушли из жизни лучшие режиссеры Ханжонкова Василий Гончаров и Евгений Бауэр.

Кинофабрика Ханжонкова в Замоскворечье в начале XX века. Фото в свободном доступе.
Кинофабрика Ханжонкова в Замоскворечье в начале XX века. Фото в свободном доступе.

Основатель крупнейшей российской кинокомпании потерял и своих главных звезд: конкуренты торопились "ковать железо, пока горячо" и переманили актеров высокими гонорарами.

К навалившимся трудностям добавилась болезнь, приковавшая кинофабриканта к инвалидному креслу.

Изучая биографию Александра Ханжонкова, сложно не восхищаться его личными качествами и железной волей. Он рисковал, вкладывая большие средства в задуманные проекты, не боялся доверять едва знакомым людям и всегда оставался честным предпринимателем.

Ханжонков заработал столько, что мог покинуть охваченную Гражданской войной Россию и безбедно встретить старость в теплых краях. Вместо этого он продолжал работать, желая сделать родную страну лучше. Предприниматель в 1917 году перебрался в Ялту, где начал строительство новой кинофабрики с прицелом на круглогодичную работу.

Однако, его амбициозные мечты о "Русском Голливуде" на живописном берегу Черного моря разбились о новую реальность. В 1920 году советская власть национализировала производство Ханжонкова: его московское предприятие стало 1-й фабрикой Госкино, а крымская кинофабрика — хорошо известной в СССР Ялтинской киностудией. Так Александр Ханжонков лишился дела всей жизни и остался ни с чем.

Почему вернулся в Советский Союз?

Жене обедневшего киномагната Антонине Николаевне вместе с двумя детьми чудом удалось прорваться через полстраны в Ялту. Поздней осенью 1920 года Ханжонковы выехали из Крыма в Константинополь, после чего осели в Австрии. Александр Алексеевич продолжал трудиться в знакомой сфере, но сильно тосковал по прежней масштабной работе.

В 1922 году ему пришло письмо из Советской России. Сам нарком просвещения Анатолий Луначарский звал Ханжонкова на Родину, чтобы помочь молодой республике наладить кинопроизводство. Он согласился.

Советская Россия тепло приняла Александра Ханжонкова. В 1924 году он стал директором кинокомпании "Пролеткино" и с былым энтузиазмом приступил к работе. Под руководством опытного специалиста фабрика в первый же год на треть перевыполнила план по выпуску новых фильмов и готовилась к прокату своих картин за рубежом.

Но выходец из дворянского сословия недолго руководил советской кинофабрикой. В 1926 году Ханжонкова арестовали по обвинению в растратах, бесхозяйственности и злоупотреблении служебным положением. И хотя вину бывшего директора доказать не удалось, Ханжонкова сняли со всех занимаемых постов и запретили работать в кинематографе.

Александр Ханжонков в преклонном возрасте. Фото в свободном доступе.
Александр Ханжонков в преклонном возрасте. Фото в свободном доступе.

От такого удара он больше не оправился. В последние годы жизни Александр Алексеевич вместе со своей второй женой Верой Поповой ютился в ялтинской коммуналке и едва сводил концы с концами.

От голодной смерти его спасло неожиданно пришедшее признание: в 1934 году в честь юбилея советского кинематографа о Ханжонкове вдруг вспомнили и назначили пионеру синема персональную пенсию в 350 рублей.

В 1937 году он написал отцензуренные, но все равно интересные мемуары "Первые годы русской кинематографии". Александр Алексеевич Ханжонков оставался в Ялте в годы Великой Отечественной войны, пережил оккупацию и дождался Победы. Одного из основателей российского кинематографа не стало 26 сентября 1945 года.

Не стоит думать, что потомки забыли Ханжонкова. Памятники одному из основателей российского кинематографа установлены на его малой родине в Макеевке, в Ростове-на-Дону, где Ханжонков провел юные годы. И, конечно, в Ялте, которой он подарил знаменитую киностудию. Важно помнить человека, сделавшего наше кино великим.

Подпишись на канал "Былое и настоящее".