Найти в Дзене
Стервочка на пенсии

Одеть мисс Беннет, и не только...

Начало серии Продолжение На полвека женщины избавились от жесткой корсетной утяжки, деформировавшей грудную клетку и смещавшей внутренние органы с положенных им мест. Эта сверкающая красота в доспехах - свадебное платье Эдвидж Элизабет Шарлотты Гольштейн-Готторпской, жены принца Карла и невестки короля Швеции Густава III, 1774 год. Хранится и выставляется в экспозиции Стокгольмской Королевской оружейной палаты. Источник: Guardian Стало в 1800-1810 гг. Листайте Перед вами конструктор, представляющий процесс одевания платья того периода. Всё по-прежнему держалось на булавках, которые крепились к короткому и облегченному корсету, предназначенному для поддержки груди и самого платья ( он перевязан лентой). По боковым швам платье разделялось на две "семядоли". Сначала руки просовывались в очень узкие рукава, потом служанка прикалывала спинку без единой морщинки к корсету, и только затем крепила к нему же переднюю. Все "швы" прятались под рукой. Передняя полочка пока просто откинута вниз.
Оглавление

Начало серии

Продолжение

Глядя на героинь известной экранизации, хочется петь оды тем, кто открыл дорогу моде "а-ля-грек" в Европе.

На полвека женщины избавились от жесткой корсетной утяжки, деформировавшей грудную клетку и смещавшей внутренние органы с положенных им мест.

Было в 1774 году и ещё 10 лет.

Эта сверкающая красота в доспехах - свадебное платье Эдвидж Элизабет Шарлотты Гольштейн-Готторпской, жены принца Карла и невестки короля Швеции Густава III, 1774 год.

Хранится и выставляется в экспозиции Стокгольмской Королевской оружейной палаты. Источник: Guardian

Стало в 1800-1810 гг. Листайте

Неожиданно, правда? Какие тайны открыл для нас музей в Канберре...

Перед вами конструктор, представляющий процесс одевания платья того периода. Всё по-прежнему держалось на булавках, которые крепились к короткому и облегченному корсету, предназначенному для поддержки груди и самого платья ( он перевязан лентой). По боковым швам платье разделялось на две "семядоли".

Сначала руки просовывались в очень узкие рукава, потом служанка прикалывала спинку без единой морщинки к корсету, и только затем крепила к нему же переднюю. Все "швы" прятались под рукой. Передняя полочка пока просто откинута вниз. Узкие рукава опускались очень низко, часто до первых фаланг пальцев, и в женском костюме и в мужском, чуть расширяясь книзу. "Спустя рукава" не поработаешь.

Это лишний раз подчёркивало отличия белоручек из среднего и высшего класса. В таком положении даже писать сложно, не говоря о самых простых действиях пальцами. А сколько белоснежных манжет, испачканных чернилами, отстирывали прачки, не поддаётся исчислению.

Глядя на девиц и дам в этом и подобных сериалах нам кажется, что то, что на них надето - это практически современное платье, мало чем отличающееся от современных. Как же мы заблуждались. В них куда больше от нарядов прошлого, чем дыхания современности. Возможно, что художник по костюмам облегчил работу гримёрам, сшив платья, близкие по духу той эпохе, но с современными потайными молниями.

Так что горничной сестрёнок Беннет (и всех остальных дам - тоже) нужно было немало постараться, чтобы тщательно одеть свою хозяйку. А платья меняли по четыре-пять раз на день.

Давайте проследим этапы одевания:

Первый слой - нижняя рубашка из хлопка или тонкого льна (никаких панталон ещё нет в тихом Меритоне и Лонгборне). Просторная и объёмная, по горловине они часто украшалась кружевами, воланчиками, рюшами и однотонной вышивкой.

Второй слой - нижняя юбка на завязках или костяных пуговицах. Летом она могла быть из легкой ткани, зимой - теплой.

Третий слой - корсет. К нему буквально прикалывали булавками верхнее платье так, чтобы ни одна деталь не сдвинулась с места. Женщина двигалась порой весьма активно и такого конфуза было необходимо избежать. Поправлять что бы то ни было в гардеробе прилюдно - невероятный конфуз. (Помните соскользнувшую с плеча бретельку бюстгальтера в самый ответственный момент?)

