Научная фантастика стала одним из ведущих жанров в кино, благодаря культовым фильмам, задавшим стандарты этого увлекательного направления. Современные блокбастеры, независимо от жанра, часто черпают вдохновение из космических приключений, которые появлялись на экранах с начала ХХ века.
Каждый фильм находит новые способы удивлять зрителей, а границы реальности расширяются так, что теперь возможности кажутся почти бесконечными. Однако подобные зрелища были бы невозможны без их научно-фантастических предшественников, каждый из которых привнес что-то новое для кинематографистов и зрителей.
Вспомним сегодня 10 таких значимых картин.
Путешествие на Луну
1902
«Путешествие на Луну» считается первым в истории научно-фантастическим фильмом. Когда была создана эта 15-минутная картина, человечество еще не бывало на Луне.
Стереотипы научной фантастики, такие как космические путешествия и инопланетяне могут казаться привычными современному зрителю, но в 1902 году всё это было в новинку. Режиссёр Жорж Мельес случайно открыл, как использовать монтажные склейки для исчезновения лунных существ, а также применил плавные переходы и многократную экспозицию, чтобы воплотить свои идеи в жизнь – все эти приемы используются и по сей день.
Метрополис
1927
Хоть «Путешествие на Луну» и считается первым научно-фантастическим фильмом, «Метрополис» стал основоположником концепций, которые в современной массовой культуре до сих пор ассоциируются с эстетикой футуризма. В нем изображен гигантский город с фантастически оформленными зданиями, а также летящие автомобили и другие удивительные технологии.
Работа режиссера Фрица Ланга над «Метрополисом» признается амбициозной даже по сегодняшним стандартам, поскольку создание немого научно-фантастического фильма исключительно с помощью практических съемочных техник было крайне сложной задачей. Он внедрил метод съемки, известный как метод Шюфтана, при котором использовались угловые ракурсы камеры и зеркала, чтобы поместить актеров на маленькие декорации, создавая иллюзию, что они находятся в настоящем мегаполисе. Это новшество делает «Метрополис» знаковым для кино в целом, не говоря уже о научной фантастике.
Запретная планета
1956
К 1956 году зрители и создатели фильмов были готовы отправиться дальше Луны. К тому моменту уже было снято несколько научно-фантастических картин, в которых инопланетяне появлялись на Земле, но режиссер Фред М. Уилкокс был готов вывести человечество за пределы их собственной солнечной системы. И он успешно реализовал это в фильме «Запретная планета», который представил зрителям совершенно новый, безграничный мир в технике техниколор и с системой Синемаскоп.
После успеха «Космической одиссеи» было нелегко , и на какое-то время казалось, что научная фантастика в Голливуде угасла. Однако все изменилось в 1977 году с выходом «Звёздных войн» – началом одной из самых культовых научно-фантастических франшиз всех времен. Фильм включил в себя многие черты, присущие его предшественникам: атмосферу «далекой-далекой галактики», металлических роботов и сверхскоростные путешествия. Однако то, что действительно отличало «Звёздные войны», – это действие и сюжет, которыми могли наслаждаться зрители всех возрастов.
Кроме того, «Запретная планета» стала первым фильмом, в котором использовалась полностью электронная музыкальная партитура – это нововведение стало ассоциироваться с научной фантастикой на многие десятилетия.
Космическая одиссея 2001 года
1968
«Космическая одиссея 2001 года» по праву считается одной из величайших картин, созданных не только в жанре научной фантастики, но и в кино в целом. Этот фильм стал первым, который действительно передал экстремальную бесконечность вселенной. Стэнли Кубрик создал декорации и космические корабли, которые выглядят реалистично даже по сегодняшним меркам. Поэтому «Космическая одиссея» – один из немногих фильмов, в котором довольно точно угаданы технологии будущего.
Кубрик использовал вращающуюся декорацию, что в значительной степени и стало причиной плавного, сюрреалистического и космического движения в фильме. Хотя этот прием был воспроизведен в более современных научно-фантастических фильмах, таких как «Начало», именно общий концепт «Космической одиссеи» закрепил его место в популярной культуре.
Звёздные войны
1977
После успеха «Космической одиссеи» было нелегко его повторить, и на какое-то время казалось, что научная фантастика в Голливуде угасла. Однако все изменилось в 1977 году с выходом «Звёздных войн» – началом одной из самых культовых научно-фантастических франшиз всех времен. Фильм включил в себя многие черты, присущие его предшественникам: атмосферу «далекой-далекой галактики», металлических роботов и сверхскоростные путешествия. Однако то, что действительно отличало «Звёздные войны», – это действие и сюжет, которыми могли наслаждаться зрители всех возрастов.
