Приходится довольно долго работать над умением детей с общим недоразвитием речи отвечать на вопросы. Ещё труднее научить ребёнка задавать их самостоятельно. Порой разные упражнения с одними и теми же вопросами выполняем около месяца.
Не так давно мы обсуждали, как учить детей с 4-м уровнем недоразвития речи задавать вопросы Кого? Кто? Что? по картинкам.
Сейчас рассмотрим задание, которое постепенно подводит к пониманию значения падежных вопросов существительных. Разберёмся, кого любит утка и кто любит утят.
Первый вариант работы с вопросами Кого? Кто?
По картинке вспоминаем с ребёнком, как называются птенцы утки. Обсуждаем, что мамы любят своих детей, а каждый ребёнок любит свою маму. Потом последовательно выкладываем на стол карточки и задаём вопросы:
🔸Кого любит утка?
🔹Утят.
🔸Кто любит утят?
🔹Утка.
Это облегчённый вариант работы, так сказать, вводный. Если ребёнок хорошо справляется с ответами на вопросы, имея перед глазами картинку и текст на карточках, переходим к более сложному этапу работы.
Второй вариант работы с вопросами Кого? Кто?
Теперь прячем картинку или переворачиваем её лицевой стороной вниз. Начинаем задавать вопросы в высоком темпе, без опоры на карточки. Просим ребёнка отвечать как можно быстрее.
🔸Кого любят утята?
🔹Утку.
🔸Кого любит утка?
🔹Утят.
🔸Кто любит утку?
🔹Утята.
🔸Кто любит утят?
🔹Утка.
Имейте в виду, что на скорости заданные вопросы могут запутать даже взрослого, уж очень фонетически близки слова "утка" и "утята".
Ребёнок ни разу не сбился, не запутался, ему не нужны были подсказки?
Тогда предлагаем ему задать эти вопросы нам, пусть попробует. В этом случае карточки со словами и картинку снова выкладываем на стол.
Всё получилось и наша помощь не понадобилась?
Значит можно смело переходить к заданию, ссылка на которое дана во втором абзаце статьи.
Всем успехов в развитии речи!