Посмотрите, какую замечательную картинку я нашёл на странице сообщества "Детская библиотека". Сравнение настолько наглядное, что и добавить вроде бы нечего. Но я добавлю.
Что мы здесь видим, какую тенденцию? От чего к чему движется образование, ну, если судить по букварям?
Правда, букварей сегодня много разных (гранаты должны быть разной системы – так больше оборотистых людей и чиновников образования смогут заработать на старость), вот ещё несколько:
Так что Петрушку при желании можно заменить и бараном, стучащим в барабан (тонкая аллюзия на Чуковского, только тогда вместо льва должен быть сыч), и девочкой в колпачке (гномичьем? или шутовском?), и озадаченным котиком. Будет не так ярко, но всё равно тенденция будет прослеживаться: отношение к образованию идёт путём инфантилизации. Это во-первых.
А во-вторых, скажем обобщённо-образно, общество движется в направлении дурака.
Кто-то наверняка скажет: "Ерунда! Только идиоты судят по картинкам! А как быть с тем, что в старших классах нынче высшую и дискретную математику изучают, а-а-а?"
Насчёт идиота согласен: я он и есть, в древнегреческом смысле обособленности от общественно-политической жизни, мои партия и правительство меня таким сделали, в минувшие выходные я впервые в жизни не ходил на выборы. А насчёт математики...
Сошлюсь на мнение людей, разбирающихся в математике и педагогике гораздо лучше меня: лучшая методика обучения школьной математике вообще и в старших классах в особенности была до революции и отчасти в сталинские годы. Потом академик Колмогоров произвёл реформу, в кильватере которой мы находимся до сих пор. Смысл её вкратце был вот в чём: начали искать гениев. "Стране понадобилось больше математиков". В этом смысле реформа работала, но зато "не гении" пошли в отходы. Математика из их жизни ушла. Появилось несколько поколений, не любящих математику, страшащихся её. И вишенкой на торте – афоризм современных детей: "Зачем мне математика, если я не собираюсь становиться математиком?!"
(А правда, зачем? "Сдачу считать"? Так зачем её считать, когда автоматические платёжные системы везде – карточку приложил, телефон навёл... А то и вовсе – "плати лицом"!)
Вот пример, пусть и не объективный и совсем крохотный... Моя тёща, злостный гуманитарий – переводчица с английского, с лёгкостью решает квадратные уравнения (как выяснилось в процессе делания уроков с внуками). А уже у её дочери и зятя, учившихся "при Брежневе", от слова "дискриминант" в голове разливается тревожная пустота... А разгадка проста: человек "при Сталине" учился. (Может, конечно, она просто умнее нас, но тогда снова вопрос: а не потому ли и умнее, что – см. выше?..)
Сегодня правительство Мишустина поддерживает направление на поиск гениев: стране опять понадобились математики (для цифровизации – в первую очередь), а значит, увеличится и производство "отходов"...
Да и в целом весь пафос нынешнего школьного образования с его упором на "мотивированность", раннюю профподготовку и "индивидуальные траектории" сводится к парафразу Маяковского:
Изводишь единого высококлассного специалиста ради
Тысячи тонн человечьей руды.
Правильно это или нет? Кому как. Ценным специалистам на хорошей зарплате, возможно, правильно. А как руде (она же "щепки летят") – не знаю.
И ещё один важный момент – логика. При Сталине курс логики ввели в школах, а уже при Хрущёве "вывели". Результат – мы с охотой употребляем выражения типа "логично" и "нелогично", но понятия не имеем, что это такое. Логика – и то, что мы называем "логикой" (наши посильные рассуждения) – это даже не как Карузо – и "Рабинович напел", это вообще разные вещи. Никто из ныне живущих людей (кроме тех же "узких специалистов") не умеет мыслить логически. Вы скорее всего не умеете. Я не умею. Хотя у меня в институте и был краткий курс логики – но пропустить его мимо ушей особого труда не составило – потому что он считался (пусть не официально, но по факту) "непрофильным".
Итак, логически мыслить мы не умеем. (А значит, не умеем делать правильных выводов из происходящих вокруг событий.) Математики боимся. Может, мы тогда хотя бы любим и понимаем музыку, искусство, литературу? Опять-таки, не единицы – а "в среднем по больнице"? Ах, если бы...
Мы живём внутри цивилизации дурака.
Внутри того, что американский социолог Дональд Вуд ещё в 80-е гг. прошлого века назвал "ситуацией постинтеллектуализма". По моим ощущениям, пик интеллектуализма человечество (западное человечество, во всяком случае) пережило в XIX веке. С середины двадцатого начался откат. Почему это случилось?
Об одной из причин мы неоднократно писали в "Лучике": тогда, в XIX веке образование было самым надёжным "социальным лифтом". Не хочешь голодать каждый год с марта по сентябрь – выучись. Отсюда и...
А что сегодня?
Вот мы и барахтаемся (сейчас будет "хромой о костылях"), как та лягушка в крынке, вот я и вою – то "подпишитесь на "Лучик", пожалуйста", "то подайте копеечку", хотя такой журнал как наш заслуживает того, чтобы стать ядерным взрывом (в хорошем, физическом смысле слова). (Это не хвастовство – моя заслуга в этом далеко не решающая. Главное в журнале тянут люди поумнее меня, честно.) Не становится.
Рост на 20 процентов в год – это очень хорошо с точки зрения "бизнеса", но плохо – с точки зрения "абсолютных величин". Сегодня тираж журнала 15 тыс. экземпляров – а сколько в стране детей? И есть такая особенность: каждые полгода тираж падает, "откатывается" – это потому что люди подписавшиеся на пробу на полгода, подписку не продлевают. А знаете, почему?
Я думаю, потому что он "слишком умный". Несмотря на многие фактические ошибки (не могут делать идеальный журнал три-четыре человека, один из которых манкировал в институте логикой), это всё же лучший в стране журнал, прививающий детям культуру в целом и культуру мышления в частности. (Я знаю о других неплохих журналах, я сравнивал.) "Слишком умный" (или даже так: "Ты чё, умный?") – это приговор.
Иногда мы получаем гневные письма от родителей с претензией на слишком сложные задания. Ребенок сам не смог решить (а мы часто специально даём такие задания, чтобы он сам не смог – чтобы был повод пообщаться с родителями), обратился к родителям, а они тоже не смогли... Это же удар по репутации? А виноват кто? Виноваты мы...
Конец лирического отступления "Хромой о костылях". И вообще – конец. Хотел назвать эту заметку "Назад и вниз на севших батарейках" (парафраз названия одной повести Романа Сенчина), но подумал, что "Тараканище" Чуковского будет ближе по смыслу. "Принесите-ка мне, звери, ваших детушек"...
Только вот "кушать" детушек в отличие от гадины Тараканища мы не будем. Скушать их и без нас есть тьма охотников...
Полистать журнал "Лучик" (скачать бесплатно и без регистрации) можно тут. (Если выскочит предупреждение, что мы у вас всё украдём, то это от того, что не был вовремя обновлён сертификат, админ пообещал исправить это в ближайшее время).
Купить можно на Wildberries или на "Озоне". Подписаться (что выйдет дешевле) – на сайте Почты России.