Найти в Дзене
Lace Wars

Пролог великой Смуты: царевич Дмитрий и "угличское дело"

Оглавление

Роковой день в Угличе

Весна 1591 года выдалась в Угличе на редкость жаркой. 15 мая, в субботу, город изнемогал от зноя. Ничто не предвещало трагедии, которая навсегда изменит ход российской истории. В полдень, когда большинство горожан отдыхало после обедни, тишину разорвал тревожный звон набата.

Сбежавшиеся к княжескому дворцу люди увидели страшную картину: на земле лежало бездыханное тело восьмилетнего царевича Димитрия, младшего сына покойного Ивана Грозного. Горло ребенка было рассечено глубокой раной. Над телом, заходясь в рыданиях, склонилась его мать – царица Мария Нагая.

Весть о гибели царевича молниеносно разлетелась по городу. Не прошло и часа, как толпа угличан, подстрекаемая родственниками царицы, учинила жестокую расправу над предполагаемыми убийцами. Первой жертвой пал дьяк Михаил Битяговский, управлявший городом от имени московского правительства. Вслед за ним были убиты его сын Данила, племянник Никита Качалов и еще дюжина человек из их окружения.

Так начались события, получившие название "угличское дело". Его последствия сотрясали Россию на протяжении полутора десятилетий и в конечном итоге привели к страшной Смуте начала XVII века. Но что же на самом деле произошло в тот роковой майский день? Был ли царевич Димитрий убит заговорщиками или же стал жертвой несчастного случая?

Загадки следствия

Известие о гибели царевича и последовавших за ней беспорядках вызвало переполох в Москве. Для расследования обстоятельств трагедии в Углич срочно выехала следственная комиссия. Ее возглавил князь Василий Шуйский – опытный царедворец и будущий русский царь.

Выбор Шуйского на роль главного следователя был неслучаен. До своей опалы в 1587 году он возглавлял Судный приказ – главное судебное ведомство страны. Его опыт и авторитет должны были обеспечить непредвзятость расследования. В комиссию также вошли окольничий Андрей Клешнин, думный дьяк Елизар Вылузгин и представитель церкви – митрополит Крутицкий Геласий.

Прибыв в Углич, следователи первым делом осмотрели тело погибшего царевича. Василий Шуйский лично изучил рану на горле Димитрия, отвергнув попытки Нагих подложить на тело окровавленный нож. Затем начался опрос свидетелей. За несколько дней комиссия допросила более сотни человек – от ближайшего окружения царевича до простых горожан.

Особое внимание уделялось показаниям непосредственных очевидцев трагедии. Это были четверо мальчиков, игравших с Димитрием, его мамка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова и постельница Мария Колобова. Все они в один голос утверждали, что смерть царевича была результатом несчастного случая.

По их словам, Димитрий играл с детьми в "тычку" – популярную в те времена игру с использованием ножа. Внезапно с царевичем случился приступ падучей болезни (эпилепсии), которой он страдал с раннего детства. Во время судорог Димитрий упал на нож и случайно перерезал себе горло.

Эту версию подтвердил и стряпчий Семейка Юдин, наблюдавший за игрой детей из окна дворца. Его показания были особенно ценны, так как он не входил в ближний круг Нагих и не имел причин лгать.

Комиссия тщательно проверила и версию об убийстве, выдвинутую Марией Нагой. Однако она не выдержала критики. У Михаила Битяговского и других обвиняемых было железное алиби – в момент гибели царевича они обедали в доме дьяка вместе со священником Богданом, духовником Григория Нагого.

Более того, следствие выявило попытку фальсификации улик Михаилом Нагим и его сторонниками. В ночь перед прибытием комиссии они подбросили к телам убитых окровавленные ножи и палицы. Однако эта уловка была быстро разоблачена – кровь на оружии оказалась куриной.

Результаты расследования были представлены на церковном соборе в Москве 2 июня 1591 года. Собор единогласно признал смерть царевича Димитрия результатом несчастного случая, а действия Нагих и их сторонников – преступными.

Казалось бы, истина установлена. Однако споры вокруг гибели царевича Димитрия не утихают вот уже более четырех столетий. Почему же эта трагедия продолжает волновать умы историков и обычных людей?

Теории заговора

Сомнения в официальной версии гибели царевича Димитрия возникли практически сразу после завершения следствия. Главным подозреваемым в глазах многих современников стал Борис Годунов – фактический правитель России при слабом и болезненном царе Федоре Иоанновиче.

Годунов, не принадлежавший к роду Рюриковичей, якобы стремился расчистить себе путь к трону. Устранение малолетнего Димитрия – последнего прямого наследника угасающей династии – вписывалось в эту схему.

Версия об убийстве царевича по приказу Годунова получила широкое распространение в начале XVII века, в разгар Смутного времени. Ее активно продвигали противники Бориса, стремившиеся делегитимизировать его власть. Особую популярность она приобрела после появления Лжедмитрия I – самозванца, выдававшего себя за чудом спасшегося царевича.

В XIX веке эта версия была подхвачена историками и литераторами. Николай Карамзин в своей "Истории государства Российского" склонялся именно к ней. Александр Пушкин в трагедии "Борис Годунов" создал яркий образ царя-убийцы, терзаемого муками совести.

Однако при ближайшем рассмотрении теория заговора Годунова выглядит малоубедительной. Во-первых, в 1591 году у Бориса не было острой необходимости избавляться от царевича. Федору Иоанновичу было всего 34 года, и у него еще могли родиться наследники. Более того, в том же году царица Ирина забеременела (хотя позже родила дочь).

Во-вторых, если бы Годунов действительно решился на убийство, он мог бы использовать гораздо более надежные и менее рискованные методы. История знает немало примеров, когда неугодных наследников просто отправляли в отдаленные монастыри, где они вскоре умирали при загадочных обстоятельствах.

Наконец, организация заговора с участием десятков людей была крайне опасной для Годунова. Любая утечка информации могла стоить ему не только власти, но и жизни. Борис в то время не был неограниченным диктатором и имел множество могущественных врагов при дворе.

Другая экзотическая версия предполагает, что Нагие, узнав о готовящемся покушении, подменили царевича другим мальчиком. Однако эта теория не выдерживает критики. Димитрия хорошо знали в лицо практически все жители Углича. Подмена неизбежно была бы раскрыта многочисленными свидетелями – от дворян до простых горожан.

Более того, такой план был бы крайне рискованным для самих Нагих. После гибели "подставного" ребенка их неизбежно ждала бы ссылка или заточение. А доказать потом, что настоящий царевич жив, было бы практически невозможно.

Загадки следственного дела

Отдельную интригу в историю с гибелью царевича Димитрия вносят споры вокруг подлинности следственного дела. Некоторые историки XIX века высказывали сомнения в аутентичности дошедшего до нас текста. Они указывали на следы поспешной обработки документа – разрезанные и переклеенные листы, нарушенный порядок страниц, отсутствие начала дела.

Реконструкцией следственного дела занялся его издатель В.К. Клейн. Он обратил внимание на ржавые пятна, покрывавшие многие страницы. Пятна были различной величины, но имели одинаковую конфигурацию. Это позволило Клейну предположить, что документ пострадал от влаги еще в то время, когда хранился в архиве свернутым в свиток.

Анализируя размер и расположение пятен, Клейн смог восстановить первоначальный порядок листов. В результате появился связный и полный текст, лишенный противоречий. Отсутствовали лишь первые листы, которые, вероятно, пострадали от влаги сильнее всего и просто отвалились.

Тщательное палеографическое исследование рукописи опровергло версию о том, что дошедший до нас текст – позднейшая подделка. "Угличское дело" написано разными почерками, в нем можно выделить не менее шести основных писцов. Кроме того, в документе содержится более двадцати подписей свидетелей из Углича. Все подписи строго индивидуализированы и отражают различную степень грамотности подписавших.

Тем не менее, некоторые аспекты следственного дела действительно вызывают вопросы. Например, почему тело царевича целую неделю не предавали земле? Почему следствие не обратило внимания на состояние трупа, который должен был начать разлагаться в жаркую майскую погоду?

Эти и другие нестыковки дают пищу для размышлений историкам и по сей день. Однако большинство современных исследователей склоняются к версии о несчастном случае как наиболее соответствующей имеющимся фактам.

Царевич Димитрий: жертва эпилепсии?

Ключевым фактором, подтверждающим версию о несчастном случае, является болезнь царевича Димитрия. Многочисленные свидетельства современников указывают на то, что мальчик страдал эпилепсией, которую в те времена называли "падучей болезнью".

Приступы у царевича случались регулярно. Как показала на следствии мамка Волохова, за месяц до трагедии у Димитрия был особенно сильный припадок. Во время него царевич "объел руки Ондрееве дочке Нагова, одва у него... отнели". Андрей Нагой подтвердил это, добавив, что и раньше во время приступов Димитрий кусал руки окружающим.

Последний приступ эпилепсии у царевича начался за несколько дней до роковой субботы. К четвергу ему стало лучше, и мать взяла его к обедне. В субботу Димитрий во второй раз вышел на прогулку, и тут у него начался новый приступ.

Важно отметить, что царевич с раннего детства проявлял склонность к жестокости. Он любил наблюдать за забоем скота, а играя со сверстниками, нередко калечил домашнюю птицу игрушечным оружием. Однажды зимой Димитрий велел слепить двадцать снежных баб, дал им имена московских бояр и с криком "Вот что вам будет, когда я буду царствовать!" разрубил им головы саблей.

Любовь царевича к оружию сыграла роковую роль. В те времена дети знатного происхождения с малых лет играли настоящим, хоть и уменьшенным по размеру, оружием. В европейских музеях хранятся сотни образцов детских доспехов и прекрасно заточенного оружия – ножей, кинжалов, сабель, топориков.

Сочетание эпилепсии и доступности острого оружия создавало крайне опасную ситуацию. Трагедия могла произойти в любой момент, и она произошла.

Последствия угличской трагедии

Непосредственным результатом расследования стали суровые репрессии против участников угличского бунта. Десятки горожан были казнены, другим отрезали языки. 60 семей были сосланы в Сибирь, в недавно основанный город Пелым. Эта массовая ссылка стала одной из первых волн русской колонизации Сибири.

Наказанию подвергся даже колокол, в который били набат 15 мая 1591 года. Его публично высекли плетьми, оторвали язык и отправили в ссылку в Тобольск. Этот факт может показаться анекдотичным, но он ярко иллюстрирует особенности средневекового мышления, когда неодушевленные предметы могли наделяться почти человеческими качествами и нести ответственность за "свои поступки".

Семейство Нагих также понесло суровое наказание. Братьев Марии Нагой разослали "по городам" – фактически отправили в почетную ссылку. Сама бывшая царица была пострижена в монахини под именем Марфа и отправлена сначала в Николовыксинскую пустынь, а затем в Горицкий Воскресенский монастырь. Это был стандартный для того времени способ удаления из политической жизни неугодных представителей знати.

Однако самые серьезные последствия углицкой трагедии проявились позже. После смерти бездетного царя Федора Иоанновича в 1598 году угасла династия Рюриковичей, правившая Русью более семи веков. Страна впервые столкнулась с необходимостью выбора нового царя не по принципу наследования, а путем всеобщего согласия.

Земский собор избрал на царство Бориса Годунова – талантливого администратора и фактического правителя страны в последние годы жизни Федора. Однако его воцарение не было безоговорочно принято всеми слоями общества. Борис, не принадлежавший к роду Рюриковичей, столкнулся с серьезным кризисом легитимности своей власти.

Именно в этот момент гибель царевича Димитрия вновь оказалась в центре внимания. Противники Годунова начали распространять слухи о том, что именно он организовал убийство законного наследника престола. Эти обвинения, не подкрепленные реальными доказательствами, тем не менее находили отклик в народе и части элиты.

Ситуацией воспользовались авантюристы. В 1604 году в Польше объявился человек, назвавшийся чудом спасшимся царевичем Димитрием. Личность этого самозванца до сих пор остается предметом споров, но большинство историков считают, что это был беглый монах Григорий Отрепьев.

Лжедмитрий I сумел заручиться поддержкой части русской знати и простого народа. В 1605 году, уже после смерти Бориса Годунова, он вступил в Москву и был провозглашен царем. Одним из первых его указов было признание Марии Нагой (инокини Марфы) своей матерью. Она публично подтвердила, что новый царь – ее сын.

Этот эпизод ярко демонстрирует, насколько запутанной и противоречивой была ситуация вокруг гибели настоящего царевича Димитрия. Мария Нагая, которая 14 лет назад своими глазами видела мертвое тело сына и обвиняла в его убийстве Битяговских, теперь признавала самозванца своим ребенком. Возможно, это было сделано под давлением обстоятельств, а возможно, годы, проведенные в монастыре, действительно заставили ее поверить в чудесное спасение сына.

Правление Лжедмитрия I было недолгим – уже в мае 1606 года он был свергнут и убит в результате заговора во главе с князем Василием Шуйским – тем самым, который 15 лет назад возглавлял расследование гибели настоящего царевича в Угличе. Однако его появление открыло ящик Пандоры. В последующие годы в России объявилось еще несколько самозванцев, выдававших себя за царевича Димитрия.

Страна погрузилась в пучину гражданской войны, осложненной иностранной интервенцией. Этот период, известный как Смутное время, стал одним из самых тяжелых в истории России. Население страны сократилось почти на треть, экономика была разорена, многие города лежали в руинах.

Лишь в 1613 году с избранием на царство Михаила Федоровича Романова удалось положить конец Смуте. Однако ее последствия ощущались еще долгие десятилетия. Новой династии пришлось приложить немало усилий для восстановления страны и укрепления своей власти.

Интересно, что Романовы активно использовали образ "невинно убиенного царевича Димитрия" в своей идеологической политике. В 1606 году, еще при Василии Шуйском, останки Димитрия были торжественно перенесены из Углича в Москву. Царевич был канонизирован как святой мученик.

Культ святого Димитрия, поддерживаемый церковью и государством, стал важным элементом идеологии возрождающейся России. Он символизировал невинную жертву, принесенную ради спасения страны от Смуты. Одновременно этот культ служил дополнительным обоснованием легитимности новой династии, представлявшей себя мстителями за невинно пролитую кровь последнего Рюриковича.

Таким образом, трагические события 15 мая 1591 года в Угличе оказали колоссальное влияние на ход русской истории. Они не только привели к пресечению древней династии Рюриковичей, но и создали условия для глубочайшего кризиса российской государственности. Последствия этого кризиса определяли развитие страны на протяжении всего XVII века.

Продолжение следует...