Найти тему
Михаил Никольский

Ядерные бомбы тактической авиации НАТО.

До 1968 г. ядерные бомбы обозначались Mk (Mark), с 1968 г. – В (Bomb). Боевые части бомб обозначаются W (Warhead).

Mk 7

Испытания атомной бомбы Mk 7 «Тор», первой предназначенной для самолетов тактической авиации, были проведены в шт. Невада в 1951 г. Боевая часть W7 бомбы Mk 7 была частично унифицирована с БЧ ракет комплексов поверхность – поверхность MGR-1 «Онест Джон» и MGM-5 «Корпорал», ЗРК «Найк Аякс». Мощность БЧ в тротиловом эквиваленте варьировалась от 8 до 61 кт, в зависимости от варианта. Бомба при относительно небольшой массе в 730 кг отличалась приличными геометрическими размерами – длина 4,6 м, диаметр 0,8 м. Всего в 1952 – 1963 гг. было изготовлено 1700 – 1800 бомб Mk 7 и 1350 БЧ W7. Носителями бомб Mk 7 являлись самолеты F-84E/G/F, F-86F, F-100, F-101, В-57 и «Канберра», а также ряд самолетов авиации ВМС США. Бомбы Mk7 сняли с вооружения в 60-е гг.

Бомба Мк 7, нижняя поверхность хвостового оперения выполнена складной.
Бомба Мк 7, нижняя поверхность хвостового оперения выполнена складной.
Бомба Мк 7 в Музее ВВС США, Дейтон.
Бомба Мк 7 в Музее ВВС США, Дейтон.
F-84F с ассортиментом авиационных средств поражения. В центре - бомба Мк 7.
F-84F с ассортиментом авиационных средств поражения. В центре - бомба Мк 7.
F-84F с двумя подвешенными бомбами Мк 7.
F-84F с двумя подвешенными бомбами Мк 7.
F-100D с ассортиментом авиационных средств поражения. В центре - "практическая" бомба, она же Мк 7.
F-100D с ассортиментом авиационных средств поражения. В центре - "практическая" бомба, она же Мк 7.
F-100 с бомбой Мк 7.
F-100 с бомбой Мк 7.
F-101A с бомбой Мк 7.
F-101A с бомбой Мк 7.

Mk 28/В28

Термоядерные бомбы Mk/B 28 выпускались с 1962 г. по 1972 г. в 20 вариантах с боевыми частями тротиловым эквивалентом от 70 кт до 1,45 Мт; всего изготовлено примерно 4500 таких бомб. Боезаряды W34 бомб В28 частично унифицированы с БЧ баллистических ракет «Тор», «Атлас», «Юпитер» и «Титан I». Масса – 930 кг, длина 4,3 м, диаметр 0,5 м. Минимальная высота бомбометания 150 м.

Бомбы В28 сняли с вооружения в 1991 г. Носителями бомб В28 являлись бомбардировщики Стратегического авиационного командования ВВС США, некоторые самолеты авиации ВМС США и самолеты тактической авиации F-100, F-101, F/CF-104, F-105.

Бомба В28 в Музее ВВС США.
Бомба В28 в Музее ВВС США.

F-105 с ассортиментом средств поражения. Чехлами закрыты бомбы Мк 7 и В28.
F-105 с ассортиментом средств поражения. Чехлами закрыты бомбы Мк 7 и В28.
CF-104 ВВС Канады с подвешенными бомбами В28, начало 60-х гг.
CF-104 ВВС Канады с подвешенными бомбами В28, начало 60-х гг.

Mk 43/В43

43 оптимизирована для сброса с малых высот (минимальная высота бомбометания 90 м). Бомбы Mk 43 выпускались в 1961 – 1965 гг., всего изготовлено примерно 2000 таких изделий в нескольких вариантах с БЧ тротиловым эквивалентом от 70 кт до 1 Мт. Масса бомбы 930 – 950 кг, длина 3,8 – 4,2 м, диаметр 0,5 м.

Носителями бомб В28 являлись бомбардировщики Стратегического авиационного командования ВВС США, некоторые самолеты авиации ВМС США и самолеты тактической авиации F-100, F-101, F/CF-104, F-105, F-15E, F-16, «Канберра». Бомбы В43 сняты с вооружения в 1991 г.

F-104G с бомбой В43, музей ВВС Германии, 2007 г.
F-104G с бомбой В43, музей ВВС Германии, 2007 г.
Испытательный сброс бомбы Мк 28 с F-104A
Испытательный сброс бомбы Мк 28 с F-104A
Подвеска бомбы Мк 28 на F-100.
Подвеска бомбы Мк 28 на F-100.
Подвеска бомбы Мк 28 на F-100, авиабаза Кадена, о. Окинава, октябрь 1962 г.
Подвеска бомбы Мк 28 на F-100, авиабаза Кадена, о. Окинава, октябрь 1962 г.
Сброс бомбы Vr 28 с F-100, 1962 г.
Сброс бомбы Vr 28 с F-100, 1962 г.
Бомба Мк 28 и F-105C, 1961 г.
Бомба Мк 28 и F-105C, 1961 г.

