Найти тему
Деловая Газета. Юг

Как в 2024 году использовать VR и AR технологии для маркетинга

фото: freepik.com
фото: freepik.com

Технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности сегодня — эффективный маркетинговый инструмент для бизнеса, считают представители компании AVM Technology Анастасия Постернак и Кирилл Скосырев.

В ходе вебинара для предпринимателей они рассказали об успешных кейсах внедрения VR и AR в бизнес, о том, как уменьшить стоимость разработки новых проектов и какие есть тренды в использовании виртуальной и дополненной реальностях.

Что представляет собой AR и VR?

AR (дополненная реальность) и VR (виртуальная реальность) — это две технологии, которые позволяют пользователям взаимодействовать с цифровыми объектами и средами. Несмотря на то, что они связаны с созданием новых визуальных и интерактивных опытов и разрабатываются одними и теми же программистами, они существенно различаются по своему подходу и применению.

«Дополненная реальность — это технология, которая накладывает цифровые объекты, изображения, текст или информацию на реальный мир в режиме реального времени. Пользователь видит и взаимодействует как с физическим миром, так и с цифровыми элементами, которые появляются на экране устройства (например, смартфона или планшета) или через специальные очки AR. Дополненная реальность более доступна и поэтому многие с ней сталкивались, например, игра Pokemon Go, виртуальные примерочные — такие есть в приложениях Lamoda или Hoff», — говорит
Анастасия Постернак.

По ее словам, VR (виртуальная реальность) — это технология, которая полностью погружает пользователя в искусственно созданную цифровую среду. Пользователь взаимодействует с этой средой через специальные устройства — VR-очки, блокирующие реальный мир и заменяющие его виртуальным. Эти устройства могут стоить от 35 тыс. рублей, поэтому в России пока что виртуальная реальность больше распространена в организациях, а не у индивидуальных пользователей.

Примерами использования VR можно назвать виртуальные образовательные тренажеры, игры для VR-клубов, приложения для борьбы с фобиями или виртуальные путешествия.

Как отмечает эксперт, то, что AR/VR технологии появились в XX веке — это заблуждение, они существуют с 50-60-х годов. Их распространение и популярность напрямую зависит от развития процессоров, линз, аккумуляторов, камер, интернета.

«Бум популярности VR начался, когда вышел первый серийный пользовательский VR-шлем (2012), а рассвет AR начался, когда появились первые смартфоны (2007). Мы работаем в этой сфере уже более 5 лет и рынок растет прямо у нас на глазах — на старте наши встречи с потенциальными заказчиками начинались с мини-лекции о том, что такое AR и VR и чем они отличаются. Сейчас мы встречаемся с таким гораздо реже — заказчики приходят с конкретными ТЗ и пониманием целей и метрик, которых нужно достигнуть с помощью иммерсивных технологий», — приводит пример
Анастасия Постернак.

Плюсы и минусы VR/AR технологий

Если сравнивать VR и AR технологии, говорят эксперты, первые обеспечивают более полное погружение человека в контекст. Пользователь имеет возможность что-то «взять», «перенести» или «потрогать». Использование девайсов, таких как джойстик, контроллер, шлем, делает контент более интерактивным в сравнении с AR.

«AR/VR — это отличный маркетинговый инструмент. Несомненным преимуществом виртуальной реальности по сравнению с дополненной является большая возможность применения геймификации. В VR графика, лучше, чем в AR, поэтому эта технология является точкой притяжения клиентов для компании. Стенды с виртуальной реальностью привлекают большое количество посетителей, что позволяет рассказывать о компании и ее предложениях во время взаимодействия с человеком», — говорит
Анастасия Постернак.

В то же время, отмечают эксперты, главным недостатком VR-технологий является их цена. Не все компании могут позволить купить себе шлемы и программу. Кроме того, VR имеет свои нюансы при использовании на улице. Для применения шлема виртуальной реальности вне помещения потребуется палатка или стенд с непроницаемым потолком, стенами, так как солнечный свет ухудшает качество контента.

«Дополненная реальность (AR) более проста в использовании. Чтобы научиться работать с ней, понадобится буквально пара инструкций. С помощью этой технологии можно преобразить локацию, которую предприниматель хочет преобразить», — говорит
Анастасия Постернак.

Главным преимуществом AR становится доступность. Многие смартфоны поддерживают эту технологию. Достаточно навести камеру телефона на объект, чтобы увидеть возможности дополнительной реальности. Также в AR меньше ограничений по воспроизведению контента, в сравнении с VR. Можно создать приложение или веб-страницу.

VR/AR тренды в маркетинге

Кирилл Скосырев считает использование VR технологий на выставках одним из популярных трендов в 2024 году. Зрителям предоставляют большой экран, на котором отображается то, что делает человек в шлеме. Пока пользователь увлечен изучением виртуальной реальности, ему транслируют продукты компании. В самой программе VR чаще всего демонстрируется техника и различное оборудование.

«Один из запоминающийся кейсов — формирование комфортной городской среды. Государственная компания представляла проект по благоустройству Нижнего Новгорода. В нем человеку предлагалось попробовать самому модернизировать реальный парк: поставить урну, лавочку или детскую площадку», — рассказывает
Кирилл Скосырев.

Также сейчас активно «оживляют» макеты. В этом кейсе компании предоставляют физический макет с элементами дополненной реальности. Например, ставят муляж многоквартирного дома, рядом с которым собираются построить парк. Сам парк можно увидеть с помощью AR.

Кроме того, повсеместно начинают использовать цифровых аватаров. Компании имеют возможность «оживить» своего маскота, символ предприятия, или генерального директора.
«Цифровой аватар может выступить на мероприятии в другом городе. В этой технологии используется 3D-аватар и искусственный интеллект. Сбермаркетинг оцифровал своего руководителя Максима Козлова. С ним можно поговорить как голосом, так и текстовыми сообщениями с помощью GigaChat. Этого же аватара выводят на смартфон, экран на выставке, да и вообще куда угодно», — приводит пример успешного кейса
Анастасия Постернак.

Можно использовать дополненную реальность для оживления мерча — фирменной продукции компании — на людях. Такой проект необычно продвигает бренд работодателя. Мерч можно «оживлять» не только на бумаге, но и на больших муралах на зданиях. Реклама размещается на большом здании с использованием технологии дополненной реальности.

Еще одним трендом в сфере VR/AR технологий стали интерактивные квесты, которые дают погружение за счет игрового формата. Это может быть уже маркетингом не какого-то отдельного коммерческого продукта, но и продвижением целого региона.

«Разработали кейс для Новгородской области. В туристическом приложении Великого Новгорода появилась функция дополненной реальности, с помощью которой можно выполнить небольшой квест: посетить деревни, приготовить щи, посмотреть жителей. Работает дополненная реальность в данном случае по геолокации, то есть надо действительно приехать на место, чтобы протестировать эту возможность. Это определенный маркетинг туристических территорий», — рассказал
Кирилл Скосырев.

По мнению
Анастасии Постернак, технологии дополненной и виртуальной реальности могут прижиться почти в любом бизнесе. В образовании активно используют VR-приложения. Так, разрабатываются ПО для центров опережающей профессиональной переподготовки, которые проводят профориентацию для школьников. Приложение позволяет попробовать себя в разных профессиях, не выезжая на предприятия и не нарушая технику безопасности: ведь очевидно, что школьник никто не пустит на башенный кран или за токарный станок.

«В последние годы музеи и туристические центры стали активно использовать иммерсивные технологии. Так, наша команда в этом году оживила очень знаковую для истории России картину К.Маковского «Воззвание Минина», которая находится в Нижегородском государственном художественном музее. Теперь у посетителей выставки есть возможность не только насладиться семиметровым полотном, но еще и стать участником событий смутного времени с помощью виртуальной реальности», — сообщает эксперт.

Промышленные предприятия активно обучают персонал работе со сложным оборудованием в VR, коммерческие компании активно используют AR для маркетинга. Сейчас набирает популярность phygital-cпорт, цифровые аватары-маскоты с искусственным интеллектом. Также VR используют медицинские центры для реабилитации, а на стройках AR служит для проверки корректности выполненных работ.

Удешевление производство инновационного маркетингового инструмента

По словам экспертов, стоимость разработки программ для VR/AR варьирует от 50 тыс. рублей до десятков миллионов в зависимости от потребности клиента, задач, количества 3D-моделей, хронометража сценария и так далее.

Первый шаг по удешевлению производства — составление качественного технического задания (ТЗ). ТЗ определяет требования, ожидания к проекту с точки зрения клиента и разработчика. Качественное техзадание поможет ускорить процесс разработки VR/AR программы и снизить ее стоимость.

«Качественное техническое задание не обязательно должно выглядеть как сложный многостраничный документ с гостами. Это может быть просто страничка. Стоит указать сферу деятельность, основную задачу проекта, целевую аудиторию, идею и устройство, а также найти примерные референсы», — пояснил
Кирилл Скосырев.

Следующий пункт по удешевлению производства — правильный выбор технологий с учетом возможных ограничений. Стоит понимать, что не все устройства способны загрузить себе новую программу. Для этого случая необходимо заранее поставить планшет на стенд, который точно воспроизведет дополненную реальность.

Потенциал масштабирования не менее важен. Заказчик должен продумать, как он в будущем сможет использовать свою разработку не только на выставке, но и в обыденности. Так, VR-шлем с программой по обучению стоит использовать для подготовки новых сотрудников.

Если использование технологий предполагается где-то за городом, нужно заранее сообщить пользователям о необходимости загрузить программу к себе на телефон. Заказчик, в свою очередь, не должен забывать о том, что телефоны бывают как на базе Android, так и на iPhone. В этом случае нужно либо разрабатывать два приложения, либо использовать веб-AR.

Кристина Бочарова