Найти тему

Почему геологи не отключают телефон? Тонкости работы и поиск профессии от старшего геолога

Что было на земле миллионы лет назад? Ответить на этот вопрос могут геологи. Они исследуют землю, горные породы, полезные ископаемые и видят историю не только на страницах учебника, но и в найденных минералах. О том, как ведётся геологическая разведка, происходит добыча полезных ископаемых, и какие инструменты помогают в работе, рассказал старший геолог горно-обогатительного комбината в Челябинской области Андрей Михайлович Цыбук.

Андрей Михайлович Цыбук
Андрей Михайлович Цыбук
– Геологом я стал не сразу, – рассказывает Андрей. – За всю жизнь попробовал себя в разных профессиях: был и водителем, и сварщиком, и менеджером по рекламе, но интуитивно понимал, что это не моё. Наверное, поэтому долго на таких работах и не задерживался. В поиске “дела по душе” даже окончил юридический, но потом понял, что и здесь ошибся. Я пробовал разное, подходил к этому с головой, но с геологией меня свела судьба, а не осознанный выбор.

Первые шаги в горную сферу начались в 2010 году, когда Андрей Михайлович устроился дробильщиком на дробильно-сортировочный комплекс по добыче известняка в Челябинской области. Здесь он заинтересовался породами, рудой и следами мирового океана, который был на том месте много лет назад. Спустя три года друзья предложили ему работу горнорабочим на недавно построенном горно-обогатительном комбинате по добыче и обогащению медной руды. Он согласился и в 2013 году пришёл на крупное, современное предприятие, которое замотивировало его получить высшее горное образование и освоить новую профессию.

– Я был практически у истоков работы ГОКа и сразу понял, что здесь можно расти вместе с предприятием – учиться, работать, развиваться в карьере и влиять на развитие отрасли. Поэтому поступил в Уральский горный университет в Екатеринбурге на заочное отделение геологии. Теорию осваивал самостоятельно и на сессиях, а практику непрерывно получал на комбинате. Так получилось, что уже после третьего курса меня повысили с горнорабочего до участкового геолога, чему я был очень рад.

Работа геологов интересна своими находками – редкими минералами. Их обнаруживают во время геологоразведки и во время добычи руды. Некоторые природные «артефакты» попадают в музей горно-обогатительного комбината. Например, горный хрусталь, ярко-синие азуриты и зелёные малахиты, найденные Андреем Михайловичем, уже включены в музейную коллекцию.

– Работа восхищает меня возможностью совершенствоваться и каждый день узнавать что-то новое. Да и масштабы геологии по-прежнему поражают. Ты можешь всю жизнь провести в этой местности, ходить по этой земле и не знать, что под тобой – гигантский минерал. При этом он не стоит на одном месте, а непрерывно меняется. Ведь миллионы лет на него давит земля, воздействуют грунтовые воды и колебания. От этого рудное тело постоянно деформируется, а мы можем это увидеть буквально сквозь землю.

Любые изменения на разработанном месторождении отражаются в автоматизированной программе. В систему загружается виртуальная ЗД-модель карьеров ГОКа до мельчайших выемок и уступов и автоматически корректируется. Благодаря этому геологи видят точную и актуальную картину по запасам. Это важно для добывающего производства, поэтому старший геолог принимает участие в совещаниях с руководителями комбината. Только геологи знают, как и какие участки нужно разрабатывать.

-2
– Кто-то может подумать, что геологи только ищут месторождения, а после обнаружения отдают его другим специалистам. Но мы работаем на месторождении ровно столько, сколько оно отрабатывается. Во время бурения скважин берём пробы руды, а затем сдаём их в лабораторию на анализ. Там определяют содержание меди и других компонентов, что геологам говорит о многом. Так мы понимаем, где – пустая порода, место которой в отвалах, а где – руда, которую нужно отправить на обогатительную фабрику. Нам также важно знать содержание меди в руде, ведь если оно будет меньше заданного уровня, то нарушится вся технологическая цепочка. Поэтому геологи – настоящие разведчики и следопыты, которые ищут “богатые” отложения для работы всего комбината, – поясняет Андрей Цыбук.

В работе геологам помогает не только система с 3Д-моделированием карьеров, но и система смс-оповещения с информацией о процентном содержании руды в добытой породе. Сообщения приходят на телефон каждый час, за сутки – 24 смс. Письма приходят даже ночью, ведь производственная цепочка ГОКа непрерывна. По этим сообщениям можно отслеживать текущую работу и планировать дальнейшую.

– В таком рабочем режиме важна поддержка близких и хобби, в котором отвлекаешься, отдыхаешь. И я счастливый человек, ведь у меня всё это есть. Со мной много лет – любимая жена и двое детей – дочь и сын. Для них я практически заново построил дом, а для себя – посадил деревья на ГОКе. Все три пункта про сына, дом и дерево выполнил. Теперь в свободное время делаю мебель для себя и родных.

Несмотря на то, что жизненный путь он уже определил, страсть к поиску нового по-прежнему осталась. Опыт сформировал его как личность, похожую на минерал. В разных условиях он проявляется по-разному, и в этом – его уникальность.