Известно, что индейцы Северной Америки придавали большое значение "небесным камням", т.е. метеоритам, которые археологи находят по всем древним стоянкам и захоронениям индейцев от заброшенных пуэбло Аризоны до курганов Огайо. Однако, если маленький "небесный камень" можно легко забрать с собой в могилу в качестве талисмана, то что делать с громадными метеоритами весом не в одну тонну? Такие камни оставляли лежать, как есть, и они становились местами поклонения.
Например, железо-никелевый метеорит Томановос весом более 15 тонн самый большой из найденных в США, много веков служил объектом поклонения индейцев из долины реки Уилламетт в Орегоне. пока его в 1902 году не "свистнул" местный фермер по имени Эллис Хьюз. Он проделал гигантскую работу, и за 90 дней переместил 15 тонную глыбу на 1200 метров, чтобы она оказалась на его собственной земле. На беду Хьюза юридически владельцами камня оказались не бесправные дикари, а горно-добывающая компания, на чьей территории много лет валялся метеорит. Так что поживиться не получилось.
В конце концов Томановос под новым названием Уилламетт оказался в экспозиции Американского музея естественной истории, г. Нью-Йорк. Через 100 лет после похищения индейцы "Конфедеративных племен сообщества Гранд Ронд в Орегоне" пытались вернуть метеорит на родину. но добились лишь того, что им теперь дозволено беспрепятственно проводить свои ритуалы вокруг древней святыни, правда для этого нужно пересечь из конца в край все США,
Однако, пускай Уиллламет самый большой метеорит в США и я не мог о нем не рассказать, но на мой взгляд больше интересна история 145-кг железного метеорита "Камень Маниту". Несколько столетий назад огненный шар прочертил небо западной Канады и врезался в откос холма возле речки Айрон-Крик в восточной части будущей провинции Альберта. Свидетелями падения пришельца из глубин космоса стали равнинные кри, и они назвали его "Папамихау Асини" – летающий камень.
Некоторые заметили, что камень по форме похож на голову бизона, а другие увидели в нем лицо и подумали, что это образ самого Создателя. Со временем Папамихау Асини стал объектом большой духовной силы для индейцев кри и их соседей из племени черноногих. Индейцы совершали многокилометровые паломничества к небесной святыне перед тем как отправиться на бизонью охоту, а округа вокруг метеорита стала считаться священной и местом для поиска видений и совершения торжественных церемоний.
По словам доктора Дуэйна Дональда, доцента Университета Альберты, эксперта в области изучения учебных программ, который сам является потомком индейцев кри, такие камни, как Папамихау Асини, имеют для индейцев прерий "глубокий и духовный смысл". Небесные камни не только являлись вехами при путешествии по прериям, аборигены верили, что метеориты обладают душой из-за внутренней энергией, которая заключена в них и находится в вечном движении.
Кроме всего прочего, метеорит упал в месте, где пролегала граница между охотничьими угодьями равнинных кри и черноногих, и где не раз происходили жестокие схватки за право охотиться на бизонов в этом районе. Доктор Дональд говорит, что многие верили в то, что небесный камень был послан на землю Великим Духом в качестве послания, «чтобы напомнить людям, что никто не в праве владеть землей или бизонами. Все эти вещи должны быть общими, доступными, уважаемыми и разделенными между всеми».
Нежданный космический пришелец принес в эти края хрупкий мир, и пророчество гласило, что если камень когда-либо уберут, то за этим святотатством последуют войны, эпидемии и голод.
В 1866 году небесный камень встретился со своей "косой" - метеорит помешал миссионеру Методистской церкви Джорджу Макдугалу обращать местных индейцев в христианство. К тому же бледнолицый священник решил, что если он перевезет камень к своей миссии у озера Смоки-Лейк, то это привлечет к нему больше народа, среди которого можно проповедовать, и он украл его. Метеорит простоял возле методистской церкви около 10 лет, после чего Макдугал передал камень в дар своей альма-матер, методистский колледж Виктории в Кобурге, Онтарио.
Не прошло и 15 лет, как все печальные пророчества сбылись. Бледнолицые пришельцы наводнили прерии, бизонов становилось все меньше, и кри с черноногими схлестнулись в войне за истощающиеся ресурсы. Затем бизонов не стало совсем и наступил голод. За голодом пришла эпидемия оспы, а за ней переселение в резервации и насильственный отъем детей у родителей для воспитания в школах-интернатах.
Почти сто лет Папамихау Асини находился на хранении в Колледже Виктории, который потом стал частью Университета Торонто, и вернулся на родину в Альберту только в 1972 году под именем "Камень Маниту", когда Университет Торонто «одолжил» его Королевскому музею Альберты (RAM). А еще через 30 лет, в 2002 году, Университет Торонто окончательно передал все права RAM на распоряжение метеоритом. В 2018 году для демонстрации Камня Маниту была построена специальная галерея в новом здании RAM, г. Эдмонтон. В 2022 году, после долгих консультаций с представителями коренными народов Канады, было принято решение переместить метеорит на первоначально место падения, или близкое к нему, когда там будет построен "Центр Маниту Асини-Иниским-Ца Ксани", а пока идет стройка небесный камень будет храниться в музее.
P.S. Не стоит относиться к пророчеству кри о бедах в случае перемещения небесного камня, как к глупому суеверию. На самом деле в предсказании есть рациональное зерно, ведь метеорит служил маркером стабильности маленького индейского мирка. Индейцы сами бы никогда не стали трогать камень, это стало бы возможно только в случае потери контроля над своими землями и охотничьими угодьями, а отсюда - война, голод, эпидемии, что собственно и произошло со всеми индейцами Великих Равнин от Техаса до Альберты.
P.S.S. Кстати, у методиста Макдугала был вполне себе приличный сын, я даже перевел одну главу из его воспоминаний, ее можно прочесть в статье "Ловко проучил пассажира-грубияна".
Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада (и не только) на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.