Mk 57/В57

Атомная бомба Mk 57 разработана специально для вооружения скоростных истребителей-бомбардировщиков, бомбометание возможно на сверхзвуковых скоростях. В 1963 – 1967 гг. изготовлено 3100 бомб в шести модификациях. Некоторые варианты бомбы снабжены парашютом. Минимальная высота бомбометания 15 м. Мощность БЧ в тротиловом эквиваленте от 5 до 20 кт. Масса – 27 кг, длина 3 м, диаметр 0,4 м.

Бомбы В57 сняты с вооружения в 1993 г. Носителями бомб В57 являлись следующие самолеты тактической авиации: F-100, F-104, F-105, F-4.

Бомба ВК57, Аэрокосмический музей Пима.
Бомба ВК57, Аэрокосмический музей Пима.
БВ57, аэрокосмический музей Рокиз.
БВ57, аэрокосмический музей Рокиз.
Учебно-действующая бомба В57 под крылом F-16, авиабаза Эглин, 1984 г.
Учебно-действующая бомба В57 под крылом F-16, авиабаза Эглин, 1984 г.

В61 (ТХ-61)

Термоядерная бомба В61 разработана в первой половине 60-х гг. как замена бомбам В28 и В43. Серийное производство началось в 1965 или 1966 гг. До 1968 г. бомба обозначалась ТХ-61.

Бомба В61 оснащена БЧ переменной мощности тротиловым эквивалентом от 0,3 до 340 кт. Масса бомбы 320 – 330 кг, длинна 3,6 м, диаметр 0,3 м.

К 2020 г. разработано 12 модификаций, ведутся работы по 13-й. Серийно выпускалось девять вариантов. Изготовлено более 3155 бомб В61 всех модификаций, в том числе 1200 В61-0/1 (1968 – 1971), 235 В61-2 (1975 – 1977), 545 В61-3 (1979 – 1989), В61-4 (1979 – 1989), 265 В61-5 (1977 – 1979), около 700 В61-7 (1985 – 1990) с учетом конверсий из более ранних вариантов, 215 В61-10 (1990 – 1991).

Модификации В61-6,8,9 в серию не передавались, модификации В61-0,1,2,5 сняты с вооружения в 1995 – 1997 гг.

К тактическому оружию относят бомбы В61-3,4 и 10. Большая часть этих бомб складировано в США на авиабазах Нэллис, Киртленд и Сеймур-Джонсон (авиабаза дислокации самолетов F-15E). В Европе тактические бомбы В61 складировались на территории Греции (до 2001 г.), Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов и Турции.

F-104G с бомбой В61.
F-104G с бомбой В61.
F-15E с пятью бомбами В61.
F-15E с пятью бомбами В61.

Вариант В61-7 является стратегическим и оснащен БЧ с постоянным, не изменяемым, тротиловым эквивалентом 340 кт. Бомбы В61-7 выпускались в 1985 – 1990 гг.

Модификация В61-11, принятая на вооружение в 1997 г., предназначена для разрушения заглубленных командных пунктов особой важности; корпус бомбы изготовлен из сплава с содержанием обедненного урана, тормозной парашют отсутствует. В данный вариант дорабатывались бомбы В61-7. Бомбами В61-11 заменили стратегические бомбы В57. БЧ, предположительно, по мощности равнозначна мощности БЧ бомбы В61-7.

-23
Бомба В61-11
Бомба В61-11

В вариант В61-12 по программе продления ресурса и модернизации дорабатываются ранее изготовленные бомбы модификаций 3,4 и 10. БЧ имеет четыре опции взрыва: тротиловый эквивалент 0,3, 1,5, 10 и 50 кт. В61-12 - первая в мире корректируемая ядерная бомба; комплект наведения данного боеприпаса похож, но не идентичен комплекту JDAM обычных свободнопадающих бомб. Вместо контейнера с тормозным парашютом монтируется отсек с модулем управления система управления. Плоскости хвостового оперения выполнены цельноповоротными для обеспечения корректировки траектории полета бомбы. КВО снижено примерно в три раза: со 100 м у бомб В61 более ранних модификаций до 30 м у В61-12. Разработка бомбы В61-12 началась в 2012 г., первый сброс выполнен с самолета F-15E в июле 2015 г., с F-16 бомбу впервые сбросили в марте 2017 г. Поставки бомб В6-12 вооруженным силам США начались в 2021 г., завершение программы намечено на 2025 г. До уровня В61-12 запланирована модернизация 400 – 50 бомб В61.

