Мы продолжаем наш рассказ о русской Смуте. Конец XVI века, царевич Дмитрий Иванович мертв, болезненный царь Федор Иванович вот-вот отдаст Богу душу. Кто станет новым царем?
Династический кризис: когда закончились Рюриковичи
6 января 1598 года колокола московских церквей возвестили о событии, которое перевернуло ход российской истории. Царь Федор Иоаннович, последний правитель из династии Рюриковичей, отошел в мир иной, не оставив наследника. Впервые за семь веков Русь оказалась без законного преемника трона.
В прежние времена подобная ситуация разрешилась бы просто: корона перешла бы к ближайшему родственнику из числа князей Рюриковичей. Однако к концу XVI века политический ландшафт Московского государства радикально изменился. Потомки некогда могущественных удельных князей, которые еще столетие назад были вассалами и соратниками московского государя, превратились фактически в его слуг.
Этот процесс начался при Иване III, который не гнушался расправляться с князьями без суда и следствия, заключая их в темницы. Его сын, Василий III, пошел еще дальше, публично унижая князей, называя их "смердами" и применяя телесные наказания. Апогея эта политика достигла при Иване Грозном, устроившем настоящий террор против аристократии.
В результате к моменту смерти Федора Иоанновича даже самые родовитые князья, подписывая документы, уничижительно искажали свои имена: Дмитрий становился Митькой, Федор - Федькой. Это наглядно демонстрировало, насколько низко пал статус некогда могущественных родов в глазах общества.
Претенденты на трон: от татарина до царского шурина
В сложившейся ситуации на первый план вышли три кандидата на престол, причем ни один из них не принадлежал к роду Рюриковичей. Самым неожиданным претендентом оказался Симеон Бекбулатович, крещеный татарин из рода касимовских ханов.
История появления Симеона на политической арене России - один из самых причудливых эпизодов правления Ивана Грозного. В 1575 году царь устроил очередной политический фарс: он "отрекся" от престола и посадил на трон Симеона. Этот спектакль продолжался 11 месяцев, в течение которых Иван IV в шутовской манере писал челобитные "великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси". После окончания этой комедии Симеон был отправлен княжить в Тверь, где и жил тихо до самой смерти Федора Иоанновича.
Вторым кандидатом был Борис Годунов, шурин покойного царя. Несмотря на отсутствие царской крови, Годунов фактически управлял государством при слабом Федоре. Его административные таланты и политическое влияние делали его сильным претендентом на трон.
Третьим значимым кандидатом был Федор Никитич Романов, двоюродный брат царя Федора. Романовы, хотя и не были Рюриковичами, имели тесные родственные связи с царской семьей и пользовались уважением среди боярства.
Церковь вступает в игру: патриарх как делатель королей
В этой сложной политической ситуации неожиданно активную роль сыграл патриарх Иов. Сразу после смерти царя Федора он написал "Повесть о честнем житии царя и великого князя Федора Иоанновича всея Руси". Этот документ был не просто житием святого, а настоящим политическим манифестом.
Иов восхвалял добродетели покойного царя, но при этом недвусмысленно указывал на Бориса Годунова как на фактического правителя государства при жизни Федора. Патриарх писал: "Был тот Борис Федорович зело преизрядной мудростью украшен, и саном более всех, и благим разумом превосходя. И пречестным его правительством благочестивая царская держава в мире и в тишине цвела."
Более того, Иов подчеркивал заслуги Годунова в укреплении и украшении государства, описывая его строительные проекты и административные успехи. Патриарх даже сравнил Москву, обновленную при участии Годунова, с "невестой, преизрядной лепотой украшенной".
Таким образом, церковь фактически выступила в роли kingmaker, активно продвигая кандидатуру Бориса Годунова на царский престол.
Царица-инокиня: неожиданный ход в политической игре
Ситуация осложнялась тем, что формально наследницей престола считалась вдова царя Федора, Ирина Годунова, сестра Бориса. Сразу после смерти мужа Ирина начала издавать указы от своего имени, что было беспрецедентным шагом для русской царицы того времени.
Патриарх Иов разослал по всем епархиям приказ целовать крест царице. В тексте присяги содержалась клятва верности не только Ирине, но и "правителю Борису Годунову и его детям". Это вызвало недоумение и сопротивление части населения и знати.
Понимая шаткость своего положения, Ирина и Борис предприняли неожиданный ход. 15 января 1598 года, через неделю после смерти мужа, царица Ирина покинула Кремль и удалилась в Новодевичий монастырь, где приняла постриг под именем Александры. Однако даже став монахиней, она продолжала подписывать царские указы, изменив только подпись с "царица Ирина" на "царица инокиня Александра".
Этот шаг имел глубокий политический смысл. Уход в монастырь защищал Ирину от возможных волнений в столице и давления со стороны Боярской думы. При этом она сохраняла возможность влиять на государственные дела, что создавало уникальную ситуацию: фактически страной управляла монахиня.
Земский собор: народное волеизъявление или политический спектакль?
Осознавая необходимость легитимизации своей власти, Борис Годунов инициировал созыв Земского собора - представительного органа, включавшего представителей различных сословий. Это было новшеством в политической практике Руси и знаменовало собой важный шаг в развитии государственности.
Собор открылся 17 февраля 1598 года. На нем присутствовали представители духовенства, бояре, дворяне, приказные люди и даже выборные от посадского населения и черносошных крестьян. Формально целью собора было избрание нового царя.
Однако многие историки сходятся во мнении, что исход собора был предрешен заранее. Борис Годунов, используя свое влияние и административный ресурс, сумел обеспечить себе поддержку большинства участников. При этом он разыграл искусную политическую партию, сначала "отказываясь" от престола, а затем "уступая" настойчивым просьбам народа.
21 февраля 1598 года Земский собор официально избрал Бориса Годунова царем. Это было первое в истории России избрание царя представительным органом, что создало важный прецедент для будущего страны.
Коронация Бориса Годунова состоялась 1 сентября 1598 года, в день церковного новолетия. Он стал первым выборным царем в истории России, что ознаменовало начало новой эпохи в государственном устройстве страны.
Приход к власти Бориса Годунова через процедуру избрания Земским собором стал поворотным моментом в истории России. Он ознаменовал конец правления династии Рюриковичей и начало новой эпохи, когда легитимность власти основывалась не столько на происхождении, сколько на поддержке различных слоев общества.
Однако этот же процесс обнажил глубокие противоречия в русском обществе конца XVI века. Отсутствие четкого механизма передачи власти в случае пресечения династии создало почву для политических интриг и борьбы за власть, что в конечном итоге привело к длительному периоду нестабильности, известному как Смутное время.
Продолжение следует...