Осень. Школьники вернулись за парты, но с одним "маленьким" ограничением — в некоторых школах им больше нельзя приносить телефоны. Взрослые застыли в раздумьях: "Как же теперь позвонить, если вдруг случится что-то срочное?" Но вот что говорит западный эксперт, который развеял некоторые мифы о смартфонах и их необходимости в школе.
"Безопасность — миф!" — заявляет эксперт из США. Исследования показывают, что школьники, скорее всего, не станут пользоваться своими гаджетами для собственной безопасности, но будут с головой погружены в мир мемов, видео и бесконечных уведомлений.
В исследовании Common Sense Media за 2023 год говорится, что 97% детей в возрасте от 11 до 17 лет используют смартфоны прямо на уроках. Причем не для глубоких мыслей, а для того, чтобы проверить, не случился ли в их жизни очередной "лайковый апокалипсис". Среднее время такого "учебного процесса" — 43 минуты за день. И пока они обновляют свою ленту, игры во дворе или беседы с друзьями превращаются в исчезающие традиции, что крайне беспокоит педагогов и психологов.
Зависимость от смартфонов — реальная проблема, о которой пишет социальный психолог Джонатан Хайдт в своей книге "Тревожное поколение". Он утверждает, что самая важная вещь, которой должны заниматься дети — это играть. Но не в мобильные игры, а друг с другом, где вместо кликов они учатся взаимодействию, решению проблем и осваивают социальные навыки. Потому что лайками в реальной жизни проблемы не решить, увы.
Как смартфоны влияют на детей? Тут тоже не без сюрпризов. Согласно опросу Pew Research Center, 72% учителей назвали смартфоны главной проблемой, отвлекающей школьников на уроках. И здесь есть важный нюанс: человеческий мозг не создан для многозадачности, о чем напоминает Кара Алаймо, профессор коммуникаций из Университета Фэрли Дикинсон. Если ученик пытается одновременно учиться и обновлять TikTok — учеба явно проигрывает. Результат? Рекордно низкие баллы по тестам ACT в США за последние 30 лет.
О мифах безопасности. Многие родители верят, что телефон — это гарантия, что ребенок всегда будет на связи и под контролем. Но Алаймо уверена: если произойдет что-то экстренное, телефон не сделает ребенка умнее или внимательнее. Более того, увлеченный экраном школьник может просто не заметить важных инструкций в случае опасности. "Какой уж тут телефон, когда переходят улицу, не поднимая глаз от экрана", — шутит эксперт. Особенно опасно, если речь идет о чрезвычайных ситуациях, когда дети должны сосредоточиться на инструкциях, а не на экране телефона.
К тому же, если говорить о безопасности в интернете, то ситуация совсем не радужная. Исследование организации Thorn в 2024 году показало, что 59% молодежи столкнулись с неприятными и опасными ситуациями в сети. Каждый третий несовершеннолетний вступал в контакт с кем-то, кого они считали взрослым. Так что интернет — это далеко не безопасное место для подростков.
Так нужны ли школьникам смартфоны? Вероятно, они отвлекают больше, чем помогают, и вместо реальных навыков общения и безопасности, дети теряются в виртуальных мирах и мемах. Может, на время уроков всё-таки стоит оставить гаджеты за пределами класса?