Транспортный коридор «Россия» протяженностью около 10 тыс. км призван связать Балтику с побережьем Тихого океана, Санкт-Петербург с Владивостоком. По словам президента страны Владимира Путина, реализация данного проекта позволит увеличить объемы грузоперевозок и поспособствует развитию внутреннего туризма. Об этом глава государства заявил на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в сентябре 2024-го, подчеркнув, что формирование нового маршрута происходит поэтапно.
В прошлом году была открыта скоростная автомагистраль между Москвой и Казанью, которую в ближайшие месяцы доведут до Екатеринбурга, а затем и до Тюмени. Она и станет основой транснационального коридора «Россия», расширение которого намерены завершить к концу десятилетия.
От Петербурга до российской столицы он будет проходить по М-11 «Нева» (напомним, дорогу в обход Твери открыли в 2024 г., что позволило соединить скоростную трассу между Питером и Москвой в одном уровне), и далее по М-12 «Восток». Благодаря запуску последней, как отмечается, в два раза сократилось время в пути от Москвы до Владимира, Нижнего Новгорода, Суздаля, Арзамаса и Казани — популярных туристических направлений.
Что касается маршрута от Тюмени до Приморья, то он пройдет через Омск, Новосибирск, Кемерово, Иркутск, Читу, Благовещенск и Хабаровск (также предусмотрены ответвления на Казахстан, Монголию, КНР и КНДР). Основной маршрут будет пролегать в стороне от упомянутых городов, поэтому на данном направлении, как рассказал Владимир Путин на ВЭФ-2024, планируется строительство скоростных магистралей в обход Канска, Кемерово, Омска и Новосибирска.
Что касается последнего, то в ФКУ «Сибуправтодор» подтвердили, что строящийся ныне Восточный обход станет частью единого транспортного коридора «Россия». Дорогу в районе областной столицы будут вводить в четыре этапа. Первый (20 км) завершат в 2026 году, потратив в общей сложности 13 млрд руб. В данный момент работы на 10-километровом участке от Гусинобродского тракта до развязки у села Новолуговое вышли на финишную прямую. Здесь уже возвели три путепровода и мостовой переход протяженностью 365 м. Движение на данном отрезке обещают запустить в текущем году.
На южном участке I этапа продолжается возведение 677-метрового перехода через Иню и путепровода в составе транспортной развязки на пересечении с автодорогой Академгородок – Кольцово. Параллельно ведутся проектно-изыскательские работы на следующие стадии. Суммарная протяженность Восточного обхода Новосибирска составит около 84 км. В рамках второго этапа трассу от Гусинобродского шоссе доведут до Северного объезда (14 км) — предстоит построить девять искусственных сооружений суммарной длиной 1,2 км.
Третий этап — с 34-го по 49-й км, где необходимо возвести одиннадцать мостов и две транспортные развязки. Его оценивают в 22 млрд руб. Соответствующие документы должны поступить на рассмотрение в профильное учреждение до конца этого года. Непосредственно к работам на участке планируют приступить в 2026-м. На четвертом этапе обход соединят с Чуйским трактом южнее Искитима.
Руководитель филиала ООО «Байкал-Сервис ТК» в Новосибирске Алексей Шкильнюк:
— В проект Восточного обхода заложена давно существующая сакральная идея: разгрузить Новосибирск от транзитного транспорта и освободить город от пробок. Так как уже есть Северный объезд и отстроена часть Южного, на заключительной стадии за Новосибирском их необходимо соединить в одну продолжающуюся далее дорогу. В полезности и нужности этого строительства сомневаться не приходиться, но вопрос, как завершение этого проекта повлияет на городские пробки, пока остается открытым. Местные эксперты точных цифр дать не могут, потому что точечная застройка городских районов жилыми домами не только не заканчивается, но с каждым годом лишь множится.
Напомним, официально старт этому проекту дали еще в 2013 году. Однако, по ряду причин, включая проблемы с финансированием и подрядной организацией, стройка сильно затянулась. В полной мере завершить ее планируют к 2030 году. Восточный обход позволит воедино связать федеральные трассы Р-254 «Иртыш», Р-255 «Сибирь», Р-256 «Чуйский тракт», а также Гусинобродское шоссе и перспективный Южный транзит.
В статье использованы изображения с сайтов Федерального дорожного агентства (Росавтодор) / rosavtodor.gov.ru, Информационно-аналитического портала о дорогах России roads.ru и sibposelki.ru