Вселенная «Звёздных войн» была создана не только в голове Джорджа Лукаса: режиссёр черпал вдохновение в разных фильмах.
Перед вами список кинолент, которые вдохновили легендарную франшизу и помогли положить начало глобальному феномену.
Седьмое путешествие Синдбада
1958
Работа американского аниматора и художника по спецэффектам Рэя Харрихаузена известна как одна из самых значимых во всей ранней анимации, а его влияние распространилось далеко и широко. Фил Типпетт, супервайзер визуальных эффектов для «Звёздных войн», посмотрел «Седьмое путешествие Синдбада» в детстве и назвал его единственным фильмом, который пробудил его любовь к кино и повлиял на его дальнейшую карьеру.
Влияние и восхищение Типпетта этой кинолентой можно увидеть в игре в голошахматы в эпизоде «Новая надежда», а также в анимации таунтаунов и боевых машин AT-AT.
Разрушители плотин
1955
Отличный фильм и невероятная в своём роде история рассказывает о том, как британцы ликвидировали немецкие плотины во время Второй мировой войны с помощью бомбы, которая могла прыгать по воде. Лукас позаимствовал оттуда много визуальных фрагментов и даже несколько диалогов.
Гилберт Тейлор, создавший спецэффекты в обоих фильмах, был ответственен за многие из этих сходств, так же как и Стюарт Фриборн, который работал над гримом в там, и там.
Флэш Гордон покоряет Вселенную
1940
Одним из самых значительных источников вдохновения Джорджа Лукаса был вовсе не фильм, а сериал, а именно, «Флэш Гордон покоряет Вселенную» Форда Биби и Рэя Тейлора. Он почерпнул многое, начиная от вступительных титров сериала и заканчивая самим повествованием космической оперы. «Звездные войны» также позаимствовали интерес к злым императорам, коварным принцессам и нетипичным героям.
В одном из интервью Лукас заявил:
Первоначальным толчком к созданию всей этой истории послужило то, что я смотрел по телевидению «Театр приключений», и в нём был сериал «Флэш Гордон покоряет Вселенную», мне он очень понравился. И я взял и написал свою собственную космическую оперу.
Запретная планета
1956
Звуки и эпический саундтрек вселенной «Звёздных войн» стали одними из самых любимых моментов сериала, а звуковые сигналы, писки и футуристические бластерные эффекты помогают фильму выглядеть одновременно как сделанным с любовью, так и опережающим свое время. Во многом это связано с новаторским фильмом Фреда М. Уилкокса 1956 года «Запретная планета» с юным Лесли Нильсеном в главной роли, который до сих пор считается пионером из-за своего научно-фантастического саундтрека.
Вдохновленный фильмом, саунд-дизайнер Бен Бертт добавил в «Звёздные войны» свои собственные оригинальные, фантазийные звуковые эффекты, избегая клише, чтобы создать действительно новаторский звуковой ландшафт, несомненно, вдохновленный вышеупомянутой работой.
Пушки острова Наварон
1961
Военные фильмы были ключевым жанром, который вдохновил Джорджа Лукаса на создание вселенной «Звёздных войн», а фильм Дж. Ли Томпсона «Пушки острова Наварон» оказал на него особое влияние. Рассказывая вымышленную историю о группе солдат-союзников во время Второй мировой войны, которых отправляют с заданием уничтожить пару крупноколиберных орудий, сюжет фильма имеет поразительное сходство с финалом «Новой надежды».
По сути, «Звёздные войны» – это военный фильм, замаскированный сотнями наворотов. Он позаимствовал многое из военного кино, взяв идею команды, посланной уничтожить гигантское оружие, что было использовано в первом фильме франшизы, а также в эпизоде 1983 года «Возвращение джедаев».
Три негодяя в скрытой крепости
1958
Фильмография Акиры Куросавы оказала значительное влияние на ранние концепции «Звёздных войн» Лукаса: режиссер с любовью относился к кино японского мастера, особенно к «Трём негодяям в скрытой крепости» 1958 года. Джорджу понравилась история об аутсайдере, а также монтажные переходы, поэтому он использовал их в фильме 1977 года, среди других заимстований.
Говоря о влиянии Куросавы, Лукас заявил:
Одна вещь, которая действительно поразила меня в «Трёх негодяях в скрытой крепости» и очень заинтриговала, это то, что история была рассказана от лица двух самых непритязательных персонажей, и я решил, что это будет хороший способ рассказать историю «Звездных войн» – взять двух самых непритязательных персонажей, как это сделал Куросава, и рассказать историю с их точки зрения.
Метрополис
1927
Между фильмом «Метрополис» Фрица Ланга и культовой фантастикой Джорджа Лукаса существует много повествовательных и визуальных сходств, самым очевидным примером из которых является общее сходство золотого робота Метрополиса по имени Мария и C-3PO. Однако на этом параллели не заканчивается: разросшийся город из шедевра Ланга также вдохновил далёкий галактический город Корусант.
В «Метрополисе» ещё есть сцена смерти, очень похожая на гибель Императора в «Возвращении джедая», а также чёрная перчатка, закрывающая руку робота, которую Лукас тоже позаимствовал.
Искатели
1956
Связь между «Звёздными войнами» и классическими старыми вестернами – общепризнанный факт, и многие даже считают фильм Лукаса одним из самых ярких фильмов этого жанра. Хотя режиссёр был вдохновлен несколькими вестернами, именно фильм Джона Форда 1956 года «Искатели» оказался наиболее влиятельным, предоставив Лукасу иконографию окружающей среды и многое другое.
Помимо песчаного запустения, которое изобразил Форд в своём фильме, в нём есть ещё несколько моментов, которые непосредственно вдохновили «Звёздные войны», включая момент, когда команчи убивают нескольких персонажей во время набега, что очень напоминает Тускенов в фильме Лукаса.
Семь самураев
1954
Творческое заимствование Джорджем Лукасом сюжета «Семи самураев» является общеизвестным в современном кино, поскольку режиссёр взял многое из этого фильма для использования в своей космической опере. Например, позаимствовано несколько строк из киноленты 1954 года, в том числе когда C-3PO говорит: «Видимо, наша судьба – страдать. Это наше предназначение в жизни». В «Семи самураях» это звучало так: «Фермеры рождены, чтобы страдать, это наше предназначение в жизни».
Лукас прокомментировал:
Фильм «Семь самураев» оказал на меня необычайное воздействие... Я никогда не видел ничего настолько мощного и кинематографичного. Эмоции были настолько сильными, что не имело значения, что я не понимал ни культуры, ни традиций.
Триумф воли
1935
Диснею не очень приятно признавать это, но оригинальные «Звёздные войны», а также многие из их приквелов были вдохновлены пропагандистским фильмом «Триумф воли», снятым Лени Рифеншталь. Позаимствовав название для штурмовиков у реальных солдат нацистской Германии, Лукас также черпал визуальное вдохновение в церемонии митинга, сцена которого воссоздана в конце «Новой надежды».
Посмотрев «Триумф воли» в киношколе, Лукас был явно потрясён образами этого пропагандистского произведения, которые он в итоге использовал в своём фильме, хотя, к счастью, на этом сравнения заканчиваются.
Подготовила статью: Лапенкова Ольга
Читать также: