Греческое слово "мартис" переводится на русский как "свидетель". Им обозначается один из чинов святых христиан, которых в Русской Церкви называют мучениками. Мученики – это люди, которых убили за исповедание Господа Иисуса Христа истинным Богом. Множество этих святых подвергли перед смертью жестоким истязаниям.
И русское, и греческое название этого чина святых небожителей хорошо описывает суть их подвига. Если русское слово "мученик" делает акцент на ужасе, который готов претерпеть человек ради Христа, то греческое "свидетель" – акцентирует в подвиге святых их непоколебимую убежденность в истинности православной веры. Иными словами, мученик свидетельствует о том, что Бог соблаговолил открыться его духовному взору, в связи с верой человека в Христа как в истинного Спасителя. Может быть и так, что человек не достиг такого духовного уровня перед принятием мученического венца, а просто имел твердую веру.
Одно из учений Церкви говорит нам, что если мученик совершил до своего подвига грехи, то исповедание Христа Богом перед лицом страданий и смерти освобождает его от всех них. Так и говорят: кровь мученика смывает все его грехи. Есть еще выражение: крещен собственной кровью. Оно обозначает тех некрещеных людей, которые верили в Христа и претерпели за Его имя страдания и смерть. Церковь также причисляет их к лику святых.
Мученичество считается многими богословами мистическим состраданием распятому за грехи каждого человека Христу, что приносит святому духовный венец вечной славы. Этим венцом награждены почти все из высшего церковного (после Мессианского) чина – одиннадцать из двенадцати апостолов. Иоанн Богослов отошел ко Господу в старости, но предания гласят, что и его император хотел убить за имя Христа, чего апостол чудесно избежал и был отправлен в ссылку на Патмос.
Некоторые богословы приписывают славу мученицы и Деве Марии. По их мнению, поскольку для любой матери мучительно смотреть на страдания ее сына, Пречистой Матери Божьей переживать страдания Сына еще больнее, потому что ни у кого из Них не было никакого греха, которым Они это могли заслужить.
Источники гонений издревле были разные. Самая древняя причина – противостояние христианам иудеев, считавших Церковь опасной для общества сектой богохульников. Писания Нового Завета сообщают нам о мученической кончине архидьякона Стефана, а также о святом Антипе, убитом за Христа в Пергаме. В книге Апокалипсис (Откровение) Господь называет Антипу так: «верный свидетель Мой».
Римляне же сперва не отличали христиан от иудеев, которым было разрешено их верование, поэтому не воздвигали на Церковь гонений. Но когда истинная вера стала распространяться по империи, власти сочли переход людей из идолопоклонства в христианство опасным для государственной целостности явлением. Тогда уже последовали гонения со стороны язычников.
Македония, которая находится на севере от Греции, была в свое время провинцией Восточной Римской империи (Византии). Император Адриан основал там в свое время город, названный в честь него – Адрианополь. Область, где находится город, называется ныне Восточной Румелией. Некогда богатый и хорошо населенный Адрианополь стал совсем далек от своего былого величия. Ныне половину его населения составляют южные славяне – сербы и болгары.
В начале IV века, при императоре Ликинии, что некоторое время был соправителем Константина Великого, в Адрианополе служил дьякон Аммун. Он просветил Христовым учением 40 местных девушек, после чего те взяли на себя духовный подвиг поста и молитвы. Местный правитель Вавд узнал об Аммуне и молодых христианках и велел арестовать их. После ареста Аммуну и его ученицам предложили отречься от Христа и принести жертву языческим идолам. Все они сотворили молитву Всемогущему Богу, после чего служителя языческого культа, который там присутствовал, загадочная сила подняла в воздух. Некоторое время он повисел на высоте, а потом рухнул на землю и разбился насмерть. Вавд разъярился и велел подвесить Аммуна.
Мучители начали строгать дьякона железными орудиями в области его ребер. Потом на священномученика надели раскаленный шлем, но голова Аммуна чудесным образом не была повреждена. Аммун и его ученицы твердо исповедали христианскую веру. Вместе с Аммуном подвергли множеству жестоких истязаний и дев, но и во время мучений праведные девы и святой дьякон не переставали исповедывать Христа истинным Богом.
После этого мучеников отправили в город Ираклия, где для них нашли следующего мучителя. Он также предлагал страдальцам отречься от истинной веры и совершить акт идолопоклонства. Разумеется, святые отказались и непоколебимо исповедали Христа. Второй мучитель приказал отрубить Аммуну и восьмерым из дев головы. Других десять дев заживо сожгли. Еще шестерым ученицам святого дьякона вложили в уста раскаленные куски железа, после чего они скончались. Всех остальных дев перерезали мечами и ножами.
Тертуллиан пишет, что кровь мучеников есть зерно, из которого произрастает вера.