Найти тему
Maksimus Praim- history

12 сентября 1741 года произошло Андалальское сражение: правда о разгроме Надир-шаха

До прихода Надир-шаха Андалал был независимым и самодостаточным государством. Андалалцы поддерживали дружеские отношения с Казикумухом, который предоставил им независимость после принятия ислама. Шамхал пытался ограничить свободу Андалала, назначая своих представителей и называя общество своим именем. Андалалцы выплачивали дань Шамхалу, но стремились сохранить свою свободу дипломатическим путём. Они готовились к войне, укрепляя оборону и обучая воинов на случай вторжения казикумухцев.

Надир-шах в живописи
Надир-шах в живописи

Угроза, казалось, миновала после ухода Шамхальства на равнину в Тарки, но вскоре Чулак-Сурхай пришёл к власти и начал анти-иранскую войну в 1707 году, якобы для изгнания иранцев из южного Дагестана и Ширвана, а на самом деле стремясь захватить земли. В 1712 году во время осады Шемахи он объявил себя ханом, нарушив казикумухскую конституцию.

После того как Сурхай провозгласил себя ханом, многие воины покинули его армию, и осада Шемахи провалилась. Воины не желали проливать свою кровь против шаха за хана, поскольку больше не видели разницы между ними. Тем не менее Сурхаю удалось убедить, запугать или заставить некоторых из них остаться.

Если взглянуть на карту Кавказа 1721 года, становится ясно, что Казикумухское ханство значительно расширилось. Сурхай-хан победил Иран, который в то время переживал кризис, и стал сильнейшим правителем не только в Дагестане, но и на всём Кавказе. Его опасались Шамхал Тарковский, цари Кахетии и Картии, и только Нуцал Аварии был в безопасности от него, так как Сурхай был женат на его сестре.

-2

В это время в Андалале происходят события. Сурхай-хан уже объединил все свободные общества южного Дагестана, и его владения охватывают юг, включая Ширван. Однако на севере его власть не распространяется, потому что там находится Андалал со своей столицей Согратлем. Андалальцы поддерживают дружеские отношения с ханом, но сохраняют осторожность и избегают вступать с ним в союзнические отношения, чтобы не быть воспринятыми как подчинённые. Такая же политика проводится и с Нуцалом Хунзаха. Андалал — независимое, образованное и самодостаточное общество, которое встречает начало войны с Ираном в 1734 году.

Сурхай-хан
Сурхай-хан

Начало конфликта

Амбиции Чулак-Сурхая не имели границ. В 1721 году во время захвата Шемахи он ограбил русских купцов, что стало причиной начала Персидского похода со стороны Петра I. Узнав о мощи Петра, Сурхай быстро перешёл в подданство Турции. После заключения Стамбульского мирного договора в 1724 году он оказался под влиянием Османской империи, но усиление Ирана и победы Надира над афганцами в 1729 году и турками в 1730–1733 годах оставили его без покровителя. Поэтому Сурхаю пришлось столкнуться с Надир-шахом. На требования последнего уйти с земель Ширвана Сурхай ответил убийством послов, что было недопустимым поступком, так как послы неприкосновенны. Из этого можно сделать вывод, что именно Сурхай спровоцировал ухудшение дагестано-иранских отношений.

Во-первых, Сурхай захватил территории, которые ранее принадлежали Ирану (Ширван). Во-вторых, он убил послов, отправленных на переговоры. Это вынудило Иран начать войну. В результате Сурхай потерпел поражение, потерял Ширван и Южный Дагестан, а также был вынужден отступить в Аварию.

Сурхай и его сын Муртазали проявили мужество, защищая своё ханство и независимость, однако их действия не привели к свободе.

В Андалале феодальные правители, такие как ханы, нуцалы, султаны и беки, не пользовались популярностью, так как монархия не соответствовала их представлениям о свободе. Местная община предпочитала ограниченную выборную власть кадия, считая её проявлением народного правления.

Поэтому андалалцы отказались поддержать призывы Сурхай-хана противостоять иранской агрессии, как в первом и втором походах, так и в 1741 году, когда им угрожал Надир-шах, покоритель Индии, Афганистана и Центральной Азии. Они не хотели оказаться под властью какого-либо феодала, будь то Казикумухский хан, Кайтагский уцмий или Аварский нуцал.

Понимание свободы

Теперь поговорим о том, как понимали свободу в феодальных владениях и вольных обществах. Хотя дагестанские феодалы до прихода русских не были деспотами (как утверждают некоторые историки), их власть всё равно отличалась от понимания свободы в вольных обществах, особенно в Андалале. Здесь народ не хотел признавать власть ханов и воспринимал их как обычных граждан.

После того как Надир-шах покинул Кавказ в 1736 году, он назначил своего брата Ибрагим-хана наместником региона. В это время Сурхай вернулся в Кумух и восстановил своё влияние на южный Дагестан и Ширван. В 1738 году джаро-белоканские аварцы заманили в засаду и разгромили 32-тысячную армию наместника Ибрагим-хана, взяв его в плен и сожгли. В это время Надир-шах находился в Афганистане. Он поклялся отомстить лезгинам (дагестанцам) за смерть брата.

После успешных сражений в Индии против императора Великих Моголов и получения прозвища «Гроза Вселенной» и «Александр Персидский», Надир-шах продолжил расширять свою империю, которая стала самой большой по численности населения, золоту и драгоценностям. Он был самым могущественным человеком на Земле, и теперь направлялся из столицы Мешхед в сторону Дагестана со 150-тысячной армией.

В Дагестан Надир-шах добирается со 100-тысячным войском. Одна группа его армии проходит через Дербент и направляется в Кайтаг, а затем на даргинские земли. Другая группа, возглавляемая самим Шахом, движется через Самур, где располагались войска Сурхай-хана. Там кюринское ополчение предпринимает отчаянную попытку остановить продвижение Надира.

-4

После ожесточённых боёв Надир-Шах в начале августа достигает Лакии. Несмотря на настойчивые призывы Сурхая, андалальцы не принимают участие в сражениях на территории южного Дагестана. Другие вольные общества Аварии также отказываются помогать Хану.

Причина такого решения заключается в том, что андалальцы и другие общества не хотят воевать против Надира, так как считают, что это будет борьбой за интересы Хана. Для них оба правителя не являются олицетворением свободы. Андалальцы осознают серьёзность ситуации, но предпочитают не становиться подданными Хана даже ради отражения агрессии.

Андалальцы и жители Аварии считали, что конфликт между дагестанскими и иранскими феодалами их не касается, и не хотели вмешиваться. Они полагали, что после захвата Кумуха Надир-шах покинет Дагестан, как это было раньше.

Однако Надир-шах не собирался вторгаться в Андалал и Аварию, требуя лишь подчинения от Сурхай-хана. Однако андалалцы и другие народы не согласились на это условие. Алим и авторитетный Ибрагим-Хаджи Урадинский обратились к Надир-шаху с письмом, в котором заявляли, что они не враги ему и что Сурхай-хан, с которым он воевал, был наказан. Они также советовали ему покинуть Дагестан.

9 августа Сурхай-хан капитулировал, а Муртаза-Али-бек с 5–7-тысячным войском сумел вырваться из окружения и добраться до Согратля. 14 августа Надир-шах занял Кази-Кумух. Историки отмечают, что Муртаза-Али-бек был знаком с жителями Согратля, так как учился здесь в молодости и имел много друзей среди местных жителей.

Андалал был одним из самых многочисленных и влиятельных вольных обществ в Дагестане. В разное время в его состав входило от 12 до 23 сёл, а иногда даже 27 или 28. Андалал считался авторитетным обществом в регионе. Согласно некоторым источникам, Гуржихли, Бацада, Кулла, Унты и Шулани входили в Андалал на правах автономии.

Некоторые историки утверждают, что Андалал был частью Кази-Кумухского ханства и платил дань хану в виде одного быка в год. Однако это кажется маловероятным, учитывая размер и значимость общества.

Андалал был равен другим феодальным правителям в Дагестане. Муртазаали был великим полководцем, бросающим вызов самому Шаху, но безуспешно. Он был героем и символом независимости Дагестана, но не свободы. Ханское понимание свободы заключалось в стремлении расширить свою власть, в то время как для андалальских узденей свобода означала независимость от феодалов и выборную власть кадия, которого можно было сменить на следующих выборах.

Муртазаали пытался убедить андалальцев и их кадия подготовиться к обороне, так как знал, что Надир-Шах придёт и к ним. Он упрекал андалальцев за то, что они не участвовали в предыдущих битвах. Андалальцы ссылались на то, что Кумух уже был занят ранее, и иранцы остановились на этом, поэтому они надеялись, что Надир уйдёт из Дагестана. Но на этот раз Муртазаали оказался прав. Надир-Шах не собирался покидать Кумух и считал Дагестан покорённым. Вскоре он отправил послов в общества Аварии с требованием прийти в Кумух и выразить покорность. Ибрагим-Хаджи, известный алим и авторитет Гидатлинского общества, ответил за всех аварцев.

Муртазаали написал письмо Надир-шаху, призывая его покинуть Дагестан. Это разозлило Надир-шаха. Муртазаали провёл несколько дней в Согратле и отправился в Хунзах к своим двоюродным братьям. После получения письма от Надир-шаха и отъезда Муртазаали андалалцы всерьёз задумались о защите своей земли. Они понимали, что у них нет опыта борьбы с Ираном, в то время как Муртазаали имел опыт поражений от иранцев.

Андалалцы нуждались в стратегии, которая учитывала бы ошибки предыдущих ханов, а не в тактике Сурхай-хана. Разработчиком новой стратегии стал Пир Магомед-кади, хозяин Андалала. Руководителем вооружённых сил Андалала стал ругуджинец Амир. В условиях чрезвычайной ситуации глава государства берёт на себя все полномочия.