-25
-26
Подготовка бомбы В61-12 к испытаниям на вибростенде, Киртленд, 2019 г.
Подготовка бомбы В61-12 к испытаниям на вибростенде, Киртленд, 2019 г.
-28
-29

Осенью 2023 г. министерство обороны США объявило о планах разработки бомбы В61-13, предназначенной для замены бомбы В61-7 с близким по значению тротиловым эквивалентом (340 – 360 кт), но дополненной модернизационным комплектом от изделия В61-12, повышающем точность бомбометания.

В 2002 г. США располагали 520 бомбами В61-3, 680 В61-4, 470 В61-7, 205 В61-10 и 50 В61-11.

Бомбы В61-12/13 будут оставаться на вооружении ВВС США минимум до 2025 г. Вариант В61-11 предполагалось снять с вооружения к 2020 г.

Носителями бомб В61 ранних моделей являлись стратегические бомбардировщики ВВС США и тактические самолеты F-15E, F-16, F-35A, «Торнадо». Носителем бомбы В61-11, предположительно, является только бомбардировщик В-2. Первым в 2020 г. в качестве носителя бомбы В61-12 был сертифицирован истребитель-бомбардировщик F-15E, в 2021 г. применение этой бомбы было одобрено для F-16, в 2024 г. - для F-35A. Носителями бомбы В61-13, скорее всего, станут только стратегические бомбардировщики В-2 и В-21.

В83

Термоядерная бомба В83 была разработана в конце 70-х гг. как замена бомб В28 и В43, а также «стратегической» бомбы В53. Бомба оснащена тормозным парашютом. Масса бомбы 1100 кг, длина 3,7 м, диаметр 0,5 м. Бомба оснащена БЧ переменной мощности, тротиловый эквивалент БЧ возможно изменять в пределах от нескольких кт до 1,2 Мт. Корпус бомбы изготовлен из высокопрочной стали. Бомба предназначена, в первую очередь для уничтожения хорошо защищенных сооружений, таких как пусковые шахты межконтинентальных баллистических ракет.

Серийное производство началось в 1983 г. Изготовлено порядка 650 бомб В83. Бомбометание возможно на скоростях до М=1,4 практически всем диапазоне рабочих высот самолетов тактической авиации.

В 2022 г. было озвучено намерение снять бомбы В83 с вооружения. Заменой бомбы В83 считается бомба В61-13. Носителями бомбы В83 являются бомбардировщики САК ВВС США и самолеты тактической авиации – F-16 и F-15E.

Бомба В83 у самолета FB-111, 1984 г.
Бомба В83 у самолета FB-111, 1984 г.
Испытательный сброс бомбы В83 с F-4C, 1983 г.
Испытательный сброс бомбы В83 с F-4C, 1983 г.
Испытательный сброс бомбы В83 с В-1В.
Испытательный сброс бомбы В83 с В-1В.
Бомба ВА83, авиабаза Эллсуорт, 1984 г.
Бомба ВА83, авиабаза Эллсуорт, 1984 г.

WE.177

Термоядерная бомба WE.177 разработана в Великобритании в 60-е гг. Выпускалась в трех вариантах (А, В, С) с боевыми частями мощностью в тротиловом эквиваленте 0,5 (А), 450 (В) и 200 (С) килотонн. Масса бомбы 277 (А) или 457 (В, С) кг, длинна 2,8 – 3,4 м, диаметр 0,4 м. Всего изготовлено 200 – 250 бомб WE.177.

Бомба WE.177 рассматривалась в качестве основной боевую нагрузку самолета TSR.2, поэтому требования к ней были гармонизированы с требованиями к самолету. Бомбометание возможно на скоростях до М=2,0 с высот не менее 15 м. Возможен также сброс бомбы с кабрирования.

ВВС Великобритании получили первые бомбы WE.177A в 1966 г. Носителями бомб WE.177 являлись самолеты «Вулкан», «Канберра», «Си Виксен», «Си Харриер», «Буканир», «Ягуар» и «Торнадо».

Бомбы WE.177А сняты с вооружения в 1992 г., WE-177В/C – в 1998 г.

Бомба WE.177, окрестности авиабазы Фэйфорд, 70-е гг.
Бомба WE.177, окрестности авиабазы Фэйфорд, 70-е гг.
Испытательный сброс бомбы WE.177 с бомбардировщика "Канберра" в горизонтальном полете.
Испытательный сброс бомбы WE.177 с бомбардировщика "Канберра" в горизонтальном полете.
Испытательный сброс бомбы WE.177 с самолета "Буканир" в режиме кабрирования.
Испытательный сброс бомбы WE.177 с самолета "Буканир" в режиме кабрирования.
Испытательный сброс бомбы WE.177 с самолета "Торнадо" на околозвуковой скорости.
Испытательный сброс бомбы WE.177 с самолета "Торнадо" на околозвуковой скорости.

Складирование спецбоеприпасов тактической авиации НАТО в Европе: https://dzen.ru/a/ZuGDALIwdWcjd4SC

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц