В чем здесь противоречие? Очень часто родители подчиняют раннее развитие ребенка одной конкретной цели — подготовка к школе. Причем, понимается под этой подготовкой чаще всего умение читать, писать и считать, ну или просто знать буквы и цифры. По сути, это то, чему должны учить в школе, но многие родители хотят научить ребенка читать пораньше, чтобы было полегче в 1 классе. Спрашивается: что в этом плохого? В школах на изучение букв времени отводят мало, может и впрямь лучше подстраховаться?
Желание понятное, но средства выбираются не всегда удачные. Потому что часто эта обученность только поверхностная, без сформированных опорных психических функций.
В зависимости от того, как именно ребенок овладевает грамотой и чтением, зависит его успешность овладения грамотным письмом, без специфических или орфографических ошибок. Выучить только лишь названия и внешний вид печатных букв или заучить слоги недостаточно — помимо подходящей методики обучения грамоте нужна специальная подготовка, о которой, к сожалению, или не знают, или забывают ради быстрого видимого эффекта. Знание букв не означает владение грамотой и не гарантирует ее более легкое освоение в школе. Быстрое обучение чтению так заманчиво для родителей, что хочется поверить в новомодные методики (которые на поверку могут оказаться методами позапрошлого века).
Действительно, ребенок, выучив некоторое количество слогов, сможет «озвучивать» некоторое количество слов. Но без «скрытых» работ, которые возможны только при медленном, постепенном обучении, велик риск того, что ребенок не будет понимать прочитанного, будет пропускать, не дописывать или переставлять буквы. В школе уже мало кто будет связывать эти трудности с изначальным методически неподходящим конкретному ребенку обучением чтению.
Родители — не специалисты в обучении, они не обязаны знать методику, но реальность такова, что ответственность за образование своего ребенка именно на них. Поэтому, чтобы выбрать наилучшую стратегию развития и те занятия, которые не будут создавать видимость обучения или, чего хуже, наносить вред будущей грамотности, вникнуть в обучение придется. Как определить, что выбраны правильные занятия для подготовки к школе? На таких занятиях большая часть времени отводится не работе над азбукой и прописями, а работе с предпосылками обучения: ритмом, вниманием, памятью. Дети, может быть, и шумят на занятиях, но по делу, они включены, работа мысли кипит, они куда-то целятся, что-то сравнивают, выкладывают, прохлопывают, лепят, пальцы заняты не только ручкой, но и мелками, эспандерами, колючими мячиками, скрепочками, канцелярскими кнопочками, и педагог спокойно может объяснить, для чего каждое задание, и дать план и рекомендации для домашних игр по аналогии.
Имитация процесса обучения грамоте выглядит эффектно, но чем действительно стоит заниматься дошкольнику? За год до школы нужно, чтобы ребенок не много читал и писал, а чтобы восприятие, память, внимание, мышление и другие психические функции были развиты. Это не значит, что знакомить с буквами не надо. Надо! Но не только через пропись! Ребенку надо прочувствовать букву разными сенсорными системами, тогда она будет воспринята и усвоена. Два раза слепить или смастерить букву гораздо ценнее, чем 20 раз ее написать — в голове сформируется больше нейронных связей и они будут более стойкими. Дошкольник с пластилином и мячиками освоит больше, чем дошкольник только с прописями и ручками.
Правильная подготовка — это не обучение заранее, а развитие способностей для более легкого и своевременного обучения. Дорогие родители, вникайте! Кроме вас ответственность за образование детей никто на себя не возьмет! На первый взгляд, специальная подготовка к знакомству с буквами и слогами кажется лишней. Зачем она, ведь буквы запоминаются и так, механически, с образами-ассоциациями или со стихами, например? Дело в том, что подготовку к обучению грамоте можно сравнить с подземной частью растения. Мы ее не видим, но именно «корешки» обеспечивают растение ресурсами, чтобы потом «вершки» могли выйти наружу и набрать мощь. Скрытые подготовительные работы — это формирование предпосылок к обучению до самого обучения. Легче и быстрее справляются с грамотой дети, у которых эти предпосылки для успешного обучения созданы.
Речь идет о психических функциях, на которые необходимо будет опереться при знакомстве с абстрактными символами — буквами.
• Восприятие зрительное и слуховое;
• Внимание;
• Память;
• Движение (управление движениями и ощущения);
• Мышление;
• Речь (устная);
• Самоорганизация (планирование, регуляция и контроль).
Эти функции наиболее восприимчивы к развитию в дошкольном возрасте, в периоды, которые психологии называют «сензитивными». Определенные психические функции очень чувствительны к воздействию и быстро, интенсивно развиваются как раз в сензитивные периоды. Последние сильно ограничены по времени, их легко упустить. Когда сенсорные системы ребенка максимально восприимчивы, тратить время на книги, чистописание и карточки с буквами — это обкрадывать детскую психику. Сензитивный период будет безвозвратно утрачен, если вместо знакомства с миром посредством всех органов чувств вы сделаете упор на развитие интеллекта. Увы, некоторые модные системы принудительного развития в раннем возрас те грешат именно таким подходом. Сензитивный период сенсорного развития продолжается где-то до 5 лет, и крайне неразумно тратить это время на интеллектуальное развитие, потому что сензитивный период интеллектуального развития — это отрезок времени с 6 до 11 лет.
В 4–5 лет происходит связывание простых сенсорных признаков (цвет, форма, размер, запах) между собой и с мышлением. Если такая увязка не произошла, познавательная активность остается на уровне наглядно-действенного мышления и манипуляции с предметами, не переходит на более высокий вербально-логический и абстрактный, а поведение ребенка становится хаотичным. Сензитивный период развития речи продолжается с рождения до 3 лет. То есть «окно возможностей» по окончании трехлетнего возраста начинает закрываться, и остается лишь «форточка» для коррекционного воздействия и саморазвития. И если ребенок до 5 лет не заговорил, шансы, что он все-таки овладеет речью, уменьшаются. Об этом свидетельствуют классические примеры детей-Маугли, которые во время сензитивного для речевого развития периода жили с дикими животными. После 3,5–6 лет они не могут овладеть речью, даже находясь в самых благоприятных для этого условиях.
Ребенок освоит грамоту легко и без лишнего напряжения, если планомерно развивается в гармоничных условиях, то есть, когда его интеллектуальное развитие не опережает физическое, когда оно опирается на накопленный сенсорный опыт и ресурсы нервной системы. Ведь речь устная и письменная — это продукт нервной системы.
Ускорение и форсирование чаще травмирует или искажает развитие ребенка. В лучшем случае вам удается создать видимость некоего опережения, некоего прогресса, но не более того. При этом перепрыгивание через этапы приведет к том, что вы пропустите какой-нибудь благоприятный для определенных функций период, и потом придется осваивать все задним числом, с большей затратой усилий. Тем временем детство с его беззаботными радостями проходит…
Узнать больше про детскую физиологию и психологию и приобрести книгу Вероники Мазиной «Нейроразвитие детей от 3 до 12 лет: игра, речь, моторика, почерк» (16+) можно по ссылкам:
«Читай-город»
Ozon
Wildberries