Тем самым картина стала не только огромным хитом как среди взрослых, так и среди детей, но одним из первых фильмов, который вдохновил масштабную индустрию лицензированных игрушек и сувениров. Благодаря экшн-фигуркам такие персонажи, как Хан Соло, Люк Скайуокер, принцесса Лея и Дарт Вейдер, стали частью домашнего обихода, что закрепило их в популярной культуре.
Бегущий по лезвию
1982
В то время как многие научно-фантастические фильмы прославляли возможности развивающихся технологий в будущем, «Бегущий по лезвию» впитал в себя зарождающийся жанр нео-нуара и представил антиутопическое будущее, которое одновременно и восхищало зрителей, и заставляло их чувствовать себя немного некомфортно. Ридли Скотт создал визуально потрясающий мир, но наполнил его грязью и преступностью, что способствовало распространению идеи о том, что человечество движется в опасном направлении.
Прекрасные, но тревожные визуальные эффекты, безусловно, выделяют «Бегущего по лезвию» на фоне других фильмов, но именно поставленные вопросы вдохновили целый новый мир кино. На протяжении многих поколений научная фантастика исследовала развитие технологий, но в «Бегущем по лезвию» речь шла о коллективном разуме общества – и о том, как он может сочетаться с технологиями, выходящими из-под контроля человечества.
Назад в будущее
1985
Путешествия во времени в научно-фантастических фильмах всегда были интересны, но «Назад в будущее» сделал это так гениально, что картина остаётся увлекательной для зрителей по сей день. Вернувшись в 1950-е и высмеивая устаревшие технологии, сравнивая их с трендами и поп-культурой 80-х, «Назад в будущее» стал комедией, которая нравится любой возрастной группе.
Конечно, «Назад в будущее» мог бы и сам по себе занять почетное место в научной фантастике, но именно продуманное повествование во всех трех частях делает его неотъемлемой частью жанра.
Акира
1988
«Акира» – неожиданный вклад в западный научно-фантастический жанр. Этот фильм является основополагающим для фанатов аниме, поскольку он сыграл огромную роль в становлении японской анимации в США. Однако на научно-фантастические фильмы и телевидение «Акира» также оказал огромное влияние. Во-первых, он показал, что анимация предназначена не только для детей. Во-вторых, также он открыл бесконечные возможности для того, что можно изобразить в фильме (без дорогостоящих спецэффектов).
Конечно, Япония создавала популярные анимационные фильмы для взрослых уже несколько десятилетий, но не случайно именно «Акира» завоевал популярность у американской аудитории. Сюжет антиутопического мегаполиса похож на тот, что стал популярен после «Бегущего по лезвию». Тем не менее, в нем было заложено несколько уникальных сюжетных моментов, которые впоследствии станут привычными для научно-фантастических картин.
Матрица
1999
По мере приближения рубежа веков, общество увидело, как многие концепции научной фантастики становятся реальностью на фоне стремительно развивающихся технологий. Конечно, каждое предостережение в кино, начиная с «Космической одиссеи», предсказывало, что произойдет, когда машины станут умнее людей. И, входя в новый миллениум, тревога была высока. Это поэтично показано в еще одной антиутопической картине, «Матрице», которая основала еще один поджанр научной фантастики.
Фильм «Матрица» обладал той же мрачной, тягучей, слегка некомфортной атмосферой, что и «Бегущий по лезвию», но с тем отличием, что персонажи иногда попадали в гораздо более красивый «реальный» мир, который, однако, оказался иллюзией. Результатом этого стал психологический триллер в стиле «Сумеречной зоны» с элементами кунг-фу и научной фантастики, который сразу же захватил зрителей. В отличие от «Бегущего по лезвию», который учил осторожности по отношению к будущему, «Матрица» научила не доверять своему настоящему, и это было восхитительно тревожной идеей.
Аватар
2009
В то время как предыдущие культовые научно-фантастические фильмы представляли новые сюжетные концепции, «Аватар» перенес старую как мир историю на новую планету. Сюжет его рассказывает, как человечество, вероятно, будет повторять свои бесчисленные геноциды, чтобы захватить новые ресурсы, пока не уничтожит не только красоту нашего мира, но и красоту других. Этот сюжет сам по себе оказался эффективным. Однако, чтобы донести свою мысль о том, что люди разрушат всё, независимо от того, насколько это красиво, «Аватар» должен был показать зрителям совершенно новое значение красоты.
«Аватар» объединил принцип анимации «все возможно» с выразительными возможностями живого действия, чтобы создать нечто, что больше не кажется фантастикой. Джеймс Кэмерон использовал захват движения более эффективно, чем когда-либо прежде, установив совершенно новый стандарт для спецэффектов.
После выхода «Аватара» несколько фильмов пытались сделать то же самое и потерпели неудачу, доказав, что для подобных технологий в кино есть свое время и место. А также другая планета, покрытая гармоничной научно-фантастической фауной.
Автор: Лапенкова Ольга
Читать также: