Найти в Дзене

Летательный аппарат 6: Ильюшин / Бериев А-50. Часть IV.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Таким образом, фактически построенный А-50М представлял собой более скромную модернизацию, с сохранением стандартных двигателей Д-30КП. Отличительными чертами его внешнего распознавания от А-50 являются отсутствие иллюминатора поста штурмана по левому борту (остается только иллюминатор по правому борту.

Прототип А-50М был построен в 1989 году и впервые поднялся в воздух в марте 1990 года (это первый полет после дооборудования). В 1989-91 годах по этому стандарту было построено всего шесть самолетов сериями 65, 66, 69, 71, 73 и 74.

В 21 веке комплекс бортового радиоэлектронного оборудования "Шмель" устарел. Таким образом, в начале 2000-х годов радиотехническая корпорация "Вега" (ранее НПО "Вега-М") начала работу над новым комплексом бортового радиоэлектронного оборудования под названием "Шмель-М". Комплекс предлагал расширенные возможности обнаружения низколетящих целей, определения их координат, скорости и дальности; дальность обнаружения в режиме преследования также была улучшена. По некоторым данным, новый комплекс был способен обнаруживать цель размером с бомбардировщик на расстоянии 650 км, цель размером с истребитель на расстоянии 300 км и наземную цель, такую как колонна бронетехники, на расстоянии 250 км. Была внедрена новая система спутниковой навигации, повышающая точность навигации. В наборе использовались самые современные электронные компоненты; электронно-лучевые дисплеи на рабочих местах экипажа миссии уступили место большим цветным жидкокристаллическим дисплеям. Новые электронные компоненты не только повысили надежность, но и сделали авионику легче и компактнее, обеспечив значительную экономию веса; это позволило самолету перевозить больше топлива, увеличив дальность полета без дозаправки. Освободилось место в кабине экипажа.

Картинка из свободных источников. Модернизированный прототип А-50У ‘37 Red’ на авиабазе Кубинка, где он был продемонстрирован президенту России Дмитрию  Медведеву.
Картинка из свободных источников. Модернизированный прототип А-50У ‘37 Red’ на авиабазе Кубинка, где он был продемонстрирован президенту России Дмитрию Медведеву.
Картинка из свободных источников. Рабочие места экипажа A-50У
Картинка из свободных источников. Рабочие места экипажа A-50У

Новая модернизация с комплексом "Шмель-М" получила обозначение А-50У. Внешне новую версию было легко узнать по отсутствию характерных горизонтальных подпорок А-50 - их удалили.

Комплекс "Шмель-М" хорошо зарекомендовал себя во время испытаний; летно-технические характеристики самолета, включая полевые, остались без изменений. Испытания продолжались до 2009 года; тогдашний главнокомандующий ВВС России генерал-полковник. Александр Зелин подписал отчет о завершении испытаний 26 ноября того же года. Это проложило путь для дальнейшей конверсии в стандарт А-50У. 31 октября 2011 года ВВС России приняли на вооружение первый "серийный" A-50У ".

Второй ‘серийный" самолет совершил свой первый полет после ремонта в конце 2012 года и был повторно представлен 13 апреля 2013 года в необычной общей темно-серой цветовой гамме; в августе 2013 года он был представлен на авиасалоне МАКС-2013 в Жуковском. В мае 2014 года этому самолету присвоили имя "Владимир Иванов" в память о бывшем генеральном директоре и генеральном конструкторе радиотехнической корпорации "Вега", скончавшемся в 1996 году.

Картинка из свободных источников. Серийный A-50У, окрашен в глянцевый темно-серый цвет.
Картинка из свободных источников. Серийный A-50У, окрашен в глянцевый темно-серый цвет.

Продолжение следует…

Поддержите канал-поставьте лайк.