Пир Магомед Кади, разработав план противостояния Надир-шаху и будучи хозяином положения, становится лидером всех отрядов вольных обществ Аварии. В одной песне упоминается согратлинский кадий, а в другой — андалальский кадий, и этим человеком является именно Пир Магомед Кади.

Не получив знаков покорности от Аварии, Надир-шах приходит в ярость и 10 сентября на срочном военном совете принимает решение атаковать Аварию с двумя крупными группировками во главе с Люфт Али Ханом и Гайдарбеком через Аймакинское ущелье в Ботлих и Анди, а сам направляется в Андалал, чтобы затем отправиться в Хунзах. Таким образом, он хочет покорить Аварию силой оружия и завершить покорение Дагестана. Как отмечал английский историк Локарт, «потеряв драгоценное время в Кумухе, только сейчас Надир осознал, что пока Авария остаётся свободной, ключи от независимости Дагестана остаются закрытыми».

Войска Надир-шаха захватили плато Турчи-Дагского хребта 12 сентября. Однако организовать оборону самого Турчи-Дага было невозможно, так как артиллерия Надира легко справилась бы с любой обороной. Турчи-Даг был полностью занят Надиром без боя. Затем он отправил послов с ультиматумом в Андалал, и войска начали готовиться к наступлению. Всадники шаха посетили соседние аулы. По сообщениям очевидцев того времени, некоторые войска достигли Караха, но вернулись, заявив, что там не с кем сражаться или вести переговоры, так как люди слишком бедны. Это произошло потому, что воины из этого и других близлежащих сообществ отправились в Андалал на войну по призыву кадия Пир Магомеда.

В ночь с 12 на 13 сентября андалалские воины неожиданно атаковали иранцев на границе Обоха, Мегеба и Согратля. Первое столкновение произошло ещё до истечения срока ультиматума. В результате иранцы понесли тяжёлые потери, а горцы захватили много трофеев. Позже эту гору назвали «Кажар гурараб гох», что означает «гора, где убили иранцев». Таким образом, андалалцы ответили на действия иранцев ещё до окончания ультиматума.

-5

Ответ иранцев был жестоким. С рассветом шах направил свои войска на Андалал. Он сжёг покинутые жителями сёла Мегеб и Обох, занял Шитли, Бухты и Шангоду. Затем атаковал позиции андалалских войск в Чохе. Однако основные силы он направил на Согратль.

Продвижение иранцев замедлилось из-за полупартизанских действий отрядов горцев, которые то нападали, то отступали. Иранцы не могли понять, чего от них хотят. Пир Магомед Кади хотел, чтобы отборные силы иранцев во главе с Гани-Ханом были втянуты в Хициб, самую узкую часть обороны.

К концу первого дня план Кадия удался. Верхняя часть Хициба была широкой, а нижняя — узкой, что было удобно для обороняющихся и неудобно для наступавших. Иранцы потеряли возможность использовать артиллерию, преимущество в численности, а пехота и кавалерия смешались и потеряли манёвренность.

-6

Тактика и стратегия андалалцев отличались от ханской: андалалцы использовали лобовую атаку, а хан втягивал врагов в засады и западни. Именно поэтому Пир Магомед Кади собрал силы Андалала и других вольных обществ.

К середине второго дня полупартизанские действия переросли в масштабную битву, которая охватила территорию от Чоха и Кегера на севере до Бухты, Шангоды и Шитли на юге. Все вольные общества Аварии присоединились к сражению. В песне о разгроме Надир-Шаха упоминаются все вольные общества, кроме Унцукульского, Гумбетовского и Гергебельского районов. Вероятно, они участвовали в битве в Аймакинском ущелье вместе с хунзахцами и казикумухцами под командованием Мутазаали.

В Андалале командование осуществлял Пир Магомед Кади, который руководил примерно 10–15 тысячами воинов. Наиболее ожесточённые бои проходили на Хицибском участке, где сражение продолжалось четыре дня. Несмотря на мужество дагестанцев, им пришлось отступить с Хициба и продолжить битву в речной долине на подступах к селу Согратль.

-7

После Хициба иранцы почувствовали, что победа близка. Горцы покинули речную долину и заняли последний рубеж обороны перед самим селом. Однако хунзахцы, гидатлинцы и войско Муртазаали Бека, которые победили в Аймакинском ущелье, пришли на помощь и переломили ход сражения. В песне их всех называют хунзахцами. Теперь мы можем воздать должное Муртазаали и всем, кто пришёл с ним. Хотя он присоединился к битве в конце и сыграл решающую роль, командующий не всегда приходит последним на поле боя. Муртазаали был выдающимся воином, но не командующим в Андалалском сражении.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников https://ya.ru/imagesи принадлежат их авторам.

Дорогие читатели, хочу сказать огромное спасибо всем, кто дочитал эту статью до конца. Отдельное спасибо тем, кому понравился материал.

Если вам понравилась статья и вы интересуетесь историей, обязательно подписывайтесь на мой канал, это поможет мне попасть в рекомендации Дзен. Желаю вам удачи, здоровья и хорошего настроения!

И огромное спасибо всем кто подписался!