Четвертый слой - непосредственно платье из плотного шелка. Если платье бальное или летнее, муслиновое или батистовое (из легко драпирующихся прозрачных и тонких тканей), то поверх корсета надевалось еще одно платье из более легкой хлопковой ткани, предназначенное для защиты нежного шелка от корсета, сокрытия корсета и создания многослойной драпировки.

Пятый слой - косыночка-фишю из тонкого кружева или белоснежного батиста, украшенного вышивкой в тон. Она целомудренно украсит зону декольте юной леди.

-3

Вот такая вот "капустка". И всё равно одежд куда меньше, чем 20 лет назад и дышится куда свободнее, и печень на месте. Стоит только вспомнить фижмы на свадебном платье шведской принцесс, как представляешь, какими должны быть двери в домах и как грациозно дамы проскальзывали в дверные проёмы. "Левое плечо вперёд, правое плечо вперёд, главное - не застрять и не перепутать".

Хотя в Британии и средней полосе России в начале 19 века климат мало походил на греческий, мода античности вместе с мифологией активно продвигалась в высших кругах Европы. Нежные трепетные и почти прозрачные ткани облегали стройные (и не совсем стройные) станы мисс и миссис свободными струящимися потоками, отлично маскируя животики, пышные бедра и не всегда тонкие талии.

Округлые полные изящные руки - одно из требований моды. Как такового рукавчика у бальных и выходных платьев почти нет, так, одна изящная видимость, так что ручку нужно демонстрировать. Однако в повседневной одежде длинный рукав присутствовал, давая своей обладательнице возможность согреться зимой и защитить кожу от загара летом. В холодное время года невесомые батист и муслин сменяли плотная шерсть, шелк, бархат и сукно. Внешняя простота женского костюма компенсировалась его цветами, плотностью, фактурой ткани, драпировками и декором. Листайте подборку ...

И разумеется, перчатки.

На прогулке - легкие и тонкие кружевные летние, или теплые кожаные или вязаные зимние, они защищали нежную кожу рук и не давали возможности случайного телесного контакта с лицами противоположного пола. На балах длинные перчатки для дам и обычные белые - для джентльменов, было обязательным!

Танцы, рукопожатия, прикосновения, как бы чего не вышло! Человек имеет привычку потеть, а трогать пальчиками потную мужскую руку - бррр. Перчатки пачкались, лопались, просто рвались в толкотне и давке общественных балов, так что следовало в ридикюле иметь запасную пару.

Увы, в знаменитой и обожаемой зрительницами всего мира экранизации 1995 года все мужчины БЕЗ перчаток.

Что это было, игра на контрасте нежных женских рук, затянутых в длинные, выше локтя, белоснежные перчатки и крепких мужественных дланей или банальная экономия - Бог весть. Но в глаза бросается.

Отголоски малого пессимума, похолодания по-русски, еще отзывались крепкими морозами по всему Северному полушарию. Единственное, что оставалось неизменным в меняющемся мире - это мода!

Лёд был крепок, вере - пронизывающ, ткани нежны и тонки, в бальных залах душно и жарко от горящих свечей, духов и начищенных ваксой сапог и туфель. Отопления в каретах, ожидающих хозяев с бала, было не предусмотрено. Под такой наряд тёплую шерстяную юбчонку не подденешь. Так что малейшего сквозняка хватало нежным леди и барышням, чтобы подхватить пневмонию.

Лечить её не умели, антибиотики отсутствовали как класс. И гибли красавицы во цвете лет от нежной красоты, когда их сверстники гибли на море и в сражениях на суше.

Так что как ни крути, а мода была безжалостна к женскому здоровью. Как здорово, что сейчас мы лишены её жёсткого диктата и можем носить то, что нам нравится без угрозы стать изгоем общества.

А шил-то кто всю эту красоту? А об этом - в другой раз.

Подписываясь, не отписывайтесь, я старалась, чтобы здесь было интересно!

Продолжение серии

Мои дорогие читатели, так как Дзен авторам платить перестал, прошу поддержать автора донатом. Можно на карту Сбера 2202 2069 0751 7861. Или для продвинутых:

Сбор денег и приём платежей — коллективный сбор в ЮMoney