Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Вина, стыд и тревога: исследования Бенджамина Килборна

Буквально сегодня на интервизорской группе с коллегами речь зашла за стыд и то, какой он может быть тяжелый для переживания. И я вспомнил, что уже давно исчертил карандашом одну очень интересную книгу, выделяя для себя различные цитаты. Сегодня настал тот день, когда я просто обязан поделиться с вами некоторыми мыслями Килборна, которые произвели на меня большое впечатление.

Бенджамин Килборн – американский психоаналитик и этнопсихолог, его скромность заставляет его открещиваться от ипостаси философа, но практически так оно и есть, как он сам и говорит об этом. Он подарил нам такие книги как «Исчезающие люди. Стыд и внешний облик» и «Травма, стыд и страдание». В них он исследует, как стыд и восприятие и ощущение собственного внешнего вида влияют на психологическое состояние и поведение человека.

Вина, стыд и тревога — три человеческих чувства, вокруг которых Килборн развивает собственный взгляд на концепцию стыда. Эти чувства глубоко связаны с нашими внутренними конфликтами, стремлением к признанию и страхом осуждения. В книге «Травма, стыд и страдание» эти чувства исследуются через призму психоанализа, философии и описания клинических случаев, в которых немаловажное место занимают межличностные отношения. Все это помогает глубже понять, как тройка Килборна – стыд, тревога и вина формируют нашу идентичность и способность взаимодействовать с миром. А так же он привносит экзистенциальные и гуманистические идеи и формулировки, когда ссылается на Кьеркегора, Сартра и Мэя. Таким образом, его книга предстает не как простое описание тройки с одной колокольни, а читатель в свою очередь может увидеть некоторый сравнительный анализ вышеназванных феноменов в междисциплинарных исследованиях. Рекомендую эту книгу всем интересующимся!

Так как «Травма, стыд и страдание» состоят из сборника статей разных лет. То и я делюсь с вами почти, что вырванными из книги мыслями. За каждой из этих мыслей стоит свое исследование, опыт и размышления автора. Поэтому эффекту лоскутного одеяла быть. Прошу меня простить за это, и отнестись к этой статье как обзору хорошей книги, из которой я почерпнул много идей и знаний о природе стыда, вины и тревоги для своей консультативной работы.

Стыд как яд и исцеление

Килборн описывает стыд как двойственный феномен: он может быть как ядовитым, так и очеловеченным. Ядовитый стыд чаще всего возникает из травмы и изоляции, и сопровождается чувством отвержения и страхом остаться покинутым. Этот вид стыда является разрушительным, он порождает отвращение к себе и другим, приводит к отчуждению и овеществлению людей вокруг нас.

С другой стороны, очеловеченный стыд связан с принятием своей уязвимости и несовершенства, что позволяет нам укреплять связи с другими людьми, пробуждать доброту и эмпатию. Этот вид стыда является ресурсом, способным даровать нам способность радоваться жизни и выносить жизнь даже в самых трагических ее проявлениях.

Стыд, сам по себе, заставляет нас стремиться соответствовать ожиданиям других людей, создавая тем самым разрыв между тем, кем мы хотим быть и тем, кем являемся на самом деле. Килборн приводит слова Сартра, который говорил, что стыдэто осознание того, что мы являемся объектом наблюдения и осуждения со стороны другого человека. Тут Килборн снова приходит к идее двойственности, говоря, что это чувство связано с желанием исчезнуть, спрятаться от критики, и одновременно с этим — являет собой стремление быть признанным. Пьедестал короля и нищего. Этот внутренний конфликт является одним из ключевых движущих механизмов стыда, по Килборну.

Вина как защита от стыда

Вина, как пишет Килборн, часто возникает как реакция на стыд. Мы можем испытывать вину за наши поступки, чтобы избежать более глубокого чувства стыда, связанного с нашей внутренней беспомощностью. Другими словами, вина – за поступки, стыд – за Я. В этом смысле вина является своего рода психологической защитой, которая позволяет нам держаться подальше от болезненного ощущения собственного несоответствия части реальности соприкасающеюся с нашим «Я».

Фрейд, на которого ссылается Килборн, в своей работе «Недовольство культурой» утверждал, что социальный порядок зависит от табу и ограничений, которые неизбежно вовлекают в себя вину. Это означает, что вина служит регулятором нашего поведения, помогая нам удерживать свои желания в рамках, принятых обществом. Однако, как и стыд, вина может стать инструментом саморазрушения, если она превращается в хроническую форму самобичевания и осуждения себя.

Тревога это производное стыда

Тревога, по мнению Килборна, неразрывно связана со стыдом. Стыд запускает механизмы тревоги, заставляя нас бояться разоблачения, осуждения, неправильности или изоляции. Это чувство возникает, когда мы сталкиваемся с невозможностью управлять своей идентичностью в глазах других людей. То есть, стремление регулировать свои чувства и избегать зависимости от других также коренится в стыде, что делает тревогу не только результатом, но и продолжением этого опыта.

Килборн отмечает, что тревога может рассматриваться как форма защиты от стыда, связанная с попытками избежать зависимости от других людей, которая ставит под угрозу наше чувство целостного Я. Однако именно в этих вызовах, по мнению автора, строиться идентичность; без них возникает нарциссическое всемогущество и недоверие к миру. Признание своей слабости, незнания или беспомощности требует внутренней силы и воображения, что позволяет нам развивать более глубокие и осмысленные связи с окружающими.

В заключении, я хотел бы сказать, что страдание, про которое я не упомянул, является в этой книге метафорой. Литературным названием могучего коктейля из тревоги, стыда и вины. Тройка страдания Килборна это не просто эмоциональные реакции, но и механизмы психики. Дух юнгианства, которым пропитан текст, показывает ту самую духовность, о которой говорил Юнг. Поэтому, в контексте книги Бенджамина Килборна тревога, вина и стыд представляются как сложные и многоуровневые феномены, которые могут, как разрушать нас, так и вести к трансформации и исцелению.

Автор: Антон Баранов
Психолог, Очно и онлайн

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru