Найти в Дзене

Как учить ребёнка с недоразвитием речи задавать вопросы к отдельным словам

Оглавление

Приходится довольно долго работать над умением детей с общим недоразвитием речи отвечать на вопросы. Ещё труднее научить ребёнка задавать их самостоятельно. Порой разные упражнения с одними и теми же вопросами выполняем около месяца.

Не так давно мы обсуждали, как учить детей с 4-м уровнем недоразвития речи задавать вопросы Кого? Кто? Что? по картинкам.

Сейчас рассмотрим задание, которое постепенно подводит к пониманию значения падежных вопросов существительных. Разберёмся, кого любит утка и кто любит утят.

Первый вариант работы с вопросами Кого? Кто?

Утка с утятами
Утка с утятами

По картинке вспоминаем с ребёнком, как называются птенцы утки. Обсуждаем, что мамы любят своих детей, а каждый ребёнок любит свою маму. Потом последовательно выкладываем на стол карточки и задаём вопросы:

🔸Кого любит утка?

🔹Утят.

🔸Кто любит утят?

🔹Утка.

Это облегчённый вариант работы, так сказать, вводный. Если ребёнок хорошо справляется с ответами на вопросы, имея перед глазами картинку и текст на карточках, переходим к более сложному этапу работы.

Второй вариант работы с вопросами Кого? Кто?

Те же утка и утята.
Те же утка и утята.

Теперь прячем картинку или переворачиваем её лицевой стороной вниз. Начинаем задавать вопросы в высоком темпе, без опоры на карточки. Просим ребёнка отвечать как можно быстрее.

🔸Кого любят утята?

🔹Утку.

🔸Кого любит утка?

🔹Утят.

🔸Кто любит утку?

🔹Утята.

🔸Кто любит утят?

🔹Утка.

Имейте в виду, что на скорости заданные вопросы могут запутать даже взрослого, уж очень фонетически близки слова "утка" и "утята".

Ребёнок ни разу не сбился, не запутался, ему не нужны были подсказки?

Тогда предлагаем ему задать эти вопросы нам, пусть попробует. В этом случае карточки со словами и картинку снова выкладываем на стол.

Всё получилось и наша помощь не понадобилась?

Значит можно смело переходить к заданию, ссылка на которое дана во втором абзаце статьи.

Всем успехов в развитии речи!